![]() |
Плагиат, автоцитата или творческая работа?
Вообще-то эту тему уже затрагивали, но по разным тредам и в разное время, так что рискну завести новый топик.
Как расценивать само-цитирование композиторов мюзиклов? Бывает ведь: пересекаются музыкальные темы в Уайлдхорновых Jekyll & Hyde и The Scarlet Pimpernel. В Tanz der Vampire Jim Steinman старые свои песни переаранжировал да и в ход пустил. Кажется, даже у Эндрю-Ллойда такое случается, хоть и менее заметно. Наверно, есть и еще такие примеры? И считается ли такой приемчик нормальным или нет? Что скажут специалисты? :) А ведь еще и у других тащат, не только у себя. Ale на Мизерабельном топике приводила пример - отрывок из Чио-Чио-сан, до боли похожий на Bring him home... |
Ну, Rent... ;)))
|
У Ллойд Уэббера это направо и налево:))) Только тырит он у себя и у других по полтакта:))))
вот некоторые примеры того, как Эндрю "пристраивал" свои мелодии (подчерпнуто на сайте http://www.tiretracks.co.uk/ ): Иисус Христос Суперзвезда В этой рок-опере звучат по крайней мере две темы, которые можно считать секонд-хэндом, одна из них - это песня царя Ирода. Когда-то она была предназначалась для исполнения на конкурсе Евровидение и называлась "Try it and See". Автором фривольного текста, в котором девица предлагает слушателю совершенно забесплатно свою любовь, был, разумеется, Тим Райс. Затем друзья собирались использовать ее в своем проекте "Come Вack, Richard Your Country Needs You", но мюзикл так и не увидел свет. Ария Марии Магдалины "I Don't Know How to Love Him", прежде чем стать одной из самых прекрасных лирических баллад 20 века, имела другое название –"Kansas Morning". Пелось в ней, разумеется, о Канзасе, а страстей и душевных метаний не было и в помине. Эвита Дуэт Эвиты и Че "High Flying, Adored" был песней "Down the Farm", написанной для альбома "Ten Songs" британского певца Мэйнарда Уильямса. В тексте Райса герой мечтает покинуть родную ферму и отправиться в город, потому что в деревне нет никакой жизни, а в городе – шум, грязь, машины, полно народу и нет проблем с газом и электричеством. С этого же альбома была позаимcтвoвана еще одна песня – "I Cant' Go On", которая в партитуре "Эвиты" превратилась в "Buenos Aires". Кошки "Memory" в своей предыдущей жизни была финальной арией Нормы Дезмонд, героини на тот момент еще не законченного проекта Уэббера - мюзикла "Sunset Boulevard" (кстати, эту песню упрекали в том, что она смахивает на "Болеро" Равеля:))). Призрак оперы "Music of the Night" первоначально предназначалась для мюзикла "Aspects of Love" (кажется, это не единственная тема из Фантома, которая предназначалась для Аспектов), а "All I Ask of You" – песня с альбома Пласидо Доминго "My Life for a Song". Текст у нее очень странный – Пласидо поет о том, как ему не нравится рассказывать свою жизнь незнакомцам. И, наконец, Бульвар Сансет Песня "As If We Never Said Goodbye" была когда-то сочинена для мюзикла "By Jeeves", кроме того, она использовалась в незаконченном мюзикле "Cricket", а яростный "Sunset Boulevard" был взят с уже упомянутого мною альбома "Ten Songs". На самом деле, я думаю, что самоцитирование вещь неизбежная - у каждого композитора есть какие-то любимые ходы, гармонии... |
Вот что значит - спросить специалиста:D :D
Сразу море информации. И все-таки Уэббер, похоже, чаще перебрасывает в "ходовой проект" вещи либо практически неиспользованные, либо малоизвестные. Что вполне даже разумно. Но Total eclipse of the heart -то всем уши намозолила, а потом в мюзикл попала. По-моему, так это немножко чересчур. Hari, а что там в Rent? ;) |
Еще немного о Уэббере...
Мне недавно показалось, что No Matter What здорово смахивает на One More Angel in Heaven из Джозефа... Хотелось бы узнать мнение независимых экспертов по этому поводу:)
|
Цитата:
Может, отосплюсь (?!), напишу. А вообще, Пуччини, Сондхейм... много... |
Re: Еще немного о Уэббере...
Цитата:
|
А теперь послушаем мнение композитора ;-)))
Нижесказанное - с точки зрения человека, который пытался когда-то сочинять музыку. И иногда получалось.
