Цитата:
Автор оригинала: TinySparrow
Ещё как интересно! Поэтому буду ждать с нетерпением
|
Ну вот: человек предполагает, а Бог (или кто там?) располагает - так уж получилось, что ждать следующей недели не придется. Вот она, моя рецензия на "Пиратов Карибского моря". Наслаждайтесь!
Бобик в гостях у Барбоссы
Итак, ваш покорный слуга с редкой для себя оперативностью посмотрел фильм
«Пираты Карибского моря: Проклятие “Черной жемчужины”». Впечатления от первого просмотра – отлично!
(Если, конечно, не забывать, что смотришь сказку, и не слишком вдумываться в прихотливые условия проклятья…)
Базары слэшеров о засилии в фильме гомоэротики – не более чем классическое стремление отыскать в черной комнате отсутствующую там черную кошку. Хотя предпосылки, безусловно, имеются – что ж тут поделаешь?! Но это уже из области того, «у кого что болит».
Теперь по порядку.
Сценарий.
Для экранизации аж диснейлендского аттракциона – очень неплохо!! Интересно, каков в оригинале сам аттракцион. Ведь не просто же стилизованный павильон – там наверняка есть какой-то сюжет! Даст Бог (или кто там?) – заимею наконец DVD и посмотрю в бонусах…
(Позднее примечание: Заимел и посмотрел! Аттракцион действительно впечатляет! Особенно забавно замечать эпизоды аттракциона, с блеском обыгранные в фильме, - а таковых немалое количество!)
Подозреваю, что создатели сюжета аттракциона еще меньше заморачивались проблемами адаптации исторических фактов и координации условий проклятья. Так что с точки зрения строгой логики всё очень даже неплохо: по крайней мере, пираты тусуются на Тортуге, а не на Мадагаскаре, а индейцы откупаются от Кортеса, а не от Магеллана. Сюжет захватывает, персонажи колоритные, диалоги остроумные. Что касается несходящихся, извиняюсь, концов, касающихся условий проклятья, – возможно, виноваты не сценаристы, а наши переводчики.
(Что же это я говорю - я же единственный в нашей стране кинокритик, приветствующий дубляж!! Надо бы держать марку, а я такую ересь несу… Но - дубляж мне друг, а истина дороже!)
Хотя, признаться, обилие авторов сюжета
(4 штуки!) слегка настораживает – у семи нянек дитя, как правило, бывает с офтальмологическими проблемами… Но финал искупает многое: фильм заканчивается все-таки не «поцелуем в диафрагму»...
(Бр-р! всегда бросает в дрожь от этого термина! Видимо, слово «диафрагма» для вашего покорного слуги в первую очередь – «мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной», а потом уже – «светонепроницаемая преграда в оптических приборах с произвольно увеличиваемым или уменьшаемым отверстием, пропускающим пучок лучей»!)
Так вот - очень многое искупает тот факт, что фильм заканчивается не этим самым поцелуем, а «уходом героя», живо вызвавшим в памяти великолепный финал исторического боевика
Пауля Верхувена «Плоть+Кровь».
Вывод. Первый блин – не таким уж комом: простор для режиссуры!
Режиссура.
Не шедевр-расшедевр: на мой призрачный взгляд, можно было лучше – чуть ближе по духу к
«Сонной Лощине», например. Но
Гор Вербинский – не
Тим Бёртон, и на сей раз предпочел путь где-то между своими
«Мышиной охотой» и
«Звонком»! Но в целом режиссура вполне на уровне: как-никак, почти два с половиной часа экранного времени – а смотрится на одном дыхании! Темпоритм выдержан, характеры яркие, действие не провисает. Отличный экшн, по-хорошему стебное пародирование пиратской романтики (один эпизод прибытия Воробья на тонущей посудине чего стоит!) и – почти никакой мелодрамы!
(Кстати, именно отсутствие мелодраматических отношений и вдохновляет слэшеров отыскивать взамен скрытую гомоэротику - ну, еще раз: у кого что болит!)
Все драматические эпизоды не затянуты
(с ужасом вспоминаю прост-таки волны «соплей с сахарином», захлестнувшие и бесславно утопившие весь сногсшибательный экшн в «Перл-Харборе»!) и поданы с изрядной долей иронии (попытка Норрингтона сделать предложение Элизабет), а то и откровенного стеба (Элизабет и Воробей на острове). Экшн-эпизоды – и вовсе полный блеск!! Разве что вот схватка Уилла и Джека в кузнице слегка страдает отсутствием полноценных общих планов.
(Это, кстати, общая тенденция нынешнего экранного фехтования: основной упор делается на крупные планы и монтаж - а это, ёлы-палы, не дело с точки зрения постановщика сценического боя!)
Но этот недостаток с лихвой окупается в финальных схватках с мертвецами: общих планов даже с избытком – да еще и подкрепленных сногсшибательными даже по нынешним временам визуальными эффектами!!
Вывод. Режиссер с задачей справился - да к тому же еще и актерам играть не мешал!
Актеры.
Для начала – два слова о героях третьего плана.
Кира Найтли...
