Форум на Musicals.Ru

Форум на Musicals.Ru (http://musicals.ru/board/index.php)
-   Do you hear the people sing? (http://musicals.ru/board/forumdisplay.php?f=9)
-   -   Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян (http://musicals.ru/board/showthread.php?t=3362)

pinot_blanc 13-06-2007 23:01

Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Ссылка на небольшой рассказ о мастер-классе по вокалу:
http://community.livejournal.com/ru_vocal/165226.html

Mr. Black 14-06-2007 01:18

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Спасибо. Очень интересно было читать. Хотя в общем-то осталось непонятно, в чем особенность методики Сетракян.
А вообще завидуем, конечно. :)

pinot_blanc 14-06-2007 12:46

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Особенность методики в том, что "актерское исполнительство и есть вокальная техника".
Каких-либо особых упражнений практически нет, есть определенный процесс, который проходит каждый студент в течение курса и после него.

Цитирую интервью, которое лежит по приведенной в начале заметки ссылке: "Этот метод, в котором пение человека начинает жить в симбиозе с его актерским мастерством, олицетворяет, на мой взгляд, союз души и тела. А в современном обществе все как раз наоборот: в жизни для плоти часто нет места ничему духовному; люди бегут от боли и отрицательных эмоций, запирая их в своей голове и не позволяя им вырваться из этого царства мыслей, дабы они не навредили телу. Нечто похожее случается с певцами, зубрящими одну лишь технику, ведь их желания сводятся лишь к тому, чтобы уметь создавать чистое, хорошее звучание, и они полностью сосредоточены на этой мысли. У таких вокалистов желаемое получается лишь отчасти: выходит довольно неплохой звук, но в нем нет никакой жизни. Поэтому погружение в уроки пения, наполненного чувствами, эмоциями было очень полезно для меня. И теперь я хочу поделиться моей личной мечтой со всем миром".

Оригинал того же интервью на английском:
http://www.evasimontacchi.com/index....d=158&Itemid=6

Mr. Black 14-06-2007 23:03

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
О! Прекрасная методика..... Сейчас читаю Сета Риггза - там тоже об актерском мастерстве много говорится.

charisma 15-06-2007 01:43

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Сетт Ригзз это не постановочная методика, а скорее корректирующая (снимает зажимы, в частности). Хотя ее продвигают как универсальную, на самом деле она больше всего применима к поп-музыке, где не нужно петь большим звуком и голосу не обязательно быть богатым обертонами (а эти два качества в голосе развиваются, когда идет работа над резонаторами, а не только над сглаживанием регистров, как в SLS). Я не знаю ни одной крупной бродвейской звезды, которая бы обучалась у Риггза (которой Риггз ставил бы голос), тем более оперной. На самом деле у него эклектичная методика, и она использует достижения уже имеющихся школ (скажем, пение на опущенной гортани придумал не он:)) и в целом не противоречит каким-то основным законам пения. Я думаю, что ее новаторство состоит в том, что она очень хорошо продается - у Риггза система сертифицированных учителей:)

Что касается "союза души и тела" и актерского мастерства, то актерское мастерство не научит петь - это точно. Пение - это психический процесс, поэтому, конечно, человеку внутренне раскрепощенному петь будет проще Актерское мастерство может в этом помочь, как оно - вне всяких сомнений - может помочь сделать пение выразительным и даже помочь в занятиях, потому что очень часто педагоги апеллируют к воображению ученика, и человек с актерской жилкой скрее представит себя скрипкой:)). Но поставить голос или исправить вокальные недостатки - качку там, или тремоляцию, расширить диапазон, обогатить голос красками, сделать его гибким, можно только путем методичных занятий техникой. Так что в этих рассуждениях о душе и теле есть немного от шаманства.

Кстати, на сайте Сетракян сказано, что она бродвейская певица, но на Бродвее она пела только в ансамбле - в Хелло Долли:) Я так понимаю, что она в основном преподает в Италии... Вокальных педагогов в Штатах море, как и море желающих заниматься пением. Сетт Риггз, безусловно, очень популярен - потому что он курирует American Idol, и в общем он задал определенный стандарт в американской попсе, но вообще к методикам, которые излагаются в виде книжек и аудиокурсов, надо относиться осторожно:)

Я скоро выложу на сайте коротенькое интервью с Джуди Блейзер - актрисой и вокальным педагогом - действительно бродвейской актрисы. Жаль, что не получилось с ней поговорить о методике - но все же о каких-то интересных моментах она говорит.

Mr. Black 15-06-2007 02:10

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Автор charisma
Я не знаю ни одной крупной бродвейской звезды, которая бы обучалась у Риггза (которой Риггз ставил бы голос), тем более оперной.


Ну, например, Carol Burnett уверяет, что именно Сет ей голос поставил нормально, а до него она пела неправильно. Джули Эндрюс у него брала уроки (хотя голос он ей, конечно, не ставил), Майкл Болл тоже. Я ни в коем случае не идеализирую СР, но мне лично кое-что из его упражнений помогает расширить диапазон и опустить эту проклятую гортань. По поводу обертонов - а он их и не обещает.

По поводу актерского - оно ПОМОГАЕТ улучшить ВОКАЛ и с точки зрения техники как ни странно. Просто надо правильно его применять. Пример из собственной практики: я впервые ТЕХНИЧЕСКИ правильно спел Wonderful из Wicked, ТОЛЬКО когда вошел в образ. А до этого - только получал по шее от вокалистки. И именно за технику.

А вообще вокал без актерского мастерства - это, пардон, ИДИОТИЗМ. Он же не имеет смысла (и в опере, и в мюзикле, и в жизни).

ЗЫ. Ждем с нетерпением интервью.
ЗЫЗЫ. С возвращением :)

charisma 15-06-2007 05:02

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

ЗЫЗЫ. С возвращением

Спасибо:)

Я думаю, что каждый человек индивидуален - что работает на одном, не работает на другом. Кому-то подходит SLS, кому-то какие-то другие методики. У каждом человека, кроме того, есть свое представление о том, как он в идеале должен звучать. Я, к слову, была тут на экзамене по вокалу в Гитисе - курс Немчинской. Очень поучительно.

Мне, например, "вхождение в образ" не помогает, потому что я значительно теряю в пении (кто-то говорил, что в пении должно быть горячим сердце, а голова - холодная:). И Сет Риггз в моем случае тоже не работает, как не будет работать любая методика без преподавателя - потому что за мной нужен глаз да глаз (вернее, ухо да ухо).

Цитата:

А вообще вокал без актерского мастерства - это, пардон, ИДИОТИЗМ. Он же не имеет смысла (и в опере, и в мюзикле, и в жизни).

Он может иметь смысл - очень долго зрителей в музыкальном театре привлекала именно виртуозность (американцы обожали итаянскую оперу, ни слова в ней не понимая - их поражала вся эта вокальная эквилибристика). Музыка бельканто вся на ней построена. Это просто такая эстетика. Было достаточно исполнить с апломбом каденцию, чтобы публика была счастлива. В опере вообще более крупный помол в выражении эмоций. Безусловно - опера разная бывает. Есть веризм с его заламыванием рук, страстями и всхлипами. Но все это не работает для Доницетти или Беллини. Им не чужда выразительность - конечно - но ее не сравнить с операми Верди, например, или барокко, которое исполняется гипервыразительно. А ведь белькантовый репертуар популярен и сейчас. Это о чем-то говорит. Люди могут получать наслаждение от чистого звука, от девяти верхних "до" в теноровой арии или лихо закрученной каденции. На самом деле все это - способ передать эмоции. Это своеобразный язык. И еще, конечно, это грандиозный show off для исполнителя (фа третьей октавы ничего не добавляет в образ Царицы Ночи). Но если ты гениальный актер, но посредственный певец - ты никогда не справишься с этим репертуаром. Безусловно, актерское мастерство может спасти ситуацию потому что далеко не все разбираются в тонкостях вокала, зато реагируют на эмоциональную подачу. Но это уже будет - в общем-то - подделка.

