Просмотреть только это сообщение
Старые 03-01-2006, 00:02   #1
Alexander
 
На форуме с: Jan 2005
Сообщений: 3,873
Что день грядущий нам готовит?

Написал и задумался. Есть о чём. Если вспомнить и проанализировать ситуацию с мюзиклом за последние 3-4 года. В Москве, например. Речь пока о ней.
Вот я попытаюсь перечислить те мюзиклы, которые ставились в Москве начиная с 1999-го года, когда появилось «Метро»- первый более-менее грамотный проект, имевший сравнительный успех (если верить его продюсерам). Причём перечислять буду «независимые» постановки.. Музыкальные спектакли репертуарных театров пока трогать не будем, это- несколько другое, хотя и до них очередь дойдёт.
Итак, «Метро» - вполне профессионально сработанный спектакль, который у нас делали люди, имевший опыт в этом деле. Во всяком случае, у «Метро» была довольно мощная и грамотная «раскрутка» - неоновыми вывесками была завешана вся Москва, радио и телевидение не умолкали. Это была первая ласточка, и она вселяла немалые надежды. Казалось- ну вот, началось. Поняли, как надо, и сейчас будем.
И так оно, вроде бы, поначалу и было. Появился «Норд-ост». Не буду повторяться, про него сказано достаточно. Скажу только, что «Норд-ост» был действительно новым словом в российском театре- масштабный мюзикл европейского уровня, сделанный, что особенно важно, СВОИМИ силами, без привлечения иностранных специалистов.
Неизвестно, как сложилась бы творческая судьба «Норд-оста», если бы она не сложилась трагически. «Метро» отслужил свой срок и был заменён другим спектаклем - согласно контракту, либо другим каким-то соображениям продюсеров.. «Норд-ост» умер практически насильственной смертью; народ после восстановления не пошёл.
Но «Норд-ост» показал, что можем, и очень даже, если хотим. Однако последовавшие за ним «12 стульев» после нескольких месяцев показов скончались тихо и бесславно. Большой творческой удачей спектакль назвать было трудно. Значит, не очень хотели.
Параллельно с нашими российскими мюзиклами появлялись, просто как грибы, мюзиклы привозные. «Чикаго», «42-я улица», «Иствикские ведьмы», «We will rock you», «Дракула», «Энни»- список, в общем, не самый плохой. Все они позакрывались. Кто раньше, кто позже, но причина- одна, и спорить с этим, я думаю, никто не будет.
Отдельно стоят мюзиклы, поставленные на сцене МТО- французские «Нотрдам де Пари» и «Ромео и Джульетта». Тут можно говорить о некотором зрительском успехе, возможно, вполне прогнозируемом. Почему у нашей публики французские мюзиклы «идут» лучше американских – не есть тема данного топика.
Можно ещё причислить к общему списку «мюзиклового бума» ревю «Свадьба соек».
Захлестнул этот бум и некоторые репертуарные театры, теперь о них. Хотя там принципы несколько иные, но всё же- «Скрипач на крыше» в театре В. Назарова, «Джекилл и Хайд» в «Моссовете», «Человек из Ламанчи» с 90-летним Зельдиным и Тамарой Гвердцители (правильно фамилию написал?)
Театры вроде прохановской «Луны» или «У никитских ворот» М. Розовского(где мюзиклы пекут как блины) перечислять и причислять не будем, как и театры музыкальные, где мюзиклы или то, что там этим словом называется, ставить обязывает статус- МТО, театр им. Н. Сац, театр на Басманной, театр Чихачёва и пр. Они и раньше всё это делали. Интересно, кто ходит в театр на Басманной? Они тоже вот «Мою прекрасную леди» поставили…
Увенчался этот список спектаклем «Кэтс»- мюзиклом и вправду самым что ни на есть успешным, знаменитым и пр. и пр. Что вполне закономерно- как бы по возрастающей всё шло, пока голландцы не появились и уже не подвели жирную черту.
И вот дальше, после этой черты…
Как-то грибной дождь закончился сам собой. «Кошки» заменяют «Мамой мией» - успешным, но туповатым зрелищем для домохозяек. В МТО «Ромео» сменит «Маленький принц» или ещё что-нибудь французское, а может, польское. Там схема отработана, опробована, и сюрпризов никаких ждать не стоит.
А что ещё?
Лично у меня нет никакой информации о готовящихся проектах такого уровня, как мы имели пару лет назад. Продюсеры разочаровались в жанре? Не хотят больше вкладывать деньги и рисковать?
Вполне возможно. Старая добрая антреприза: пара стульев, пара «звёзд», «чёс» по городам и весям - нормально. Публика тоже, кажется, не против, и не шибко переживает.
3-4 года назад казалось, что у нас два пути, и мы можем даже пойти по обоим одновременно. Первый: привозить и переносить «фирменные» постановки и параллельно с этим, учась у западных спецов, делать свои отечественные мюзиклы, стараясь приблизиться к их уровню. Так делают во многих европейских странах – те же немцы с австрийцами, например, чехи.