(Кстати, ваш покорный слуга сразу обратил внимание, насколько она похожа на нынешнюю Натали Портман, – а уже потом узнал, что это и в Голливуде прекрасно знают: Кира и играла Королеву-двойника в фильме «Звездные войны. Эпизод I: Призрачная угроза»!)
Так вот. Кира в роли Элизабет Суонн смотрится неплохо – хотя несколько удручает полное отсутствие всяческого присутствия какой бы то ни было «обнаженки». При наличии морской тематики…
(Люся, стоп!! Теперь уже я забыл, что смотрел детскую сказку. Сорри! Хотя всё равно - очень жалко, что девочка из пролога так быстро повзрослела…)
На «любовном треугольнике» внимание особо не заострено, поэтому как-то не сильно волновало, кого же выберет Элизабет и как себя поведет отвергнутый претендент. А повел он себя, кстати, вполне неплохо: тот факт, что Норрингтон в исполнении
Джека Девенпорта не оказался злодеем с клыками
(что, в общем-то, характерно для неудачливых соперников в романтических сказках – вспомним «Красавицу и Чудовище» или, скажем, «Мулен Руж!»), лично меня очень порадовало – несмотря на всю «картонность» образа, опять-таки позволившую слэшерам заявить, что в финале «Норрингтон тоже “повелся” на Джека!».
Еще более порадовал
Джонатан Прайс, вытянувший уж совершенно проигрышную роль папаши-губернатора! Уизерби Суонн мало того, что не оказался деспотом в стиле папы Капулетти, так еще плавно перетек в комические персонажи – очень хорош выход Суонна на палубу, после того как «наши победили»! Кроме того, учитывая «звездный» статус Джонатана Прайса, лауреата премии Каннского кинофестиваля, нельзя не отметить его способность «не тянуть на себя одеяло» – это среди звезд редкость!
Вывод. В фильме создан вполне достойный актерский фон для трех блестящих солистов – Джонни Деппа, Орландо Блума и Джеффри Раша.
Итак, первое: просто офигителен
Джонни Депп!!!
Этот парень не перестает меня поражать тем, насколько он способен быть разным!! После
«Эда Вуда» казалось – ну куда уж ему быть еще эксцентричнее?? А вот поди ж ты!! Его Джек Воробей – Алэн Делон и Луи де Фюнес в одном флаконе: такое увидишь очень нечасто! Настоящий
воробей у Деппа получился – хорошо, что переводчики на сей раз догадались перевести «говорящее» имя героя, а не обозвали его Джеком Спэрроу!
(С ужасом вспоминаю всех этих Тринитей, Морфеусов, Сайферов и Маусов в «Матрице»…)
Не говоря уже о том, что по Джонни прост-таки плачет роль Дориана Грея!! Местами Джек кажется даже не ровесником, каковым он выглядит с самого начала, а моложе Уилла! Это при том, что Орландо Блуму 26 лет, а Джонни Деппу недавно стукнуло 40… Непостижимо!! Чтоб я так жил…
Вывод. Джонни Депп сыграл одну из своих лучших ролей – смею надеяться, что легкость жанра не помешает критикам оценить актерскую игру, и Джонни наконец-то получит хоть какую-нибудь серьезную кинопремию!
(Позднее примечание: Увы, приходится с прискорбием констатировать, что надежды не оправдались и наполовину: «Оскар» Джонни проиграл Шону Пенну, «Золотой глобус», «Золотой сателлит» и премию BAFTA – Биллу Мюррею, а «Сатурн» – Илайдже Вуду. Так что из обилия номинаций только три более-менее престижных кинонаграды Джонни Деппу все-таки достались: британская премия «Импайр», премия американской Гильдии киноактеров «Актер» и американская кинопремия MTV. Причем последняя – только в номинации «лучший актер», так как номинацию «лучший комедийный актер» Джонни, увы, проиграл Джеку Блэку, а номинацию «лучший экранный дуэт» они на пару с Орландо Блумом проиграли, прости Господи (или кто там?), Адаму Сандлеру и Дрю Бэрримор!)
Второе: неплох
Орландо Блум! Непохож на Леголаса – зато наконец-то похож на самого себя: надеюсь, его наконец-то станут узнавать. Молодец, очень старается. Роль Уилла Тёрнера второплановая, но яркая, хотя и недостаточно хорошо выписанная сценаристами. Но это-то для Орландо не проблема – играя Леголаса, Блум вытянул вообще не выписанную, провисающую роль на уровень международного прорыва!
А вот и проблема – даже не одна, а две. Первая: это замечательно, что Уилл не только хорошо владеет холодным оружием, но и сам его кует. Вот только бедолага Орландо схож с кузнецом, как я с Гераклом!! В результате весь образ провисает и, увы, теряет убедительность. Но есть и главная проблема – Блуму классическим образом не повезло затесаться «меж выпадов и пламенных клинков могучих недругов». В смысле – все его старания безнадежно блекнут в блеске двух отчаянно сияющих звезд: Джонни Деппа и Джеффри Раша!!