Если у тебя получилось преодолеть вокальные сложности с помощью вхождения в образ, то это потому, что ты раскрепостился и переключился (зациленность на собственных ошибках и неудачах может не давать двигаться вперед). То есть то, что казалось тебе трудным - на самом деле трудным не было. Я иногда так поступаю - просто перестаю думать о пении, о том, что меня ждет сейчас неудобный ход - например. Пение очень завязано на психике. Люди теряют голос не только потому, что что-то не впорядке с аппаратом, а и из-за нервного напряжения, например.

Я, в принципе, могу опубликовать интервью и здесь, просто я хотела в записях мастерклассов поискать еще какие-то советы и написать вступление. Так что пока то, что есть:


Джуди Блейзер о вокале.

- Вы слышали очень много самого разнообразного пения. Какое впечатление на вас оно произвело?

- Вы знаете, в оперном мире, откуда я происхожу, русские голоса - на мой взгляд – лучшие. Они густые, драматические, богато окрашенные. Русские голоса – это темные голоса. Итальянские голоса очень насыщенные, но, пожалуй, русские голоса самые насыщенные из всех. И мне это очень нравится. Однако есть пара вещей, на которые я обратила внимания. Певческая манера, характерная для музыкального театра, тяжело дается русским, потому что не является частью вашей культуры. Мне кажется, что вы знакомитесь с музыкальным театром не через самые лучшие его произведения. Мне бы очень хотелось, чтобы у русских появилась возможность поработать над современными произведениями… Речь идет не о поп- и коммерческих мюзиклах, а о работах, созданных творчески одаренными молодыми авторами, такими, как Майкл Джон, Рикки Гордон, Майкл ЛаКьюза (Michael LaChiusa), Адам Геттел (Adam Gettel)…

- Браун?

- Да, конечно, и Джейсон Роберт Браун. И он легче для исполнения, чем те авторы, о которых я говорила, он проще пишет. Было бы здорово, если бы эти люди сюда приехали и поработали, потому что Иисус Христос Суперзвезда, Мисс Сайгон – буду с вами откровенна – по-моему, не самые лучшие мюзиклы... Когда мне было 16-17 лет, мне очень нравился “Иисус Христос” - рок-н-ролл, все такое… Но это не самый хороший мюзикл. Мне кажется, что русские только выиграют, если посмотрят в сторону классических мюзиклов Роджерса и Хаммерстайна, Лернера и Лоу…

- Когда вы предложили нашим “звездам” разучить классические номера, они были очень смущены, потому что здесь этот материал мало знаком.

- Вы имеете в виду классический музыкальный театр? Здесь не знают Роджерса и Хаммерстайна?

- У нас знают “Мою прекрасную леди” Лернера и Лоу, “Скрипача на крыше”, “Человека из Ламанчи”, но часто их ставят театры, где основной репертуар – оперетта, и это выходит у них неважно…

- А ведь Моя прекрасная леди – это ведь произведение Джорджа Бернарда Шоу, одного из величайших ирландских писателей, его произведения очень социальны, очень глубоки, Элиза Дулиттл – это один из интереснейших образов…

- Людям кажется, что музыка там очень простая, а она не простая, она…

- Доступная. И если взять голос, такой, как у этого молодого человека (Джуди обращается к одному из участников мастерклассов), это же Ланселот, он же может играть в любом шоу Роджерса и Хаммерстайна… Боже, сколько хорошей музыки он мог бы исполнить!

- У меня вот еще какой вопрос. В нашей стране, если ты хочешь брать уроки вокала, приходится выбирать между педагогом, преподающим эстрадную манеру и педагогом, который обучает академическому вокалу. Какая школа предпочтительней для человека, который собирается играть в мюзиклах?

- Прежде всего, нужно слушать как можно больше вещей, написанных для музыкального театра, изучать джаз – как он устроен музыкально, но обучение пению лучше начинать с классического вокала, потому что он помогает выстроить и поддерживать вокальный инструмент. Это как ходить в спортивный зал – вы развиваете свои мускулы, лепите свое тело, но в то же время вы хотите разработать растянуть мышцы, сделать так, чтобы они были в рабочем состоянии как можно дольше. Эти же принципы работают и для пения.

Пение во многом происходит здесь (Джуди указывает на горло), но, кроме того, задействованы ваши уши, ваш разум. Вы должны чувствовать стиль. Я могу петь джазовые вещи, используя головной регистр, но звук при этом будет очень похож на джазовый... Всю вашу жизнь вам придется выбирать манеру, подходящую к тому стилю музыки, которую вы исполняете. И это надо делать так, чтобы не повередить своему голосу. Я думаю, что классическая школа - это хорошая основа. Пойте итальянские арии, осваивайте итальянские гласные.

Советы и рекомендации Джуди Блейзер

Нет одинаковых голосов. Как и нет людей с одинаковым телом. Очень многое зависит от того, с чего вы начинали свое обучение пению. Сейчас, в то до смешного короткое время, которым мы располагаем, мы пытаемся научить говорить на одном языке пять тысяч человек, тысячи вокальных школ, две разных страны, мы пытаемся совершить невозможное.

У меня сложилось впечатление – из того, что я слышала - что все вы имеете привычку “бросать” музыкальную фразу, не пропевать ее до конца. Поэтому сквозное пение – это то, о чем мы хотим, чтобы вы задумались, когда будете изучать предложенный нами материал. Мы хотим, чтобы вы больше играли, но это не значит, что вы должны меньше петь. Петь “связно” это не значит петь громко, речь идет о сохранении тембра и ровном по громкости, без “выскакивающих” нот, звуковедении.

------------------------------

Актриса, певица и педагог Джуди Блейзер родилась в 1956 году. Ее родители – мать-итальянка и отец – польский еврей - встретились во время Второй мировой войны и обосновались в Америке. Оба они были музыкантами, и их дом стал своеобразным творческим центром, где было место и музыке, и театру, и танцу. В юности Джуди играла на скрипке, затем добилась успехов как академическая певица. Однако гораздо больше пения ее привлекало драматическое искусство, и мюзикл стал тем жанром, где Джуди смогла проявить себя в полной мере. Ее первой ролью стала Луиза в офф-бродвейском хите The Fantasticks. Джуди участвовала в бродвейских постановках таких шоу, как Me and My Girl и A ChangeintheHeir, а также входила в оригинальный состав мюзикла Titanic. В1994 году за роль Няни в офф-бродвейском мюзикле HelloAgain она была номинирована на премию Отдела Драмы как лучшая актриса второго плана.

Одна из последних работ Джуди – мюзикл Bernarda Alba Майкла ЛаКьюза (Michael LaChiusa) по пьесе Ф. Г. Лорки “Дом Бернарды Альбы”, в котором актриса сыграла одну из пяти дочерей главной героини – Магдалену.

Джуди много работает в региональном театре. MyFairLady, PeterPan, Kismet, Yankee Doodle Dand – это лишь некоторые из мюзиклов, в которых она была занята.

Джуди Блейзер также ведет преподавательскую деятельность. Несколько лет назад она организовала театральную школу “ArtistsCrossing”, в которой сложившиеся профессионалы делятся своими знаниями и опытом с начинающими актерами.

pinot_blanc 15-06-2007 18:50

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Автор charisma
Что касается "союза души и тела" и актерского мастерства, то актерское мастерство не научит петь - это точно. Пение - это психический процесс, поэтому, конечно, человеку внутренне раскрепощенному петь будет проще Актерское мастерство может в этом помочь, как оно - вне всяких сомнений - может помочь сделать пение выразительным и даже помочь в занятиях, потому что очень часто педагоги апеллируют к воображению ученика, и человек с актерской жилкой скрее представит себя скрипкой:)). Но поставить голос или исправить вокальные недостатки - качку там, или тремоляцию, расширить диапазон, обогатить голос красками, сделать его гибким, можно только путем методичных занятий техникой. Так что в этих рассуждениях о душе и теле есть немного от шаманства.


