![]() |
Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
Ссылка на небольшой рассказ о мастер-классе по вокалу:
http://community.livejournal.com/ru_vocal/165226.html |
Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
Спасибо. Очень интересно было читать. Хотя в общем-то осталось непонятно, в чем особенность методики Сетракян.
А вообще завидуем, конечно. :) |
Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
Особенность методики в том, что "актерское исполнительство и есть вокальная техника".
Каких-либо особых упражнений практически нет, есть определенный процесс, который проходит каждый студент в течение курса и после него. Цитирую интервью, которое лежит по приведенной в начале заметки ссылке: "Этот метод, в котором пение человека начинает жить в симбиозе с его актерским мастерством, олицетворяет, на мой взгляд, союз души и тела. А в современном обществе все как раз наоборот: в жизни для плоти часто нет места ничему духовному; люди бегут от боли и отрицательных эмоций, запирая их в своей голове и не позволяя им вырваться из этого царства мыслей, дабы они не навредили телу. Нечто похожее случается с певцами, зубрящими одну лишь технику, ведь их желания сводятся лишь к тому, чтобы уметь создавать чистое, хорошее звучание, и они полностью сосредоточены на этой мысли. У таких вокалистов желаемое получается лишь отчасти: выходит довольно неплохой звук, но в нем нет никакой жизни. Поэтому погружение в уроки пения, наполненного чувствами, эмоциями было очень полезно для меня. И теперь я хочу поделиться моей личной мечтой со всем миром". Оригинал того же интервью на английском: http://www.evasimontacchi.com/index....d=158&Itemid=6 |
Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
О! Прекрасная методика..... Сейчас читаю Сета Риггза - там тоже об актерском мастерстве много говорится.
|
Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
Сетт Ригзз это не постановочная методика, а скорее корректирующая (снимает зажимы, в частности). Хотя ее продвигают как универсальную, на самом деле она больше всего применима к поп-музыке, где не нужно петь большим звуком и голосу не обязательно быть богатым обертонами (а эти два качества в голосе развиваются, когда идет работа над резонаторами, а не только над сглаживанием регистров, как в SLS). Я не знаю ни одной крупной бродвейской звезды, которая бы обучалась у Риггза (которой Риггз ставил бы голос), тем более оперной. На самом деле у него эклектичная методика, и она использует достижения уже имеющихся школ (скажем, пение на опущенной гортани придумал не он:)) и в целом не противоречит каким-то основным законам пения. Я думаю, что ее новаторство состоит в том, что она очень хорошо продается - у Риггза система сертифицированных учителей:)
Что касается "союза души и тела" и актерского мастерства, то актерское мастерство не научит петь - это точно. Пение - это психический процесс, поэтому, конечно, человеку внутренне раскрепощенному петь будет проще Актерское мастерство может в этом помочь, как оно - вне всяких сомнений - может помочь сделать пение выразительным и даже помочь в занятиях, потому что очень часто педагоги апеллируют к воображению ученика, и человек с актерской жилкой скрее представит себя скрипкой:)). Но поставить голос или исправить вокальные недостатки - качку там, или тремоляцию, расширить диапазон, обогатить голос красками, сделать его гибким, можно только путем методичных занятий техникой. Так что в этих рассуждениях о душе и теле есть немного от шаманства. Кстати, на сайте Сетракян сказано, что она бродвейская певица, но на Бродвее она пела только в ансамбле - в Хелло Долли:) Я так понимаю, что она в основном преподает в Италии... Вокальных педагогов в Штатах море, как и море желающих заниматься пением. Сетт Риггз, безусловно, очень популярен - потому что он курирует American Idol, и в общем он задал определенный стандарт в американской попсе, но вообще к методикам, которые излагаются в виде книжек и аудиокурсов, надо относиться осторожно:) Я скоро выложу на сайте коротенькое интервью с Джуди Блейзер - актрисой и вокальным педагогом - действительно бродвейской актрисы. Жаль, что не получилось с ней поговорить о методике - но все же о каких-то интересных моментах она говорит. |
Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
Цитата:
Ну, например, Carol Burnett уверяет, что именно Сет ей голос поставил нормально, а до него она пела неправильно. Джули Эндрюс у него брала уроки (хотя голос он ей, конечно, не ставил), Майкл Болл тоже. Я ни в коем случае не идеализирую СР, но мне лично кое-что из его упражнений помогает расширить диапазон и опустить эту проклятую гортань. По поводу обертонов - а он их и не обещает. По поводу актерского - оно ПОМОГАЕТ улучшить ВОКАЛ и с точки зрения техники как ни странно. Просто надо правильно его применять. Пример из собственной практики: я впервые ТЕХНИЧЕСКИ правильно спел Wonderful из Wicked, ТОЛЬКО когда вошел в образ. А до этого - только получал по шее от вокалистки. И именно за технику. А вообще вокал без актерского мастерства - это, пардон, ИДИОТИЗМ. Он же не имеет смысла (и в опере, и в мюзикле, и в жизни). ЗЫ. Ждем с нетерпением интервью. ЗЫЗЫ. С возвращением :) |
Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
Цитата:
Спасибо:) Я думаю, что каждый человек индивидуален - что работает на одном, не работает на другом. Кому-то подходит SLS, кому-то какие-то другие методики. У каждом человека, кроме того, есть свое представление о том, как он в идеале должен звучать. Я, к слову, была тут на экзамене по вокалу в Гитисе - курс Немчинской. Очень поучительно. Мне, например, "вхождение в образ" не помогает, потому что я значительно теряю в пении (кто-то говорил, что в пении должно быть горячим сердце, а голова - холодная:). И Сет Риггз в моем случае тоже не работает, как не будет работать любая методика без преподавателя - потому что за мной нужен глаз да глаз (вернее, ухо да ухо). Цитата:
Он может иметь смысл - очень долго зрителей в музыкальном театре привлекала именно виртуозность (американцы обожали итаянскую оперу, ни слова в ней не понимая - их поражала вся эта вокальная эквилибристика). Музыка бельканто вся на ней построена. Это просто такая эстетика. Было достаточно исполнить с апломбом каденцию, чтобы публика была счастлива. В опере вообще более крупный помол в выражении эмоций. Безусловно - опера разная бывает. Есть веризм с его заламыванием рук, страстями и всхлипами. Но все это не работает для Доницетти или Беллини. Им не чужда выразительность - конечно - но ее не сравнить с операми Верди, например, или барокко, которое исполняется гипервыразительно. А ведь белькантовый репертуар популярен и сейчас. Это о чем-то говорит. Люди могут получать наслаждение от чистого звука, от девяти верхних "до" в теноровой арии или лихо закрученной каденции. На самом деле все это - способ передать эмоции. Это своеобразный язык. И еще, конечно, это грандиозный show off для исполнителя (фа третьей октавы ничего не добавляет в образ Царицы Ночи). Но если ты гениальный актер, но посредственный певец - ты никогда не справишься с этим репертуаром. Безусловно, актерское мастерство может спасти ситуацию потому что далеко не все разбираются в тонкостях вокала, зато реагируют на эмоциональную подачу. Но это уже будет - в общем-то - подделка. Если у тебя получилось преодолеть вокальные сложности с помощью вхождения в образ, то это потому, что ты раскрепостился и переключился (зациленность на собственных ошибках и неудачах может не давать двигаться вперед). То есть то, что казалось тебе трудным - на самом деле трудным не было. Я иногда так поступаю - просто перестаю думать о пении, о том, что меня ждет сейчас неудобный ход - например. Пение очень завязано на психике. Люди теряют голос не только потому, что что-то не впорядке с аппаратом, а и из-за нервного напряжения, например. Я, в принципе, могу опубликовать интервью и здесь, просто я хотела в записях мастерклассов поискать еще какие-то советы и написать вступление. Так что пока то, что есть: Джуди Блейзер о вокале. - Вы слышали очень много самого разнообразного пения. Какое впечатление на вас оно произвело? - Вы знаете, в оперном мире, откуда я происхожу, русские голоса - на мой взгляд – лучшие. Они густые, драматические, богато окрашенные. Русские голоса – это темные голоса. Итальянские голоса очень насыщенные, но, пожалуй, русские голоса самые насыщенные из всех. И мне это очень нравится. Однако есть пара вещей, на которые я