Обсуждение: Джекилл и Хайд
Просмотреть только это сообщение
Старые 11-02-2006, 13:04   #184
Анна
 
На форуме с: Feb 2003
Место жительства: Кемерово
Сообщений: 295
Джекилл - Борхерт 2

И вот Джекилл превращается в Хайда. Это великолепный момент! Я уже говорила о том, что голос Борхерта очень сильно меняется в образе Джекилла и в образе Хайда, так вот внешне он тоже очень сильно меняется: не те жесты, не те повадки... Даже осанка у Хайда становится совершенно другой, он как будто сгибается, теряет чёткость и точность движений. И всё его поведение становится таким немного "звериным" - сразу понятно, что в этом существе не осталось практически ничего человеческого.
Некоторые исполнители пытаются выдвинуть на первый план не доктора Джекилла, а мистера Хайда, пытаются сделать Хайда ярче, интереснее, заметнее. Честно говоря, чего-то подобного я ожидала и от Борхерта с его-то отрицательным обаянием - а нифига! Как я уже говорила, главным героем Борхерта остаётся Джекилл, а Хайд - это не самостоятельное существо, это скорее ошибка, извращение, безумие, это всего-навсего малая часть вывернутого наизнанку доктора Джекилла. Хайд в исполнении Борхерта оказывается очень неприятным и малопривлекательным созданием. И это правильно, имхо. Он не должен быть харизматичным злодеем, он должен лишь демонстрировать скрытый негатив Джекилла, он должен вызывать отторжение, а не притяжение. Хайд-Борхерт - ещё как отталкивает и отторгает! Хотя сыгран - вот не побоюсь этого слова - идеально.
И, кстати, Борхерт умудрился обмануть меня уже дважды Как я не узнала его голос в первый раз в образе Хайда, прослушивая аудио, так не узнала его и теперь, просматривая видео, когда Хайд впервые пришёл к Люси. Серьёзно :D :D :D Смотрю и думаю: интересно, кто там на заднем плане заговорил, сейчас же по сюжету вроде бы Хайд должен появиться :D :D :D Вот так-то. Два абсолютно разных и не похожих друг на друга персонажа. Причём (замечу между делом) на моём бутлеге тёмные волосы Хайда иной раз очень трудно разглядеть на тёмном фоне, и всё равно Хайда можно "уличить" по первому взгляду, потому что дело не в путаных-перепутанных волосах, не во внешних атрибутах персонажа, а скорее в его внутреннем настрое. Борхерт способен моментально изменить создаваемый на сцене образ, без каких-либо дополнительных приёмов и вспомогательных спецэффектов, а одним только выражением лица, одним взглядом или жестом.
А ещё Хайд-Борхерт - самый настоящий рисовщик! Как он рисуется перед самим собой в конце первого акта, во время своего второго (кажется) убийства, как он издевается над своими жертвами, играет с ними, передразнивает их! Он любуется и наслаждается каждым своим преступлением, и в этом - одна из его наиболее характерных черт. Вторая характерная черта - это презрение ко всем видам живых существ, презрение тотальное и абсолютное, замешанное на равнодушии. Если Хайд-Ромдал, соблазнив Люси, с ненавистью отшвыривает её в сторону - то есть испытывает к ней хоть какое-то чувство, хоть какую-то эмоцию - то Хайд-Борхерт небрежно так отталкивает Люси от себя, как будто и вовсе не замечая её присутствия или отсутствия. Потому что для Хайда никто ничего не значит: весь мир сосредоточен исключительно на Хайде.
Хайд-Борхерт очень страшен, опасен и бесчеловечен. И тем страшнее видеть отдельные фрагменты с Джекиллом, эти маленькие вкрапления в сюжет мюзикла, показывающие зрителям, что сам-то Джекилл остался прежним, только разве что очень много перестрадал. Борхерт очень жёстко играет на этом контрасте между Джекиллом и Хайдом: минута - и перед нами смеющийся Хайд, минута - и перед нами морально измотанный Джекилл... Поразительный калейдоскоп.
Больше всего меня поразила та сцена, во время которой Джекилл приходит домой к Люси лечить её: он так нежен и ласков, он так любовно прикасается к порезам Люси, что смотришь и веришь: это - руки очень осторожного, чуткого, внимательного к своим пациентам доктора. А на контрасте с Хайдом такая нежность становится ещё более ощутимой.
Сцена безумия Die Welt Ist Vollig Irr (The World Has Gone Insane) - во время которой Джекилл висит в пустоте, и нам с помощью всевозможных спецэффектов показывают всё то, что происходит в сознании Джекилла - эта сцена отыграна Борхертом просто великолепно! У меня возникло чувство, как будто я вижу её в первый раз, хотя я уже видела её в немецкой постановке на бутлеге с Ромдалом. В исполнении Борхерта эта сцена выглядит совершенно по-другому - живее, острее, резче! В этой сцене Борхерт с лёгкостью переиграл Ромдала (к которому я, в принципе, тоже очень хорошо и даже нежно отношусь ) и оставил его далеко позади (кстати, как и в сцене Dies Ist Die Stunde). В исполнении Борхерта Die Welt Ist Vollig Irr прямо-таки заиграла новыми красками. То же освещение, те же спецэффекты, но при этом совершенно другое впечатление, потому что никакие спецэффекты не заменят такое исполнение.