Есть, конечно. Но пение - они и само по себе разве не шаманство? :)
Техника, конечно, всегда остается техникой.
Вопрос только в том, идут ли качка и тремоляция от вокальной техники, от психики или от зажатости какой-нибудь мышцы.
И потом, мне лично малые частоты вибрато часто нравятся.

Цитата:

Автор charisma
Я думаю, что каждый человек индивидуален - что работает на одном, не работает на другом.

Сложно не согласиться.

charisma 15-06-2007 20:50

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Автор pinot_blanc
Но пение - они и само по себе разве не шаманство? :)
Техника, конечно, всегда остается техникой.
Вопрос только в том, идут ли качка и тремоляция от вокальной техники, от психики или от зажатости какой-нибудь мышцы.
И потом, мне лично малые частоты вибрато часто нравятся.


Это хороший вопрос - про шаманство. Я бы могла сказать - с позиций собственного опыта - что "однозначно нет", но выражусь более обтекаемо - не уверена, что пение это шаманство:)

Безусловно, пение - это не просто работа связок, гортани, трахеи, верхнего неба и т. д. и т. п. Оно состоит - имхо - из двух компонентов - собственно звукоизвлечения и исполнительской стороны. Первое включает себя технику, тембр, вибрато и так далее. То есть инструмент. Второе - музыкальность, чувство стиля, степень раскрепощенности, органичность - и, что самое важное, потребность выражать себя через пение, страсть к пению. Это качества личности, а не вокального аппарата.

Безусловно, какие-то из вышеперечисленных компонентов могут быть врожденными - музыкальность, способность улавливать особенности стиля, естественная постановка голоса или богатый природный тембр. Есть такие певцы - даже если они и занимались с кем-то, совершенно ясно, что это была скорее "коррекция" и полировка того, что у этого человека есть и так. Но обычно люди идут более длинным путем - потому что редко все эти качества встречаются в одном человеке. Поэтому приходится воспитывать их в себе (кроме страсти к пению, потому что если ее нет, обладай ты голосом Доминго, ты не станешь певцом).

Если чье-то пение производит впечатление шаманства, завораживает, увлекает, то это свидетельство сбалансированности - инструмент настроен идеально и тот, кто на нем играет - яркая личность, настоящий музыкант. Разумеется, когда это природный дар - это поражает. Но все-таки чаще хорошее пение - результат большого труда - это может быть работа над техникой или же работа над исполнительской стороной, но в любом случае речь идет о каком-то развитии врожденных качеств. Шаманство - это всего лишь иллюзия.

Относительно вибрато - безусловно - это вопрос индивидуального восприятия. Вот пению Пиаф или Матье быстрое вибрато придает неповторимый шарм, их слушать приятно - это определенный стиль. Но он ложится на определенную музыку. А когда кто-то поет мюзикловую арию трясущимся голосом, лично мне делается плохо:)

Mr. Black 16-06-2007 01:20

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Света, ты же прекрасно понимаешь, что то, что ты говоришь, это практически слова Сальери "Звуки умертвив, я музыку разъял как труп...". Пушкин не зря дает сравнение с трупом - это означает смерть музыки.
Так "технично" разбирать вокал - это тоже в общем-то "разъять его как труп". А ведь можно попробовать и по другому - даже через "шаманство".
Техника - это прекрасно, но вокал без актерского мастерства (а значит без подлинного переживания музыки) - это искусство мне абсолютно непонятное и не имеющее смысла. Может быть, я ошибаюсь. Но чем больше я занимаюсь, тем больше понимаю, что дело ДАЛЕКО не в технике. Или точнее - ДАЛЕКО НЕ ТОЛЬКО в ней.

ЗЫ. Спасибо за интервью.

mors 16-06-2007 01:48

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Артём, а мне кажется, Вы невнимательно прочитали.
Цитата:

Но чем больше я занимаюсь, тем больше понимаю, что дело ДАЛЕКО не в технике. Или точнее - ДАЛЕКО НЕ ТОЛЬКО в ней.
Не в ней, когда вопрос о технике уже давно закрыт. А Вы, я извиняюсь, сколько времени занимаетесь?

Mr. Black 16-06-2007 02:15

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Автор mors
А Вы, я извиняюсь, сколько времени занимаетесь?



8 лет, но с перерывами. А какое это имеет значение?

mors 16-06-2007 02:36

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Имеет значение. опыт и профессиональное отношение. Для Вас, видимо, это хобби?

pinot_blanc 16-06-2007 02:41

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Автор mors
Не в ней, когда вопрос о технике уже давно закрыт.


Техника, на мой взгляд, находится где-то посередине, а не в начале и не в конце.
Конечно, певцу нужно уметь правильно пользоваться своим инструментом - точно так же, как пианисту нужно правильно "ставить пальцы на клавиши" и просто наработать определенное количество часов игры.

С другой стороны, можно до потери пульса тарабанить гаммы, но если у тебя деревянные пальцы (и вообще тело), ты никогда ничего (ни "Полет шмеля", ни "В лесу родилась елочка") не сыграешь на сколько-нибудь высоком уровне. И техника у тебя никогда не будет такая, как у "гуттаперчевого" пианиста. И преждевременное изучение техники здесь, возможно, будет вредно, а не полезно.

Поэтому техника должна быть обязательно, но нужно ли с нее начинать и когда нужно к ней приступать - это вопрос индивидуальный.

С другой стороны, если говорить на примере мастер-класса, о котором идет речь, многим студентам в группе удавалось добиться значительных положительных сдвигов в результате "психической", а не технической, работы. Техника вроде улучшилась, а непосредственно с техникой работы не было. Конечно, речь не идет об уровне выпускного экзамена гнесинки или об академическом вокале. И тем не менее.

Кстати, хочу заметить, что не веду разговор об оперных вершинах и об опере вообще (которая сама по себе уже определенная вершина), потому как что там происходит, мне неведомо. Не тот у меня уровень. Я говорю о более приземленных случаях. :)
Хотя не думаю, что "наверху" как-то особо по-другому.

mors 16-06-2007 02:59

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Поэтому техника должна быть обязательно, но нужно ли с нее начинать и когда нужно к ней приступать - это вопрос индивидуальный.
Сложно представить, как может получиться что-то, если исполнитель "не приступил к технике". Анекдот:
- Доктор, а после операции я буду играть на скрипке?
- Конечно будете, ведь это рядовая операция. Удаление аппендикса.
- Какая же рядовая: никогда не играл, а теперь буду!

Цитата:

С другой стороны, можно до потери пульса тарабанить гаммы, но если у тебя деревянные пальцы (и вообще тело), ты никогда ничего (ни "Полет шмеля", ни "В лесу родилась елочка") не сыграешь на сколько-нибудь высоком уровне. И техника у тебя никогда не будет такая, как у "гуттаперчевого" пианиста. И преждевременное изучение техники здесь, возможно, будет вредно, а не полезно.

Собственно, тарабанить гаммы необходимо именно для того, чтобы превратить деревянные пальцы в гуттаперчевые. Они, не деревянные-то, откуда возьмутся? Тем более, если человек "приступает к технике" в детстве, когда с координацией большие проблемы.
И это только один из технических аспектов. А ещё музыкальный слух, память, умение воспринимать и разучивать новый материал за короткий срок, эмоциональность. Это всё требует огромной работы. С такими навыками, как Вы понимаете, никто не рождается.

charisma 16-06-2007 03:24

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Света, ты же прекрасно понимаешь, что то, что ты говоришь, это практически слова Сальери "Звуки умертвив, я музыку разъял как труп...". Пушкин не зря дает сравнение с трупом - это означает смерть музыки.


