Просмотреть только это сообщение
Старые 27-05-2005, 13:58   #143
Гость
 
Сообщений: n/a
...хм... отвечаю по пунктам:)

А именно:
1. Я, наверное, неясно выразилась. Просто, когда я читала этот анекдот, я предчувствовала, что в конце будет что-то такое - или сантехник, или электромонтер. Ведь это же все-таки анекдот
2.Я постоянно слышу, что музыка и математика - вещи две чуть ли неразделимые, и я решительно протестую. Дело в том, что звукоряд был впервые открыт Пифагором, который "поверил алгеброй гармонию". Я могу не очень точно вспомнить детали, но, кажется...
...дело было так.
Пифагор, исследуя природу звука, натянул одну струну на деревянную основу. Само собой, струна звучала. Тогда с помощью подставки он разделил ее напополам. И выяснилось, что половинка звучит точь-в точь как ее родительница... только как будто повыше. То есть нам-то сейчас понятно, что у них просто разница в октаву. Но для Пифагора это было открытием. Он стал исследовать дальше, и таким образом нашел семь нот. Он их даже не то, чтобы нашел... он их просто-таки высчитал. Но с тех пор ряд Пифагора стал каноническим.
Прошло несколько веков. Развивалась музыка, нотная грамота. Композиторы стали сочинять все более сложные произведения. И вот тут-то начались неприятности.
Ни с того, ни с сего во время исполнения церковной службы вдруг раздавался ужасный вой. Его невозможно было стерпеть. Откуда взялись эти немыслимые звуковые сочетания? Ошибка исполнителя? Нет. Сыграно было точно по нотам. Да и что же, один и тот же ляпсус в разное время, в разных городах? Невозможно. Значит, во всем виноваты композиторы! Зачем они пишут то, что невозможно сыграть?

Но в том то и дело, что, когда композитор прослушивал произведение своим внутренним слухом, все звучало идеально. Как только произведение исполнялось, "волки " снова были тут как тут.
Со временем композиторы научились избегать запретных сочетаний. Но время неумолимо. Невозможно топтаться на одном месте. И появились те, кто догадался, что Пифагор все рассчитал... слишком правильно. И вот нашелся музыкант, который, на свой страх и риск, решил подправить канонический звукоряд. Без всякой алгебры, интуитивно, "на слух". Так вылезли еще пять нот - черные клавиши на фортепиано, так называемые бемоли и диезы. И - прямо как в сказке! - "волки" исчезли, как будто и не было их.
Конечно, противников было немало. Церковь, например, как обычно. Но первым из сторонников новшества стал Иоганн Себастьян Бах, который специально для нового звукоряда написал цикл фуг. Окончательно добил консерваторов музыкант - не помню, к сожалению, как его звали... проклятая память... - который на церковной службе специально стал нажимать запретные сочетания. Прихожане врассыпную бросились из церкви, зажимая себе уши... Это была полная победа...

Ф-фу
  Ответить с цитированием