К сожалению самоцитирование со временем неизбежно. На мой взгляд. Дело в том, что мелодии на ум десятками так просто не приходят. А если приходят, то обычно не к месту и фиговые. ;-))) Тем более есть определенное мышление человека, которое подсказывает определенные мелодические ходы. Кроме этого накладывает отпечаток та музыкальная атмосфера, в которой вертишься. То есть говорят, что человек заимствовал что-то, а на самом деле просто "всплыло в памяти", а исходник не вспомнился - выдал за свое. И вообще - нот всего 12. Чего вы еще хотите? ;-))) |
Re: А теперь послушаем мнение композитора ;-)))
Цитата:
Ага, и живем только дважды :D Насчет неосознанного "всплыло" - это да, это бывает. И излюбленные муз. ходы - дело обычное. Но ведь бывает, что большой мелодический кусок переставляют - тут уж явно сознательно. |
Вот еще вспомнилось:
I Could Have Dance All Night из My Fair Lady и песня из фильма "Я шагаю по Москве". Одна быстрее, другая медленнее. Только и разницы. Это в свое время была такая передачка "От форте до пьяно", там этот пример и приводился. Причем они эти песни даже совместили, смотрелось очень убедительно. |
Цитата:
Еще по поводу "заимствований": ну-как, сравните песню из "Обыкновенного чуда" Захарова ("Приходит день, приходит час...") и тему из Джеймса Бонда.:) |
Re: Еще немного о Уэббере...
Цитата:
Вот уж чего никогда не замечала... и по-прежнему не замечаю... :)))) |
По поводу плагиата и того, что у композитора "просто всплыло в памяти". Недавно меня уговорили посмотреть фильм Ландыш Серебристый. Так вот, есть там такой персонаж, у которого периодически "всплывают" гениальные мелодии, причем композитор искренне уверен, что это он сам придумал. То Шерб зонтики, то еще что. И есть там такой диалог:
- Я - гений! - Ты - вор! Из примеров: Одно время было модно утверждать, что тема 17 мгновений до боли смахивает на музыку Морриконе из "Профессионала". Не знаю, правда, что из них было раньше. По-моему, все-таки Мгновения. При желании сходства можно найти много где. ИМХО, критики пишущие рецензии, не случайно придумали такой канон рецензии - в этом произведении такая сцена напоминает нам о том, а такая-то об этом...Значит, если покопаться - все уже было "Ничто не ново под луной, все что есть, уже было" и т.д. Нет Библии ("Екклезиаста") под рукой, не могу точно процитировать. ИМХО, самоцитирование - вещь неизбежная. Мелодии действительно не десятками в голову приходят. А уж взять гениальное, но еще не использованное - сам Бог велел . Но иногда самоповторов чересчур много. ИМХО: Отверженные - яркий тому пример. |
17 мгновений сравнивали с темой из Love Story Франсиса Лея:)))
|
а вдруг и это...
Scarlet Pimpernel - The Riddle
и Sting - Untill... начало вроде даже рифмой совпадает. |
Хммм... Заинтересовали! Надо найти у Стинга эту песню. Уайлдхорн вообще... кхм... сборник цитат. Только не подумайте, он мне очень даже нравится:)
|
Уайлдхорн ни в чем не виноват - он хороший композитор. Последняя, понимаешь, надежда американского музыкального театра. :-))) (ну это если не считать Сондхейма, но у него музыке отводится далеко не самое первое место ;-)))
На мой взгляд дело еще и в том, что сейчас появляется очень много музыки. Настолько много, что (а нот-то по прежнему 12) нельзя уже придумать какой-то музыкальный ход, которого еще не было. Кстати у того же Роджерса, если прислушаться, можно обнаружить много самоцитирования. Это на мой взгляд нормально. Но это совершенно не значит, что композиторам следует брать чужие ноты и из них как из паззла складывать новые мелодии. :-)) Непросто все это, короче говоря :-)) |
Re: а вдруг и это...