О нет, я говорю совсем не об этом. Я говорю о том, что хорошо играть на плохо настроенном инструменте очень трудно. Никакое актерское мастерство не поможет. Вот и все.

Пушкин сделал ремесленника Сальери антиподом Моцарта с его божественным огнем, но если отбросить драматургию и всякие там идеологические задачи, которые ставил перед собой Алексанр Сергеевич - совершенно очевидно, что Сальери рассуждает как нормальный профессионал. Cам Моцарт и у Пушкина (и на самом деле) считал Сальери равным себе, коллегой по цеху, "сыном гармонии" - таким же, как и он сам:). Моцарт был прекрасным "технарем", не взбалмошным гением, действующим по наитию. Слова Пушкина - не о музыке, а о творчестве вообще. Ведь точно также можно разъять и слово, и живопись свести к набору технических приемов... в попытке отыскать рецепт для создания гениального произведения искусства.

Можно ли восхищаться голой техникой? А почему бы и нет? Нравятся же людям поющий автомат Валерия, например. Есть масса людей, которые восхищаются красивым звуком - он тоже может трогать за душу, как все красивое и может быть эстетическим переживанием. С другой стороны, есть певцы, которые упиваются звучанием собственного голоса - и в этом находят самовыражение. Отстраненность и бесстрастность, в конце концов, просто может быть художественным выбором.

Если такое искусство тебе не близко, это не значит, что оно не имеет смысла - оно не имеет смысла _для тебя_. Вполне возможно, правда, что речь действительно идет о мертвом искусстве. Но ведь кому-то нравятся искусственные цветы, да? Нет тут однозначных ответов - мне кажется.

Цитата:

А ведь можно попробовать и по другому - даже через "шаманство".
Техника - это прекрасно, но вокал без актерского мастерства (а значит без подлинного переживания музыки) - это искусство мне абсолютно непонятное и не имеющее смысла.


Я обмолвилась выше, что была на экзамене в Гитисе. Так вот я слышала там выразительное с точки актерского мастерства пение, но неграмотное с точки зрения вокала (с моей точки зрения). С другой стороны "звукоиспускание" тоже быстро надоедает. Нужно по возможности стремиться и к технике и к исполнительству. Просто когда вторым пытаются подменить первое - это знаешь... для меня как попытка подсунуть подделку.

Я не считаю, что человек, не владеющий в совершенстве техникой, должен не вылезать из класса и не показывать себя людям, не выходить на сцену - например. И когда речь идет о любительском творчестве - я смотрю на какие-то недостатки школы спокойно. Конечно, пока человек не гнет пальцы:))))

Я очень много говорю о технике не потому, что считаю, что техника - это все. Я согласна - в общем - со всем, что ты говоришь, Артем. Просто в нашей стране довольно низкая вокальная культура:) А пока нет нормального фундамента, невозможно возводить стены.

charisma 16-06-2007 03:37

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Техника, на мой взгляд, находится где-то посередине, а не в начале и не в конце. Конечно, певцу нужно уметь правильно пользоваться своим инструментом - точно так же, как пианисту нужно правильно "ставить пальцы на клавиши" и просто наработать определенное количество часов игры.

Это не количество часов, это количество лет каждодневной работы. 8 лет в музыкальной школе, 4 - да? года в училище, пять лет в консерватории и еще пару лет в аспирантуре. Академический певец учится минимум 10 лет - если он только не уникум. При этом упражнения поют постоянно. И потом на протяжении жизни они продолжают заниматься. В музыкальном театре народ тоже учится много - и обычно с раннего детства. И если ты хочешь быть конкурентноспособным - ты должен уметь очень много. В том числе и в вокале - во всяком случае ты должен владеть разными исполнительскими манерами. А что это - как не владение определенными приемами?

Техника находится в самом начале. Это - фундамент.

Цитата:

С другой стороны, если говорить на примере мастер-класса, о котором идет речь, многим студентам в группе удавалось добиться значительных положительных сдвигов в результате "психической", а не технической, работы.

Это своеобразный экстерн. Я наблюдала подобное на мастерклассах в москве. Сдвиг есть, пока работают с педагогом. Замечательные господа американцы уезжают - и люди возвращаются в прежнее состояние. Это не значит, что мастерклассы бесполезны. Они очень важны. Но они скорее помогут освоить какие-то отдельные приемы - в технике - помогут в исполнительской стороне - но петь они не научат.
Мастер-классы задают некие ориентиры, но не закрепляют навыки.

pinot_blanc 16-06-2007 13:09

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Автор mors
Сложно представить, как может получиться что-то, если исполнитель "не приступил к технике".


Я же говорю не о конечном результате, а о процессе, растянутом на долгое время.
Не нужно, чтобы что-то получалось сразу.
Дети, прежде чем начать говорить, долгое время просто издают звуки, мелодию речи. Связные предложения появляются намного позже.
Возможно, и певцу стоит сначала какое-то время просто готовить себя, а потом уже на подготовленный аппарат накладывать технику.

В восточных учениях есть мнение, что человеку, прежде чем развиваться, нужно сначала добраться до своего "нулевого", природно-гармоничного состояния, потому что обычно человек изначально находится в минусе. И пока ты не добрался до "нуля", ворота к вершинам для тебя закрыты. Добраться "до нуля" - уже много.
Мне кажется, здесь можно провести параллель.
Зачем нарабатывать технику "вопреки", когда можно нарабатывать ее "с помощью", на благодатной подготовленной почве?

Цитата:

Автор charisma
Техника находится в самом начале. Это - фундамент.


Другими словами, если называть технику фундаментом, не нужно забывать и о качестве грунта. На зыбком песке фундамент "поплывет" и здание не будет крепко стоять.

mors 16-06-2007 14:15

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Возможно, и певцу стоит сначала какое-то время просто готовить себя, а потом уже на подготовленный аппарат накладывать технику.
А что значит "подготовить себя" и откуда берётся "подготовленный аппарат"? Обычно аппарат подготавливается соответствующими упражнениями и репертуаром. Или изобретена некая альтернатива? Тогда запатентовать бы.
Цитата:

В восточных учениях есть мнение, что человеку, прежде чем развиваться, нужно сначала добраться до своего "нулевого", природно-гармоничного состояния, потому что обычно человек изначально находится в минусе. И пока ты не добрался до "нуля", ворота к вершинам для тебя закрыты. Добраться "до нуля" - уже много.
Много, много. Добрался до нуля и - хорош! ;) Правильно?
Просто кому что: кто-то добирается до нуля, кто-то дело делает. У кого какие приоритеты.
Цитата:

На зыбком песке фундамент "поплывет" и здание не будет крепко стоять.
Значит его нужно укрепить. Грунт. В строительном деле существует множнство необходимых технологий. А лучше всего - не строить там, где не получается.
Цитата:

Зачем нарабатывать технику "вопреки", когда можно нарабатывать ее "с помощью", на благодатной подготовленной почве?
Вопреки чему?

charisma 16-06-2007 18:18

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Дети, прежде чем начать говорить, долгое время просто издают звуки, мелодию речи. Связные предложения появляются намного позже.
Возможно, и певцу стоит сначала какое-то время просто готовить себя, а потом уже на подготовленный аппарат накладывать технику.


Стоп! А что вы понимаете под техникой? Техника это - грубо говоря - то, как голос поставлен и насколько развиты его возможности. Где вы здесь видете время для подготовительного этапа?:))

Человек приходит к педагогу обычно с убежднием - что он не ноль и не минус. Или во всяком случае с мыслью, что "я белый лист, но я способен заполнить его красивыми знаками". Не все примут ваш "восточный" подход. Надо обладать очень низкой самооценкой - а в творчестве это равносильно профнепригодности. С другой стороны высокая самооценка на фоне отсутствия трезвого взгляда на себя - это еще хуже - имхо:)

Качество грунта - это ваши личные качества и ваши природные данные. Если вы амбициозны, упорны, у вас есть мозги и мало-мальски подходящий аппарат для того вида пения, которому вы собираетесь учиться - вы точно преуспеете. С другой стороны очень важно, в руки какого педагога вы попадате - шарлатанов очень много и много разных методик - тоже не всегда действенных.