обратила внимания. Певческая манера, характерная для музыкального театра, тяжело дается русским, потому что не является частью вашей культуры. Мне кажется, что вы знакомитесь с музыкальным театром не через самые лучшие его произведения. Мне бы очень хотелось, чтобы у русских появилась возможность поработать над современными произведениями… Речь идет не о поп- и коммерческих мюзиклах, а о работах, созданных творчески одаренными молодыми авторами, такими, как Майкл Джон, Рикки Гордон, Майкл ЛаКьюза (Michael LaChiusa), Адам Геттел (Adam Gettel)… - Браун? - Да, конечно, и Джейсон Роберт Браун. И он легче для исполнения, чем те авторы, о которых я говорила, он проще пишет. Было бы здорово, если бы эти люди сюда приехали и поработали, потому что Иисус Христос Суперзвезда, Мисс Сайгон – буду с вами откровенна – по-моему, не самые лучшие мюзиклы... Когда мне было 16-17 лет, мне очень нравился “Иисус Христос” - рок-н-ролл, все такое… Но это не самый хороший мюзикл. Мне кажется, что русские только выиграют, если посмотрят в сторону классических мюзиклов Роджерса и Хаммерстайна, Лернера и Лоу… - Когда вы предложили нашим “звездам” разучить классические номера, они были очень смущены, потому что здесь этот материал мало знаком. - Вы имеете в виду классический музыкальный театр? Здесь не знают Роджерса и Хаммерстайна? - У нас знают “Мою прекрасную леди” Лернера и Лоу, “Скрипача на крыше”, “Человека из Ламанчи”, но часто их ставят театры, где основной репертуар – оперетта, и это выходит у них неважно… - А ведь Моя прекрасная леди – это ведь произведение Джорджа Бернарда Шоу, одного из величайших ирландских писателей, его произведения очень социальны, очень глубоки, Элиза Дулиттл – это один из интереснейших образов… - Людям кажется, что музыка там очень простая, а она не простая, она… - Доступная. И если взять голос, такой, как у этого молодого человека (Джуди обращается к одному из участников мастерклассов), это же Ланселот, он же может играть в любом шоу Роджерса и Хаммерстайна… Боже, сколько хорошей музыки он мог бы исполнить! - У меня вот еще какой вопрос. В нашей стране, если ты хочешь брать уроки вокала, приходится выбирать между педагогом, преподающим эстрадную манеру и педагогом, который обучает академическому вокалу. Какая школа предпочтительней для человека, который собирается играть в мюзиклах? - Прежде всего, нужно слушать как можно больше вещей, написанных для музыкального театра, изучать джаз – как он устроен музыкально, но обучение пению лучше начинать с классического вокала, потому что он помогает выстроить и поддерживать вокальный инструмент. Это как ходить в спортивный зал – вы развиваете свои мускулы, лепите свое тело, но в то же время вы хотите разработать растянуть мышцы, сделать так, чтобы они были в рабочем состоянии как можно дольше. Эти же принципы работают и для пения. Пение во многом происходит здесь (Джуди указывает на горло), но, кроме того, задействованы ваши уши, ваш разум. Вы должны чувствовать стиль. Я могу петь джазовые вещи, используя головной регистр, но звук при этом будет очень похож на джазовый... Всю вашу жизнь вам придется выбирать манеру, подходящую к тому стилю музыки, которую вы исполняете. И это надо делать так, чтобы не повередить своему голосу. Я думаю, что классическая школа - это хорошая основа. Пойте итальянские арии, осваивайте итальянские гласные. Советы и рекомендации Джуди Блейзер Нет одинаковых голосов. Как и нет людей с одинаковым телом. Очень многое зависит от того, с чего вы начинали свое обучение пению. Сейчас, в то до смешного короткое время, которым мы располагаем, мы пытаемся научить говорить на одном языке пять тысяч человек, тысячи вокальных школ, две разных страны, мы пытаемся совершить невозможное. У меня сложилось впечатление – из того, что я слышала - что все вы имеете привычку “бросать” музыкальную фразу, не пропевать ее до конца. Поэтому сквозное пение – это то, о чем мы хотим, чтобы вы задумались, когда будете изучать предложенный нами материал. Мы хотим, чтобы вы больше играли, но это не значит, что вы должны меньше петь. Петь “связно” это не значит петь громко, речь идет о сохранении тембра и ровном по громкости, без “выскакивающих” нот, звуковедении. ------------------------------ Актриса, певица и педагог Джуди Блейзер родилась в 1956 году. Ее родители – мать-итальянка и отец – польский еврей - встретились во время Второй мировой войны и обосновались в Америке. Оба они были музыкантами, и их дом стал своеобразным творческим центром, где было место и музыке, и театру, и танцу. В юности Джуди играла на скрипке, затем добилась успехов как академическая певица. Однако гораздо больше пения ее привлекало драматическое искусство, и мюзикл стал тем жанром, где Джуди смогла проявить себя в полной мере. Ее первой ролью стала Луиза в офф-бродвейском хите The Fantasticks. Джуди участвовала в бродвейских постановках таких шоу, как Me and My Girl и A ChangeintheHeir, а также входила в оригинальный состав мюзикла Titanic. В1994 году за роль Няни в офф-бродвейском мюзикле HelloAgain она была номинирована на премию Отдела Драмы как лучшая актриса второго плана. Одна из последних работ Джуди – мюзикл Bernarda Alba Майкла ЛаКьюза (Michael LaChiusa) по пьесе Ф. Г. Лорки “Дом Бернарды Альбы”, в котором актриса сыграла одну из пяти дочерей главной героини – Магдалену. Джуди много работает в региональном театре. MyFairLady, PeterPan, Kismet, Yankee Doodle Dand – это лишь некоторые из мюзиклов, в которых она была занята. Джуди Блейзер также ведет преподавательскую деятельность. Несколько лет назад она организовала театральную школу “ArtistsCrossing”, в которой сложившиеся профессионалы делятся своими знаниями и опытом с начинающими актерами. |
Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
Цитата:
Есть, конечно. Но пение - они и само по себе разве не шаманство? :) Техника, конечно, всегда остается техникой. Вопрос только в том, идут ли качка и тремоляция от вокальной техники, от психики или от зажатости какой-нибудь мышцы. И потом, мне лично малые частоты вибрато часто нравятся. Цитата:
|
Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
Цитата:
Это хороший вопрос - про шаманство. Я бы могла сказать - с позиций собственного опыта - что "однозначно нет", но выражусь более обтекаемо - не уверена, что пение это шаманство:) Безусловно, пение - это не просто работа связок, гортани, трахеи, верхнего неба и т. д. и т. п. Оно состоит - имхо - из двух компонентов - собственно звукоизвлечения и исполнительской стороны. Первое включает себя технику, тембр, вибрато и так далее. То есть инструмент. Второе - музыкальность, чувство стиля, степень раскрепощенности, органичность - и, что самое важное, потребность выражать себя через пение, страсть к пению. Это качества личности, а не вокального аппарата. Безусловно, какие-то из вышеперечисленных компонентов могут быть врожденными - музыкальность, способность улавливать особенности стиля, естественная постановка голоса или богатый природный тембр. Есть такие певцы - даже если они и занимались с кем-то, совершенно ясно, что это была скорее "коррекция" и полировка того, что у этого человека есть и так. Но обычно люди идут более длинным путем - потому что редко все эти качества встречаются в одном человеке. Поэтому приходится воспитывать их в себе (кроме страсти к пению, потому что если ее нет, обладай ты голосом Доминго, ты не станешь певцом). Если чье-то пение производит впечатление шаманства, завораживает, увлекает, то это свидетельство сбалансированности - инструмент настроен идеально и тот, кто на нем играет - яркая личность, настоящий музыкант. Разумеется, когда это природный дар - это поражает. Но все-таки чаще хорошее пение - результат большого труда - это может быть работа над техникой или же работа над исполнительской стороной, но в любом случае речь идет о каком-то развитии врожденных качеств. Шаманство - это всего лишь иллюзия. Относительно вибрато - безусловно - это вопрос индивидуального восприятия. Вот пению Пиаф или Матье быстрое вибрато придает неповторимый шарм, их слушать приятно - это определенный стиль. Но он ложится на определенную музыку. А когда кто-то поет мюзикловую арию трясущимся голосом, лично мне делается плохо:) |
Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
Света, ты же прекрасно понимаешь, что то, что ты говоришь, это практически слова Сальери "Звуки умертвив, я музыку разъял как труп...". Пушкин не зря дает сравнение с трупом - это означает смерть музыки.