Вывод. Орландо Блум отлично выполняет «поддерживающую» функцию, хотя его потенциал достоин много большего! Будем ждать новых прорывов – каков-то будет его Парис в снимающейся в данное время «Трое»?
(Позднее примечание: Прорыва не произошло. Парис - никакой! Но это опять-таки не вина актера.)
Ну и третье: просто бесподобен
Джеффри Раш! От точного выбора актера на роль проклятого капитана Барбоссы зависела половина успеха фильма – и специалисты по кастингу не ошиблись! Раш обладает всеми качествами, необходимыми для ответственной роли колоритного злодея: несомненным талантом (подтвержденным целым букетом актерских кинопремий, среди которых –
«Золотой глобус», две премии
BAFTA и, наконец,
«Оскар»!), неординарной внешностью и – бездонным отрицательным обаянием (вспомним такие его «злодейские» роли, как инспектор Жавер в драме
«Отверженные» (1998), Казанова Франкенштейн в комиксе
«Таинственные люди», Стивен Эйч Прайс в хорроре
«Дом на холме призраков» (1999) и, конечно, маркиз де Сад в притче
«Перья»!).
Раш умудряется быть одновременно и эксцентричным, и серьезным – не теряя при этом убедительности. Его капитан Барбосса вызывает сочувствие исключительно благодаря актеру, так как сам персонаж его, в общем-то, не заслуживает. Но мне запомнились глаза Барбоссы, когда он смотрит на Элизабет, откусывающую яблоко…
Вот только с именем героя следовало что-нибудь сделать – по-английски оно, возможно, звучит солидно и устрашающе
(по фонетической ассоциации на ум приходит «От двух до пяти» Чуковского: «Кто такой Бардадым?» – «Это такой большой-большой, страшный…»), но русскоязычному уху ну никак не отделаться от не вполне уместных кинолого-ономасиологических ассоциаций! Назвали бы его Карибасом, что ли… Тем более, что море – Карибское!
Впрочем, в целом впечатления от образа Барбоссы этот недочет не портит. А что и вовсе заставляет забыть обо всех недочетах – это изумительные визуальные эффекты!!
Вывод. Джеффри Раш в отличной форме – побольше бы ему таких ярких ролей в таких удачных фильмах!
(Позднее примечание: Жаль только, что за такую блистательную роль Джеффри остался и вовсе без наград: «Сатурн» достался Шону Эстину, «Золотой сателлит» – Юджину Леви, а кинопремия MTV в номинации «лучший злодей» – Люси Лью.)
Визуальные эффекты.
В наше время, когда компьютерные технологии позволяют при достаточном капиталовложении смоделировать на киноэкране всё, что угодно, особое значение приобретает уже не техническая, а художественная сторона визуальных эффектов. Иными словами, важно не то, ЧТО сделано, а то, КАК это сделано! И то, что явила моему восхищенному взору группа создателей визуальных эффектов в этом фильме, просто потрясает!
Нельзя не отметить, что наконец-то – впервые в истории мистического кинематографа! – появляющиеся на киноэкране ожившие скелеты выглядят действительно убедительно и не оставляют впечатления мультяшности, чем грешат даже такие шедевры жанра хоррор, как
«Кошмар на улице Вязов-3» и
«Армия Тьмы». Уже один этот факт сделал бы фильм
«Пираты Карибского моря» настоящим прорывом в мире зрелищного кино.
(А если принять во внимание слабость вашего покорного слуги к луне и кораблям-призракам, то можно себе представить, какой восторг вызвал у меня эпизод, в котором Элизабет выходит на залитую лунным светом палубу «Черной жемчужины»!)
Но создатели фильма пошли еще дальше и создали просто сногсшибательные кадры во время сражения с живыми мертвецами в пещере среди пучков лунного света!!
(Эти кадры настолько великолепны, что их не портит даже тот прискорбный факт, что вертикальное направление лунных лучей в пещере совершенно не соответствует положению луны, которая, как видно в других кадрах, висит низко над горизонтом.)
И кульминацией становится финальная схватка Джека и Барбоссы, в которой оба полумертвеца переходят из тени в лунный свет и обратно, постоянно прямо на глазах меняя облик, – блеск!!
Вывод. С уверенностью могу сказать: визуальные эффекты вполне тянут на премию
«Оскар»!
(Позднее примечание: Каковой, несомненно, и получили бы, – если бы создатели визуальных эффектов третьей части «Властелина Колец» не умудрились в третий раз прыгнуть выше своей же собственной головы!)
Как можно заметить, Джеффри Раш и визуальные эффекты вызвали у вашего покорного слуги особенное восхищение – стоит ли удивляться, что один из самых сильных, на мой призрачный взгляд, кадров картины совмещает в себе оба эти достоинства: это, конечно же, крупный план лица Барбоссы, меняющегося в лунном свете во время разговора с Элизабет на палубе «Черной жемчужины»…
Что сказать в заключение? Только то, что
«Пираты Карибского моря: Проклятие “Черной жемчужины”» – лучший кинофильм о пиратах из всех, которые ваш покорный слуга когда-либо видел! Ждем продолжения!?.