Mr. Black 16-06-2007 23:55

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Автор mors
Имеет значение. опыт и профессиональное отношение. Для Вас, видимо, это хобби?


Для меня все мои хобби уже давно стали моей работой. И слава богу :)
Давайте не обо мне, а вокале.

Все прочитал - надо подумать.
Тут я еще и с "Тоски" (в постановке Большого) вернулся - и в общем нахожусь в ... тоскЕ. Поэтому пока писать не могу :(

Mr. Black 16-06-2007 23:58

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Автор charisma
Сальери рассуждает как нормальный профессионал.


Вот это не могу не отккоментировать - сорри. Не как профессионал, а именно как ремесленник.

Очень хорошо об этом у Зюскинда в "Контрабасе" есть - там главный герой тоже рассуждает как ремесленник, а мнит из себя профессионала. И только потом выясняется, что ремесленник всегда остается ремесленником. У Райкина в спектакле это особенно выразительно звучит.

charisma 17-06-2007 00:24

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Тут я еще и с "Тоски" (в постановке Большого) вернулся - и в общем нахожусь в ... тоскЕ. Поэтому пока писать не могу

А чего ты делаешь в Большом на Тоске, Артем?:) На Тоску в Большой не ходят. Ну, еще Майсурадзе можно послушать в принципе. А так... В Большой имеет смысл ходить на спектакли, поставленные в последние года. И то качество пенья там тоже никто не гарантирует:) Оперы хорошей в мск в принципе особенно и нет. Можно сходить в Геликон или в Статик - там нескучные спектакли. Но поют по-разному:))
Вот куда надо идти - это на Пеллеаса и Мелизанду в Стасик - там французские постановшики и музыкальный директом Марк Минковский - очень известный дирижер - вот это мероприятие обещает быть интересным. Или вот нового Онегина в Стасике хвалат.

Цитата:

Автор charisma
Сальери рассуждает как нормальный профессионал.

Вот это не могу не отккоментировать - сорри. Не как профессионал, а именно как ремесленник.



Может быть мы действительно немного по-разному смотрим на вещи:) Я не буду спорить:) Оба взгляда, безусловно, имеют право на существование.

mors 17-06-2007 00:28

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Не как профессионал, а именно как ремесленник.
Ремесленник - это и есть профессионал. Профессионализм - это владение ремеслом.

Цитата:

Давайте не обо мне, а вокале.
Как же можно говорить о вокале абстрактно, без конкретных примеров. Тем более, если человек берётся о чём-то рассуждать вслух и продвигать какие-либо идеи, он должен быть специалистом в этой области.

charisma 17-06-2007 00:34

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Тем более, если человек берётся о чём-то рассуждать вслух и продвигать какие-либо идеи, он должен быть специалистом в этой области.

Му, Алинище, ты бы ищо корочку попросила:)))))

Вот все мы тут занимаемся музыкой, некоторые из нас - вокалом. Вот давайте поговорим о том, кого чему учат (эстрадному пению или академу или джазу), кто чего добился (то есть с чего начинал и к чему пришел), какие проблемы решает в настоящее время. И главное - кто с какой целью занимается пением:))) Можно также об ангажиментах и результатах прослушиваний полялякать:)))

Mr. Black 17-06-2007 00:50

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Ага. Спорить действительно не стоит - действительно по-разному. Хотя честно говоря, с тобой спорить всегда интересно.

Относительно Большого - мне подарили два бесплатных билета. Я пошел смотреть новое здание - ничего, симпатично. Но пришлось, как вы понимаете, посмотреть и "ТоскУ". Про вокал я молчу -... ну, в смысле пару раз было очень громко, но в целом, например, Скарпиа так за весь спектакль не смог перекричать оркестр... хотя старался. А вот про актерское мастерство обязательно напишу... попозже... в жж...

Кстати, Майсурадзе и пел Каварадосси - его как раз слушать можно было, а вот смотреть на него было... хм... хм... тяжело... :)

В Геликон и в Стасик, конечно, загляну... Хотя я сильно чеховским фестивалем занят. ))

Mr. Black 17-06-2007 00:52

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Автор charisma
Му, Алинище, ты бы ищо корочку попросила:)))))

Вот все мы тут занимаемся музыкой, некоторые из нас - вокалом. Вот давайте поговорим о том, кого чему учат (эстрадному пению или академу или джазу), кто чего добился (то есть с чего начинал и к чему пришел), какие проблемы решает в настоящее время. И главное - кто с какой целью занимается пением:))) Можно также об ангажиментах и результатах прослушиваний полялякать:)))


Вот кстати, очень хорошая тема. Давайте действительно опишем, как кого учат. И что, как нам кажется, из этого работает. Заодно и обмен опытом.

charisma 18-06-2007 00:21

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
... и все посмотрели в мою сторону:))))

ладно, рассказываю:)

сначала о моем певческом опыте: 20 лет в хоре (от 2 до 4 раз в неделю по два часа) и 5 лет занятий сольным пением (2 - 3 раза в неделю, с аккомпаниатором). В "хоровой" период у меня было два педагога по вокалу - но непродолжительное время. Со вторым преподавателем сложились хорошие человеческие отношения - но мне кажется, что ей было интереснее работать с моими более одаренными одноклассницами:).

В хоре я пела во вторых альтах (когда это был детский хор) и во вторых сопрано (во взрослом смешанном хоре). Первое обстоятельство меня особенно веселит, потому что у меня лирическое сопрано (или даже лирико-колоратурное). 20 лет в хоре подарили много поездок, выступлений на разных пафосных площадках, знакомство с разнообразным хоровым репертуаром, способность довольно быстро разбирать новые произведения и запоминать музыку. Пение в альтах развило довольно сносный гармонический слух (ныне этот навык скорее можно считать пассивным, но партию - если я пою вторым голосом, я удерживаю). Во взрослом коллективе все бонусы сводились к развитию определенной музыкальности и работе с текстом. Из недостатков: неразвитый тембр (то есть совершенно детский голос), сильная тремоляция, отсутсвие грудного резонатора и кантилены, очень короткое дыхание, диапазон где-то октавы полторы, пестрый звук.

На каком-то этапе я поняла, что со мной происходит что-то не то, мне надоел хор (дирижер меня не очень любил:)), кроме того, мы начали устраивать любительские концерты в рамках мюзиклов.ру... Одна моя подруга - музыкант-теоретик занималась вокалом у некоего педагога и была страшно довольна. К нему я и обратилась. Как вы понимаете, педагог был "академиком". Не знаю, честно говоря, как бы я поступила, если бы у меня был выбор между "эстрадником" и "классиком"... В хоре я пела классику, дома слушала мюзиклы... Но - положа руку на сердце - я преклоняюсь перед классическими певцами. Мне было любопытно узнать, можно ли что-то сделать с моим голосом. Ключевой своей проблемой я считала тремоляцию. Я жестоко ошибалась, потому что, как я писала выше, список моих проблем был намного, намного шире. Проще говоря, я просто не умела петь. Совсем.

До того, как состоялся первый урок, я пошла на концерт учеников моего будущего учителя. Мне в целом понравилось, потому что даже у самых слабых чувствовались попытки петь "культурно". Меня подкупила одна совсем начинающая ученица, которая пыталась петь на пиано верхние ноты и странный молодой человек, который пел что-то такое типа "Блохи", и делал это очень артистично - несмотря на свою странность. А еще одна барышня довольно умело спела Касту Диву. В общем, я подумала, что если этот человек научил людей так петь - он не шарлатан:))

Я сразу скажу, что у меня никогда не было амбиций заниматься вокалом профессионально. Я понимала - и знаю это и сейчас, что моих природных данных недостаточно для сцены. Кроме того, у меня нет потребности демонстрировать себя людям (20 лет в хоре наложили на меня отпечаток и свели мой индивидуализм практически к нулю:)). У меня есть страсть к пению, к исследованию своих возможностей, в конце-концов, мне просто хотелось посмотреть на вокальное искусство изнутри. Но самое главное - пение устанавливает во мне внутреннюю гармонию (вот скажем, сегодня у меня был урок, и это немного сняло во мне напряжение от предстоящей завтра дурацкой деловой встречи, от которой я не знаю, чего ждать).