Думаете, невозможно одновременно быть соблазнительным и мерзким? Борхерт сможет, если захочет. :D В Gefahrliches Spiel (Dangerous Game) он именно такой: соблазняющий Люси, притягательный и при этом непередаваемо мерсссский... Он откровенно насмехается над Люси, играет с ней и с удовольствием пытается как можно дольше вести свою игру. В нём столько зла, презрения, насмешки, безразличия, наконец... А с какой циничной издёвкой он шепчет "nein, nein, nein" - словами этого не передать! И при всём при этом между Хайдом и Люси возникает какая-то очень сильная и необъяснимая "химия". Тут в основном старается Марольд, имхо, это именно она делает сцену наиболее чувственной, а Борхерт ставит акцент не столько на чувственности, сколько на опасности, губительности своего персонажа. Борхерт очень жёсткий и холодный в Gefahrliches Spiel, хотя его голос пробирает до дрожи. А ближе к концу эта сцена, пожалуй, могла бы оказаться даже слишком откровенной (ну, для сценической постановки ), если бы на персонажах не было столько одежды :D :D :D Кстати, мне очень понравилось, как в конце Борхерт отходит от Люси на пару шагов, чтобы потом очень мягко и по-кошачьи бесшумно подойти к ней - словно кошка забавляется с мышью, причём кошка голодна и точно знает, что мышь долго не проживёт. Вообще - это один из самых ярких фрагментов мюзикла, один из моих самых любимых. А финал сцены - просто замечательный!!! В финале Хайд начинает душить Люси, но неожиданно превращается в Джекилла и в ужасе уходит (убегает, точнее). Так вот, превращение Хайда в Джекилла происходит настолько быстро, практически мгновенно, и при этом без каких-либо спецэффектов и наворотов, без какой-либо перемены во внешности, а смена образа достигается за счёт выражения лица, взглядов, жестов. Это просто великолепная находка! Не знаю, почему Ромдал не использовал её впоследствии. Хотя нет, знаю: далеко не каждый может ТАК убедить, ТАК показать превращение одного человека в совершенно другого, пользуясь не посторонними выразительными средствами, а исключительно выразительностью собственного лица. Пожалуй, это по-настоящему гениально сыгранные секунды в венской постановке мюзикла.
Сцена убийства Люси - тоже замечательная, "бьющая по мозгам". Хайд до ужаса убедителен. Нервный, недовольный, циничный, издевающийся Хайд. Это надо видеть - как он отчитывает Люси, как он поглаживает её по коже за считанные секунды до убийства... В общем, Борхерт убедил меня в том, что он тоже может быть злыднем ))
И, наконец, Конфронтация.
В самом начале Конфронтации (или перед Конфронтацией?) Джекилл-Борхерт так измождённо ползёт по сцене, смотреть на это невозможно... Как Борхерт сумел передать полную опустошённость двумя-тремя движениями - я этого не понимаю и никогда не пойму Видимо, у каждого хорошего исполнителя есть свои хорошие секреты
А потом начинается противостояние Джекилла и Хайда - и тут слова у меня заканчиваются. Потому что противостояние сыграно идеально, ну вот идеально и никак иначе. Отличное владение голосом плюс отличное актёрское мастерство - и в итоге умопомрачительный по силе воздействия эффект. После Борхерта меня уже не особо впечатляет Конфронтация в исполнении Ромдала, думаю, что и другим исполнителям будет непросто меня теперь впечатлить. Потому что слишком высоко Борхерт поднял планку. Противостояние Джекилла и Хайда в подаче Борхерта очень сильно цепляет: разные голоса, разные жесты, разные люди, всё разное... Кстати, в Конфронтации Борхерт очень низко и нарочито сгибается в образе Хайда, видимо, специально для таких тупых зрителей, как я )), потому что, только посмотрев Конфронтацию в исполнении Борхерта, я наконец-то осознала, что Хайд обращается сверху вниз к Джекиллу, а Джекилл обращается снизу вверх к Хайду. До этого я совсем не обращала внимания на жесты и направление взгляда, но Борхерт сыграл так, чтобы даже до тормозов вроде меня всё дошло ))
Свадьба - замечательный финал замечательной постановки. Вот ещё один фрагмент мюзикла, во время которого можно убедиться, насколько легко Борхерт превращается из Джекилла в Хайда и обратно. Слегка другая мимика, слегка другая походка - и совсем другой человек. А момент, когда Джекилл временно приходит в себя и обессиленно опускает руки, отпуская Лизу, особенно пронзителен.
И, конечно же, такому хорошему Джекиллу очень хорошо сопереживалось
И если Уорлоу - мой эталон "Джекилла и Хайда" по голосу, если Малкович - мой эталон "Джекилла и Хайда" по актёрской игре, то Борхерт - мой эталон по совмещению голоса и актёрской игры в единое целое, по созданию неделимого образа Джекилла и Хайда на сцене.

Никогда бы не назвала мюзикл Уайлдхорна одним из своих любимых мюзиклов, но теперь он определённо войдёт в число моих любимцев, несмотря на всю свою "пафосность" и "попсовость". Можете винить в этом печальном событии исключительно Борхерта
Анна оффлайн   Ответить с цитированием