Обсуждение: Follies
Просмотреть только это сообщение
Старые 22-05-2005, 01:02   #1
WwWwW
Sunset Express
 
Аватар пользователя WwWwW
 
На форуме с: Jul 2003
Место жительства: Starlight Boulevard
Сообщений: 3,023
любовь Follies

Давно не открывались новые сондхаймовские топики. :D Непорядок. Исправляем. )

Я морально готов рассказать, рекомендовать к прослушиванию, поделиться информацией и др. материалами о мюзикле Follies, который в моем личном рейтинге входит в тройку лучших мюзиклов Сондхайма. Люблю я его давно - практически с первого прослушивания, музыка поражает сразу, но до сих пор не было времени/возможности детально разобраться с сюжетом.

Дело в том, что у мюзикла есть знаменитый "предшественник" - Follies Зигфилда, о которых мне раньше не было ничего известно и с которыми тоже пришлось разбираться отдельно. Оказалось, Follies (в некоторых переводах - "Шалуньи") Зигфилда - знаменитая серия ежегодных представлений, игравшихся на Бродвее в начале 20 века. Зигфилд - никакой не композитор и не автор этих представлений, а их продюсер. "Шалуньи" Зигфилда представляли собой музыкальные ревю в стиле представлений парижского кабаре Folies Bergeres (вот это не знаю, как переводится), существующего и по сей день. Представления Folies Bergeres в свою очередь были знамениты своими эротическими сценами. Зигфилдовские представления были пристойнее, но, как и в Folies Bergeres, в них тоже участвовали красивые женщины, на которых, собственно, и приходила смотреть бродвейская публика. И, как и полагается традиционному американскому музыкальному театру, Follies Зигфилда были выдержаны в комическом стиле.

Это предыстория, необходимая, чтобы понять, что же представляет собой одноименный мюзикл Сондхайма и в чем его прелесть. Во-первых, сюжет. В старом театре престарелый продюсер зигфилдовских Follies Дмитрий Вайссман (не знаю, реальное ли это лицо или нет, но известно, что после смерти Зигфилда его Follies "унаследовали" другие продюсеры, которые решили сохранить "товарный знак" и продолжили выпускать эти представления под именем Ziegfield Follies) собирает бывших актрис и актеров, в разные годы участвовавших в этих представлениях. Объявляет им, что театр, в котором шли Follies, будет снесен и поэтому он решил организовать здесь последнюю, прощальную вечеринку. Все приглашенные уже старенькие, они встречаются впервые после многолетней разлуки, с трудом узнают друг друга, ностальгируют по прошлому, по своей молодости. (Происходящее мне сильно напомнило наши встречи выпускников, совершенно та же атмосфера, только мы пока помоложе будем, а старички из мюзикла не виделись по 40 лет и больше. ) Собравшиеся исполняют некоторые номера из прошлых совместных представлений, пьют шампанское, весело проводят время (по-нашему - тусуются ). Среди приглашенных главные герои мюзикла - две семейные пары: Бен и Филлис, Бадди и Салли. Пары эти образовались в период расцвета Follies, Бен и Бадди были друзьями, Филлис и Салли - подругами. Обычная ситуация - два друга поженились на двух подружках. По ходу действия мы понимаем, что семейная жизнь обеих пар не сложилась. Бен и Филлис не любят друг друга, Бадди и Салли тоже несчастливы в браке. Оказывается, Бен любил не Филлис, а Салли, которая отвечала ему взаимностью. Женился же он опрометчиво на другой подруге - более эффектной Филлис. Тогда Салли в отместку вышла замуж за второго друга - Бадди. Ни тот, ни другой брак счастливыми не оказались, все четверо страдают. Встретившись вновь, Бен, Филлис, Бадди и Салли возвращаются к прежним отношениям, но понимают, что их поезд ушел, уже не время что-либо менять. Заканчивается вечеринка, гости расходятся, и каждый из главных героев уносит с собой свою печаль, расплачиваясь за ошибки молодости.

Это просто история. Но есть еще "изюминка". По сценарию, в некоторых номерах присутствуют как собственно престарелые гости, так и их молодые "двойники", олицетворяя их прошлое и "оттеняя" настоящее. И некоторые песни, соответственно, построены на контрасте прошлого с настоящим. С точки зрения драматургии это добавляет некую "тонкость" и "вкус" сюжету. Одно дело, когда, например, старая тетенька поет песню из своей молодости, и другое - когда она поет ее дуэтом сама с собой молодой. Более "тонко" получается. Финал же благодаря этой особенности вообще великолепный вышел - на улице гости расходятся по домам, прощаются, четверо главных героев уходят последними, унося с собой свои проблемы, они скрываются в облаке света, а на сцене остаются их молодые "двойники", тянущие им вслед руки, и все это на фоне горящей кривой вывески "Follies" (как "безумства" еще можно перевести).

Теперь песни. Песни в Follies входят двух типов - сюжетные (через которые происходит развитие сюжета) и песни из зигфилдовских Follies, исполняемые гостями вечеринки. Разумеется, и те, и другие написаны самим Сондхаймом. Он сочинил все номера в стиле разных композиторов той эпохи - Портера, Берлина, Гершвина, Керна и др. Получившийся результат умные люди называют пастиччо - набором подражаний, стилизаций. Вот эти-то пастиччо на меня и произвели с самого начала колоссальное впечатление. Вроде бы и Сондхайм, а звучит немножечко по-другому. Как будто он под чьим-то влиянием находился. Ну и конечно даже если не обращать внимания на различие стилей и ничего про это не знать, все песни просто шикарные. Какую ни возьми - выдающаяся. И притом все такое тонкое, рефлексирующее, очень личное. По моим наблюдениям, Follies - второй по частоте цитирования мюзикл Сондхайма, песни из которого исполняются на всевозможных концертах, ревю и на сборниках (первый по цитированию - Merrily We Roll Along). Здесь и Broadway Baby, и Losing My Mind, и I'm Still Here, и Beautiful Girls, и Road You Didn't Take, и Leave You и др.

Мюзикл ставился неоднократно, в том числе дважды на Бродвее (последний ревайвал был в 2001 году). Разные версии мюзикла включали в себя разное количество и набор песен, поэтому различные его аудиозаписи представляют большой интерес. На одних записях есть одно, на других - другое. Наиболее полное аудио так и называется "Follies. Complete recording" и включает в себя, кроме основных песен, еще так называемые cut songs, которые в разное время присутствовали в разных постановках, но потом вырезались и в другие постановки уже не переносились. Среди них мне особенно нравится Who Could Be Blue?, которую я вообще считаю одной из лучших песен Сондхайма. Кроме этого альбома, ее еще можно услышать в ревю Marry Me a Little.

В общем, мюзикл - шедевр. Рекомендую. Кого заинтересовал, приглашаю пообсуждать. А у кого есть аудио оригинального бродвейского состава, дайте послушать. )

Прикрепляю небольшую рецензию на постановку Follies в Royal Festival Hall в Лондоне в 2002 году. Уж очень хорошо написана.
Присоединенные файлы
Тип файла: rar rcubed044 23 aug 02.rar (59.4 КБ, просмотров: 195)
__________________
I don't know where the next thing [=great musical] is coming from. 15 or 20 years ago I thought that was going to happen once the Iron Curtain fell, that the country that produced Rachmaninov, Tchaikovsky, Stravinsky, Prokofiev and Shostakovich was where we should be looking and where something would happen. But there's been 'sweet FA'. (c) Andrew Lloyd Webber
WwWwW оффлайн   Ответить с цитированием