Школа, которой учит меня пой педагог, в общем, довольно традиционна, но это не русская школа с ее "маской", "пением на улыбке", упором на головное звучание. Цель моих занятий - пение на опоре, координация грудного и головного резонаторов (поискам "груди" отводится значительное время), сглаживание регистров, развитие кантилены, осознанная фразировка... С выразительностью у меня нет проблем - но я не на том пока этапе, чтобы думать только об исполнительстве. Я все еще на стадии постановки голоса.

Занимаюсь я минимум два раза в неделю. Полчаса постановочных упражнений + полчаса на репертуар. За пять лет я перепела очень много разной вкусной музыки. Где-то половина моих коллег по классу профессионально учится на вокалистов и, разумеется, они поют то, что им диктует их программа. У меня таких ограничений нет, поэтому я, например, не пою русские романсы и народные песни, которые не очень люблю - во всяком случае тот стандартный репертуар, что обычно поют начинающие. К сожалению, я также не пою ничего из мюзиклов - как правило эта музыка для меня низковата и она не демонстрирует достоинств моего голоса, если ее петь академом. Впрочем, я не теряю надежды исполнить что-нибудь из Гилберта и Салливана или из классических мюзиклов:) К моему счатью, против мюзикла как жанра мои педагоги ничего не имеют - они жили какое-то время в Штатах - в Лос-Анжелесе, и смотрели там музыкальные спектакли.

За пять лет, что я занимаюсь, с моим голосом произошли драматические изменения, но все же я еще очень далека от того звука, которым я могла бы петь. Только год назад стало понятно, что у меня в принципе есть голос. И когда мне говорят, что я способна издавать уже более-менее профессиональные звуки, я очень радуюсь. Я не могу сказать, что у меня убавилось недостатков - просто на смену одним пришли другие. Моя основная головная боль - тремоляция - в принципе под контролем. Хотя я считаю, что вибрато у меня слишком быстрое - это уже не тремоляция. В принципе, высоким голосам свойственно быстрое вибрато, но мне бы хотелось, чтобы оно было помедленнее.

У меня развился диапазон (при том, что каких-то специальных упражнений я не делала никогда - просто репертуар постепенно повышался). Сейчас у меня 2,5 октавы (от ля бемоля малой до ре третьей), но рабочий диапазон от си малой до до3 (это ноты, которые я пою в произведениях). Впрочем, я пару раз брала в произведении ми бемоль третьей октавы).

У меня также практически нет проблем с дыханием - его хватает на длинные фразы. Гортань у меня опускается без проблем, дыхание - еще с хорового детства - абдоминальное.

Голос у меня пока лирическо-субреточный. От того, что у меня от природы нет яркого грудного регистра, мне приходится тратить много сил и нервов на поиск этой густоты и объема, без которого мое высокое сопрано звучит очень прямолинейно и назойливо. В принципе, в рамках первой октавы что-то отдаленно напомнинающее "грудь" у меня появилось. Как говорит мой педагог, "головой вы неплохо наловчились петь". Но такое пение никому не нужно.

Довольно долго у меня не было проблем с регистрами - пока не стал подключаться грудной резонатор. Сначала я вообще не могла спеть до второй октавы. Потом переход переполз на до#-ре второй октавы, где и находится в данный момент. Это оченю портит мне жизнь, потому что эти ноты есть во всех произведениях. С верхами у меня нет проблем. Когда я пою в финале песни Ганны из Веселой Вдовы си второй октавы - меня охватывает нереальный восторг:)) Но все же мне хотелось, чтобы верх был объемнее.

Еще одна моя проблема - это зажимы. Временами у меня трясется нижняя челюсть, не очень заметно, но все же дрожит. У меня также не всегда звук фокусируется в одной точке - уходит куда-то в затылок:(( Еще большая проблема - это слова. Они у меня начали немного получаться последние полгода. Но все равно, когда я пою просто на гласную - а или особенно "и" - у меня более ровный и красивый звук. Также от старания я подключаю всякие ненужные мышцы, поэтому звук не всегда льется естественно. В принципе, я пока не очень искусна в пении на пиано, но филировать (то есть петь тихо) верха я могу. Ну и главное - грудной резонатор пока не всегда подключается.

У меня довольно подвижный голос, я с удовольствием пою колоратурные каденции - и думаю, что постепенно приду именно к подвижному репертуару (сегодня мне дали полонез Эльвиры из "Пуритан" Беллини. Хорошенький поворот. Но вроде я справилась со всеми загогулинами.) А вообще я тяготею к Моцарту и французской музыке. Мои педагоги считают, что мой голос очень подходит для оперетты, и, хотя я ее не очень люблю, я все же берусь разучивать такие вещи. В конце-концов, когда начинаешь исполнять всю эту "попсу" типа песни Ганны или куплетов Адели, открываешь эту музыку для себя заново.

Что касается обстановки на уроках - она очень дружеская, это обстановка сотрудничества. Мой педагог, правда, иногда может прицепиться к какой-то проблеме и мурыжить меня, пока не получится или пока ему не станет ясно, что я не могу что-то сделать правильно. Это единственный момент - где возможен прессинг. Временами у него случаются приступы перфекционизма и он начинает меня останавливать на каждой фразе, не давая мне допеть до конца. Я злюсь, конечно:)) Но это все рабочие моменты...

Мы много говорим о музыке, о пении, о записях (хотя я слушаю прискорбно мало). Нам очень повезло с аккомпаниатором - она настоящий коучер, хорошо знает репертуар, транспонирует в любую тональность:) В общем - мне повезло - со мной занимаются два талантливых, и, главное, добросовестных педагога.

То обстоятельство, что я занимаюь академом, не отвратило меня от мюзикла - напротив, дает возможность лучше понимать, как устроен мюзикловый вокал. Я бы с удовольствием попела мюзикловый репертуар. Дома иногда я полистываю всякие сборнички:))

Mr. Black 18-06-2007 03:14

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Света, я ТАК не смогу описать. Это очень мощно. Я даже терминологией не владею настолько, знаю только пару умных слов из серии: темб и тесситура )))

Посему - коротко о себе...

Вокал для меня - это приятная необходимость к пакету сценических навыков. В том числе и режиссерских. Я считаю, что режиссер мюзикла должне понимать, как собственно рождается вокал, как он управляется. Поэтому ему самому он не помешает научиться петь.

Конечно, сначала был хор в музыкальной школе: 6 лет подряд. Я сидел сначало в сопрано, а потом в альтах. А совсем потом - я принес справку от врача, и хор для меня (слава богу) закончился.

Потом началась "сольная" карьера - я играл в драматических спектаклях роли, которые требовали исполнения различного рода песен и собственно тогда у меня появились первые учителя, которые записали меня в тенора, хотя впоследствии оказалось, что я баритон. Учась на тенора (раз в неделю по часу), я мучался в тщетных попытка взять хотя бы "фа" и пару раз мне это удалось, однако, благодаря этим стараниям у меня появилась мерзкая привычка сжимать внешние мышщы гортани, когда надо достать до высокой ноты. С этой привычкой борюс до сих пор. Так что моя любимая проблема - это гортань. Вторая проблема - пение в нос. Поскольку ни гортань, ни нос удалить хирургическим путем не представлялось возможным, то я на время отступил от неравного боя и бросил свои занятия на долгие 3 года.