Казалось, что так оно и есть. Приехали американцы, помогли с «Чикаго». Тут же и «Норд-ост», «Стулья». Попытки «соответствовать» были налицо. И это был (был бы) единственно, возможно, верный для нас путь: делать СВОЁ, активно перенимая ИХ опыт.
Но нет уже ни тех, ни других. А есть «Мама мия». Которая, при всём своём успехе, в развитии жанра мюзикла есть, скорее, шаг назад. Или топтание на месте.
И ничего уровня «Норд –оста», вроде бы, не ожидается.
Говорить же всерьёз о том, что «Театр луны», М. Розовский или г-н Чихачев и пр.(то есть те , кто в своих афишах часто пишет «мюзикл») пытаются на самом деле, по – «взрослому», перенять опыт тех, кто в этом деле преуспел, невозможно. Недавно увиденный мною спектакль «Вийон», постановка небезызвестного А, Горбаня- тому подтверждение. Ничему этот Горбань не научился. И не хочет.
Итак, куда ж нам плыть? Что ждёт нас? Закончился «мюзикловый» «бум»?
Возможно, я что-то пропустил. Пусть меня поправят. Возможно, кроме «Мамы» собираются что-то привезти ещё. Возможно, отечественные композиторы пишут и пишут, и скоро нас ждёт новая «Юнона и Авось». Я про это ничего не слышал.
Пока только Журбин… куда ни кинь. При всём уважении к его творческой активности, вряд ли этот человек что-то существенно изменит в сегодняшней картине российского мюзикла.
Так что, можно подводить уже какие-то итоги? Или стоит ещё подождать? А если подождать подводить – то какие есть на то основания?
Я не собираюсь ничего драматизировать. Мне просто интересно.
Могу перечислить напоследок то новое, что появилось на московских сценах, а как в целом к этому относиться - решайте сами.
«Вийон». Об этом уже писал, это – по ту сторону, как говорится, добра и зла.
«Джекилл и Хайд»- тут лучше Ф. Рича я ничего не скажу.
В «Театре Луны» случилась премьера музыкального спектакля «Лиромания» А. Журбина по «Королю Лиру» со стихами С. Проханова (а кто-то подумал, что Шекспира?) Не видел, но КАКИЕ стихи сочиняет г-н Проханов, и КАК он ставит мюзиклы, знаю по «Губам». Сомневаюсь, что там что-то изменилось.
В театре им. Пушкина восстановили «Ночи Кабирии», поставленные А. Сигаловой. Тоже не видел, но читал много критических отзывов. Они разные, иногда диаметрально противоположные. Стихи (не помню авторов) ругают единодушно, называя «дикими». О музыке (Р. Паулс) одни пишут, что она очень хорошая, другие – что очень плохая. Пойди разберись. Склонен верить вторым, потому что всё же знаю, кто такой Р. Паулс, а «проверять на себе» не всегда же хочется, да и денег бывает жаль…
А если музыка и стихи в мюзикле плохие, то всё остальное, согласитесь, уже совершенно не важно.
В театре В. Назарова состоялись «превью» музыкального спектакля «Лесная песня» по пьесе Л. Украинки. Музыка В. Назарова, постановка в. Назарова. Мне удалось посмотреть 1-ый акт. Спектакль ещё «сыроват», но, в общем… всё это напоминает добротную постановку красочного детского утренника- с кикиморами, чертями, лесными духами, пеньем под записанный «минус» (но живьём). Для детского спектакля - нормально. Но он взрослый…
В театре «У Никитских ворот» ставят мюзикл «Парфюмер» по П. Зюскинду. Стихи М. Розовского, музыка композитора по имени Алекс (кажется, без фамилии, если я ничего не путаю, просто вот некий Алекс, бывает такое…) Без комментариев.
«Маугли» в МТО. Судя по отзывам, пациент скорее жив, чем мёртв. Надо посмотреть.
«Маугли», по сути, есть не что иное, как тот же детский «утренник», насколько я могу судить. Живое пение под тот же «минус». Таких спектаклей в Москве, в общем, немало. Что-то лучше, что-то хуже. В «Маяковке» вот поставили «Приключения Красной шапочки» Г. Гладкова и Ю. Кима. В театре им. Сац прошла премьера «Приключений Незнайки» А. Шелыгина- самый что ни на есть мюзикл, с живым оркестром. Никто не хочет поделиться впечатлениями? Почему именно «Маугли» заслужил отдельный топик? По какому принципу отбор?
Ну и напоследок – в театре Армии поставили музыкальную комедию «Давным – давно», она же- «Гусарская баллада» Т. Хренникова. Свеженько, что скажешь.
Вот такая картина на сегодняшний день. Возможно, я что-то не назвал, пусть меня дополнят.
Лично меня всё это как-то не очень… А вас?
Alexander оффлайн