Цитата:
Что-то общее есть, но какая рифма там совпадает, я так и не понял:) |
А я вот не думаю, что Уайлдхорн вот так прямо хороший композитор. Хотя очень люблю его вещи. Очень. :) :love
Ну, все-таки, не дело это, когда музыкальные фразы совпадают практически один в один, да еще так часто; отходы в производство, так, что ли? :) Самое обидное, это когда одну и ту же фразу он использует в абсолютно разных по настрою вещах. Ну как понимать в душераздирающей (хлюп!) вещи "Prayer" из SP фрагмент разудалой Bring on the Men из Джекилла? (я про строчки I'll fight my battles all alone, but make me strong! и So let's waste no more time, bring on the men!) Интересный материал для сравнения в этом плане дает концепт-альбом "Аленького цветочка". :))))) В Marguerite определенно есть что-то от Sympathy, Tenderness , а в Our Separate Ways - от Dangerous Game. Халтура-с. ;) P.S. Кого люблю, того и бью. :))))) :love |
Наташ , знаешь , мне даже как - то боязно тебе это говорить, но я иногда в Мизераблях мотивы Стармании слышу ...:rolleyes: :) :) Вот какие - то одинаковые муз . темы . Пытаюсь себя убедить , что это не так и снова слышу... :) :)
|
:o
Например? Я просто думаю, что у Пуччини Шонберг еще мог что-то свистнуть... :p но чтобы он прельстился мелодиями Берже? Извините... :))))) |
Цитата:
Насчет "заимствований". Когда слушаю Моцарта не покидает меня ощущение, что "где то я это уже слышала". :rolleyes: Не везде, конечно, но довольно часто. ;) |
Цитата:
Сейчас специально послушаю , чтобы точно определить "сомнительные" для меня места и напишу !:) |
To Ale
Сейчас попытаюсь объяснить , что я имела в виду :)
Может я не так выразилась и это не музыка в некоторых местах похожа , а актерское исполнение .:rolleyes: :) Послушала фр. концепт и Старм .- 94 Самое начало Мизераблей - там такой музыкальный перезвон , так и кажется , что запоют сейчас Монополис.:rolleyes: Потом :Rouge et noir - в некоторых местах просто Джонни Рокфор . Еще :Ce n`est rien - "проглядывает" Мари - Жанн . Наконец : Epiloque , там где слова Вольжана - Мари - Жанн с Рокфором , вместе взятые .:) Все это ИМХО , я не настаиваю , просто так слышу .:) А может так быть , что это такая одинаковая манера исполнения певцами просто ???:rolleyes: :) :) |
Насчет "заимствований". Когда слушаю Моцарта не покидает меня ощущение, что "где то я это уже слышала". :rolleyes: Не везде, конечно, но довольно часто. ;) [/b][/quote]
И мне тоже такое казалось. Но тут ведь просто мелодии самого Моцарта обыграны. Кстати, совершенно не сравнивая две этих вещи в целом, но в Призраке оперы "оперные" стилизации сделаны тоньше - и похоже на что-то, и пальцем в то же время не ткнешь. |
По поводу похожих начал: каждый раз, когда слышу "Could we start again" из Хайлайта, вспоминаю "Can't live", песенку то ли Мерайи Кери, то ли еще кого-то, и даже не уверена, что она так называется. Но вы поняли... В общем, очень похожи.
Анекдот в тему. Студент консерватории другу: "Вот, елы-палы, не сдал сонату, ничего в голову не шло". Друг: "Так взял бы сонату своего препода и сыграл ее наоборот!" Студент: "Да я так и сделал!! Получился Моцарт..." |
Опять же начало
Chorus Line - At The Ballet и Scarlet Pimpernel - She Was There это только рифма? или ноты тоже? потому как нот я не знаю. но на второе слова из первого могу пробубнить. |
"Самоцитирование" и "самоповтор" - вещи вполне обычные и даже естественные. Они встречаются у самых именитых классиков - Моцарт, Бетховен, Бах - сколько угодно. Что неудивительно при тех колоссальных объёмах музыки, которые они создавали."Самоповторы" свойственны и не только композиторам, но и другим весьма авторитетным людям. Например, у Пушкина сколько угодно встречается словосочетание "радость-младость", а про "кровь-любовь" я уж и не говорю, да и все поэты его поры их использовали.
Кстати, "самоцитирования" практически нет (во всяком случае, я не помню) у Стивена Сондхайма - это один из самых "неповторяющихся" композиторов. Вопреки странному заблуждению, что "музыка для него - не главное". Как раз музыка-то и главная у него. И она всегда весьма оригинальна (даже если не очень удачна). Кстати, если у кого будет возможность и желание- сравните Первую часть фортепианной сонаты N7 Прокофьева и Увертюру к "Кэтс". Будете приятно (или неприятно) удивлены. Помнится, Уэббер говорил, что Прокофьев - один из его самых любимых композиторов... А вообще, "невольный плагиат" - вещь вполне объяснимая. Профессиональные композиторы ведь довольно много слушают "чужой" музыки. Что-то невольно и неизбежно откладывается, потом- "всплывает". Это неприятно. Но не смертельно. Главное, чтобы не переходило разумных пределов. |
Цитата:
Я тоже сразу навскидку у него повторов не припоминаю, но если задуматься - Something Just Broke (из новых Ассассинов) и Four Black Dragons (из Тихоокеанских Увертюр). Очевидно, он как-то по-другому пишет, не от мелодий отталкивается, а от сюжета, может быть, поэтому если повторы и есть, то они больше "сюжетные" повторы. |
Цитата:
Да нет, от мелодии он тоже, конечно отталкивается, и она имеет для него не меньшее значение, чем для других, что бы он сам не говорил. Вообще, ни один композитор своей "кухни" никогда до конца не покажет, и как работает Сондхайм, мы в точности не знаем. Но очевидно, что он не позволяет себе никакой "халтуры" и никогда не опускался ниже своего уровня, в отличие от Уэббера, например. Всё же творческая неудача и "халтура" - суть разные вещи. А "похожестей" можно нарыть, при желании, сколько угодно, и у самых великих. В конце-концов, у каждого композитора есть свои клише... |
Время GMT +4. Сейчас 16:39. |
Лицензионный скрипт форума vBulletin 3.5.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
© 2001—2009, Musicals.Ru