Потом в мою жизнь нагло вломился мюзикл, и занятия вокалом начали принимать более принимать более радикальный характер. У моего нонешнего педагога я занимаюсь 2,5 года и за это время:
- мне отрегулировали правильное дыхание (которое абдомиальное)
- расширили диапазончик (2 октавы есть, а если с фальцетом, то 3)
- впервые занялись моим фальцетом - его, оказывается, тоже надо развивать
- у меня наконец, появился постоянный репертуар, и он ВЕСЬ из мюзиклов.
- научили понимать, что ТО, что ты поешь НЕ менее важно чем то, КАК ты поешь.

Из упражнений мне особенно нравятся те, которые позволяют мне забыть о скромных возможностях моего диапазона и расширить его, при помощи введения физических движений: например, наклон вперед во время длинного арпеджио или толкание ф-но на самую высокую ноту на стакатто.

Из задач, которые ставлю себе - уйти наконец, от характерных песен и образов (типа Wonderful) и попробовать спеть что-то лирическое или драматическое. Сейчас работаем над дуэтом из "Ренты" I'll Cover You и над I Am What I Am из La Cage aux Folles. Глубоко в душе хочется спеть Гефсиманскую песенку Иисуса, но понимаю, что это не мое - поэтому не претендую.

Вот и все вроде бы.
Ах, нет... Не все... Может быть, на кастинги начну ходить. Хотя пока мне это было не нужно.

charisma 18-06-2007 04:43

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Спасибо за рассказ, очень интересно:))

Вообще-то тип голоса определяются не только диапазоном, но и тембральной окраской. Если у тебя нет верхних нот, это еще не значит, что ты - не тенор. Как и если у тебя есть нижние ноты это еще не значит, что ты - баритон:)) В этом отношении хороший пример - Доминго:) Тенора тоже бывают разные. Бывают лирические, а бывают драматические - эти как раз на грани баритона. Но все они поют верхнее до. У баритона верхняя граница - ля1 (если меня память не подводит). Мужские мюзикловые партии в принципе обычно где-то на грани нижней теноровой тесситуры и верхней баритональной (хотя существует масса исключений - вот какой-нибудь Джад из Оклахомы - это бас), поэтому тебе в принципе можно не заморачиваться над тем, какой у тебя вид голоса.

Тебе, наверное, очень помогли бы справиться с носовым призвуком и гортанью всякие добрые старые legit - стандарты типа Oh, what a beautiful morning, или песни Фредди из "Моей прекрасной леди", или So in love (Kiss me, Kate). Баритональные номера из Wonderful Town, у Керна есть в Show Boat кантиленные номера, потом наверняка есть что-то такое у Роджерса и Хаммерстайна (У Роджерса и Харта есть просто офигительные, я бы сказала, изысканные песни, но они скорее актерские, чем вокальные...но я очень рекомендую) Есть два отличных legit номера в Камелоте - они как раз баритональные. Их - если тебе не очень нравится эта музыка - можно просто петь как вокализы, на "а" или на "и". Разумеется, это должны быть итальянские гласные, то есть открытые. Кстати, мюзикловый вокал в принципе характерезуется именно открытостью гласных. Это его отличает от академа. Кстати, американцы на зимних мастер-классах говорили, что у нас мюзикловое пение очень подвержено влиянию поп и рок-вокала, и что это неправильно.

Есть вообще радикальный способ - попеть старинные итальянские арии - это советуют даже актерам мюзиклов. А после чистого леджит попеть вещи, где требуется мюзикловый стиль. Вот типа как раз I Am What I Am (хотя песня довольно нервическая), у СС есть такие номера, у многих современных композиторов... Рент - если я правильно понимаю стиль этого произведения - это скорее рок, но не музыкальный театр. То есть он-то как раз ближе к Гефсимании:))) Вообще достаточно просто посмотреть, что входит в стандартные сборники для баритонов и теноров - обычно там как раз есть и леджит и правильные характерные номера.

Гортань (а она у меня к тому же слишком подвижная - поэтому и тремолирует голос:(() и у меня стремительно лезет наверх, когда я пою высокие ноты... Тут главное не менять позицию - то есть нижние и верхние ноты формируются одинаково. Есть замечательное правило - чем выше ты поешь, тем больше ты открываешь рот и больше зеваешь - это, знаешь, тоже помогает опустить гортань. Очень полезно петь хроматическую гамму, всякие "слайды" или portamento, когда ты въезжаешь в следующую ноту, потому что чем меньше интервалы, тем больше шансов сохранить одинаковое положение аппарата. Все упражнения, связанные с движением и толканием пианино замечательны, и я знаю, что многим помогают. Вообще-то они всего лишь активизируют диафрагму, вернее мышцы, управляющие диафрагмой (а они отлично ощущаются, когда ты смеешься). Жаль, что на сцене нельзя это проделать:))) Вообще тут еще такой вопрос, ради чего это делается. Ради того, чтобы просто достать ноту или ради того, чтобы спеть эту ноту также как предыдущую... В иделе - для второго:))

pinot_blanc 18-06-2007 12:10

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Автор mors
А что значит "подготовить себя" и откуда берётся "подготовленный аппарат"? Обычно аппарат подготавливается соответствующими упражнениями и репертуаром.


Да, соответствующими упражнениями. Но совсем не обязательно связанными конкретно с голосом. Если какими-то упражнениями отпустить зажатые мышцы, то удастся избежать много ненужного вокального труда и битья об стенку головой (а некоторые бьюся в буквальном смысле слова), многое начнет получаться само собой. Еще неизвестно, как зажатость левой пятки скажется на окраске верхнего "ля". :)
Это я называю подготовкой. Она не обязательно должна проводиться "до", можно и "во время".

Цитата:

Автор mors
Много, много. Добрался до нуля и - хорош! ;) Правильно?
Просто кому что: кто-то добирается до нуля, кто-то дело делает. У кого какие приоритеты.


Цитата:

Автор charisma
Человек приходит к педагогу обычно с убеждением - что он не ноль и не минус. Или во всяком случае с мыслью, что "я белый лист, но я способен заполнить его красивыми знаками". Не все примут ваш "восточный" подход. Надо обладать очень низкой самооценкой - а в творчестве это равносильно профнепригодности. С другой стороны высокая самооценка на фоне отсутствия трезвого взгляда на себя - это еще хуже - имхо


"Ноль", о котором я говорил, - это стопроцентное выражение своих природных способностей (заложенных генами). Раскрыть себя на 100% - разве это мало? А выше нуля - это уже развитие сверх этого уровня. Другими словами, "ноль" — это то, как выглядело бы "вот это вот кривенькое-тоненькое деревце", если бы потенциал, заложенный в его семени, не был забит какими-то внешними факторами и был полностью реализован. Оно бы, возможно, выглядело, как могучий дуб. Или стройная береза.
Конечно, в потенциале человек не "ноль" и не "минус", и к педагогу он должен приходить (и приходит) с этим чувством. Человек должен чувствовать свой потенциал, это чувство будет двигать его вперед. У него внутри кроется много чего. Вопрос в том, что это нужно как-то вытащить из него на свет. Именно в этом я вижу задачу педагога, учителя. Поэтому, строго говоря, мне не очень нравится слово "постановка": получается, что преподаватель-то как раз считает, что ученик изначально ничего из себя не представляет и в него нужно что-то вбить. Будет ли это гармонично самому ученику? Неизвестно. Здесь мне близок подход, выраженный в известной фразе про скульптуры: "берешь камень и отсекаешь все ненужное".

Цитата:

Автор mors
Значит его нужно укрепить. Грунт. В строительном деле существует множество необходимых технологий. А лучше всего - не строить там, где не получается.


Отчего же? Возможно, сегодня это не получается, а завтра вы станете в этом лучшим. Главное - научиться чувствовать свои потенциальные возможности. Ну и чтобы ваш учитель их чувствовал.