Так "технично" разбирать вокал - это тоже в общем-то "разъять его как труп". А ведь можно попробовать и по другому - даже через "шаманство". Техника - это прекрасно, но вокал без актерского мастерства (а значит без подлинного переживания музыки) - это искусство мне абсолютно непонятное и не имеющее смысла. Может быть, я ошибаюсь. Но чем больше я занимаюсь, тем больше понимаю, что дело ДАЛЕКО не в технике. Или точнее - ДАЛЕКО НЕ ТОЛЬКО в ней. ЗЫ. Спасибо за интервью. |
Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
Артём, а мне кажется, Вы невнимательно прочитали.
Цитата:
|
Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
Цитата:
8 лет, но с перерывами. А какое это имеет значение? |
Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
Имеет значение. опыт и профессиональное отношение. Для Вас, видимо, это хобби?
|
Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
Цитата:
Техника, на мой взгляд, находится где-то посередине, а не в начале и не в конце. Конечно, певцу нужно уметь правильно пользоваться своим инструментом - точно так же, как пианисту нужно правильно "ставить пальцы на клавиши" и просто наработать определенное количество часов игры. С другой стороны, можно до потери пульса тарабанить гаммы, но если у тебя деревянные пальцы (и вообще тело), ты никогда ничего (ни "Полет шмеля", ни "В лесу родилась елочка") не сыграешь на сколько-нибудь высоком уровне. И техника у тебя никогда не будет такая, как у "гуттаперчевого" пианиста. И преждевременное изучение техники здесь, возможно, будет вредно, а не полезно. Поэтому техника должна быть обязательно, но нужно ли с нее начинать и когда нужно к ней приступать - это вопрос индивидуальный. С другой стороны, если говорить на примере мастер-класса, о котором идет речь, многим студентам в группе удавалось добиться значительных положительных сдвигов в результате "психической", а не технической, работы. Техника вроде улучшилась, а непосредственно с техникой работы не было. Конечно, речь не идет об уровне выпускного экзамена гнесинки или об академическом вокале. И тем не менее. Кстати, хочу заметить, что не веду разговор об оперных вершинах и об опере вообще (которая сама по себе уже определенная вершина), потому как что там происходит, мне неведомо. Не тот у меня уровень. Я говорю о более приземленных случаях. :) Хотя не думаю, что "наверху" как-то особо по-другому. |
Re: Вокальный мастер-класс Мэри Сетракян
Цитата:
- Доктор, а после операции я буду играть на скрипке? - Конечно будете, ведь это рядовая операция. Удаление аппендикса. - Какая же рядовая: никогда не играл, а теперь буду! Цитата:
Собственно, тарабанить гаммы необходимо именно для того, чтобы превратить деревянные пальцы в гуттаперчевые. Они, не деревянные-то, откуда возьмутся? Тем более, если человек "приступает к технике" в детстве, когда с координацией большие проблемы. И это только один из технических аспектов. А ещё музыкальный слух, память, умение воспринимать и разучивать новый материал за короткий срок, эмоциональность. Это всё требует огромной работы. С такими навыками, как Вы понимаете, никто не рождается. |
Время GMT +4. Сейчас 00:15. |
Лицензионный скрипт форума vBulletin 3.5.4
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
© 2001—2009, Musicals.Ru