Цитата:

Автор pinot_blanc
Зачем нарабатывать технику "вопреки", когда можно нарабатывать ее "с помощью", на благодатной подготовленной почве?

Цитата:

Автор mors
Вопреки чему?

Вопреки зажиму в левой пятке (см. п. 1) :)

Цитата:

Автор charisma
Качество грунта - это ваши личные качества и ваши природные данные. Если вы амбициозны, упорны, у вас есть мозги и мало-мальски подходящий аппарат для того вида пения, которому вы собираетесь учиться - вы точно преуспеете. С другой стороны очень важно, в руки какого педагога вы попадете - шарлатанов очень много и много разных методик - тоже не всегда действенных.

По этому поводу я ответил выше. Природные данные и личные качества тоже можно развивать, про это и речь. Можно развить в себе здоровые амбиции (а это и есть умение чувствовать собственный потенциал), а, возможно, и сделать аппарат из неподходящего подходящим и т.д.
Педагог - суперважен. Поэтому я долгое время избегал педагогов и повесил здесь информацию о том педагоге, который, как мне показалось, созвучен моим представлениям.

mors 18-06-2007 16:00

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Уважаемый! И нравится Вам о таких азбучных истинах говорить так, как будто бы это Ваше открытие какое-то? Всё уже украдено до нас. Тысячи лет как уже. Да, и нить разгвора уже куда-то уплыла. Видимо её не было изначально, иначе не было бы таких противоречий как себе, так и собеседникам.

pinot_blanc 18-06-2007 17:13

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Я всего лишь отвечал на ваши вопросы.
Простите, что обидел этим.

Не вижу в своих словах противоречий - ни собеседникам, ни тем более себе.
Я пишу о том, что интересует меня самого и, возможно, кого-то еще. Для себя я эти истины действительно открываю заново. И мне это интересно.

Если для вас это давно пройденный этап и вы - "десятиклассник", не стоит с пренебрежением смотреть на "первоклашек". У них все впереди.

mors 18-06-2007 17:19

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Нет, просто удивляет, почему "первоклашки" всегда так самоуверены. Ведь можно же попытаться представить, как это выглядит со стороны. А впереди у Вас, действительно, много интересного. В том числе много разачарований. Вы готовы к этому?

pinot_blanc 18-06-2007 17:24

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Автор mors
Вы готовы к этому?

К чему? Что кто-то может быть со мной не согласен? Ну, это базовый навык.

Вы если хотите научить уму-разуму - высказывайтесь по существу, пожалуйста.

mors 18-06-2007 17:29

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Вот! Вот. Читать можно внимательно?
Цитата:

Автор mors
А впереди у Вас, действительно, много интересного. В том числе много разачарований. Вы готовы к этому?

Что непонятного?
Уму-разуму, кстати, как и мастерству, научить нельзя. Можно только научиться.

pinot_blanc 18-06-2007 17:37

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Хорошо.
Не будем уходить в офф.

charisma 18-06-2007 17:44

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

. У него внутри кроется много чего. Вопрос в том, что это нужно как-то вытащить из него на свет. Именно в этом я вижу задачу педагога, учителя. Поэтому, строго говоря, мне не очень нравится слово "постановка": получается, что преподаватель-то как раз считает, что ученик изначально ничего из себя не представляет и в него нужно что-то вбить.

Очень необычный взгляд на вокальную педагогику. Это - выстраданное вами? Вы сменили много учителей? В вас что-то вбивали? Просто - наверное я счастливый человек - у меня никогда не было ощущения, что в меня что-то вбивали.

Если следовать вашей логике, у человека есть уже все необходимое для пения и это нужно выявить. Честно говоря, мне всегда казалось, что выявляются наклонности, а навыки (пения, рисования, вязания крючком) - формируются. Во всяком случае, это мне подсказывает мой педагогический опыт:)))

Ну ладно, оставим в стороне идеологические вопросы. Вы можете рассказать о конкретных упражнениях. Как, скажем, по г-же Сетракян строит разогрев (распевку, разминку) и так далее? Как она работает над произведениями? Какие именно вещи пели студенты? Какие технические советы и советы по репертуару она давала? Можете рассказать о том, что изменилось в вас? Не на уровне сознания (это мы уже поняли:)) - на уровне вашего пения?

pinot_blanc 18-06-2007 18:47

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Хотелось бы немного объясниться.
Я не предполагал вообще ничего обсуждать, потому что обсуждать что-либо, не побывав на месте и не пощупав своими руками, думаю, бесполезно.
Мне хотелось просто сказать, что вот, есть такое дело, если кому интересно, то пожалуйста, можете поехать и посмотреть/поучаствовать.
Я не "адепт метода" и никого ни к чему не призываю. Мне было интересно, вот и все. Кому-то это покажется неинтересным, скучным, вредным, глупым и т.д. - это личное дело каждого. Все, что я писал, - является моим личным мнением и совсем не обязательно выражает мнение ведущей семинара. Ее мнение изложено на ее сайте.
Про философию метода в интервью сказано достаточно.

Основная работа заключается в соединении собственных эмоций и потребностей исполнителя с техникой исполнения произведения. Цель - освободиться от напряжений и привнести в произведение собственные интимные чувства.

Описание семинара считаю делом столь же неблагодарным, как и пересказ мелодии на словах.

Конкретные упражнения меня как раз интересуют меньше всего, потому что не в них суть. Источников, где можно найти упражнения, превеликое множество.

Студенты пели, в основном, англоязычную попсу и мюзиклы. Уровень студентов был очень разный: от тех, кого можно завтра выпускать на сцену или кто уже давно на ней - до тех, кому еще далеко до этого.

Изменения во мне: перестал дирижировать руками, морщить лоб и закрывать глаза, приобрел уверенности.
Чудес за 4 дня не произошло: диапазон в два раза не увеличился, голос не стал поставленным, по результатам мастер-класса в Большой меня не приняли.
При всем при этом считаю полученный опыт во всех отношениях очень ценным.

Mr. Black 19-06-2007 00:39

Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
 
Цитата:

Автор charisma
Спасибо за рассказ, очень интересно:))

Вообще-то тип голоса определяются не только диапазоном, но и тембральной окраской. Если у тебя нет верхних нот, это еще не значит, что ты - не тенор. Как и если у тебя есть нижние ноты это еще не значит, что ты - баритон:)) В этом отношении хороший пример - Доминго:) Тенора тоже бывают разные. Бывают лирические, а бывают драматические - эти как раз на грани баритона. Но все они поют верхнее до. У баритона верхняя граница - ля1 (если меня память не подводит). Мужские мюзикловые партии в принципе обычно где-то на грани нижней теноровой тесситуры и верхней баритональной (хотя существует масса исключений - вот какой-нибудь Джад из Оклахомы - это бас), поэтому тебе в принципе можно не заморачиваться над тем, какой у тебя вид голоса.


Я знаю, как определяется тип голоса - и я все-таки баритон. Верхняя моя граница - это даже не ля, а в лучшем случае соль. Нижняя - тоже соль, но бемоль. Поэтому Фредди и всякие Бьютифул морнинги мне не подходят, к великому сожалению. Высоковато. С репертуаром в общем то проблем нет - в мюзиклах достаточно партий без верхних до.

Проблему (помимо гортани) вижу еще в том, что я не готов к тому, чтобы петь 8 раз в неделю. Голос, к сожалению, далеко не всегда ведет себя адекватно. Иногда бывает, что в гортани (даже сразу после распевки) страшное першение - и голос теряет звонкость, верхние ноты умирают и петь нормально уже не получается.

Итальянские арии - может быть, может быть. Хотя вряд ли смогу петь то, что не могу прочувствовать полноценно. Но возможно попробую.


Время GMT +4. Сейчас 04:54.

Лицензионный скрипт форума vBulletin 3.5.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
© 2001—2009, Musicals.Ru