Вот оно и настало, 26е февраля. Т.е. сегодня (и уже практически сейчас) в The English Theatre состоится последнее представление "Рента". И в связи с этим я решила попытаться воскресить те чувства и ощущения, которые испытала во время просмотра этой замечательной постановки в самом начале 2006 года. Гм. Подождите-ка минуточку. сменю пластинку: "Сансет-бульвар" для этой цели явно не подходит. "Рент", только "Рент", причем только OBC. Попозже попробую объяснить, почему.
Итак, вечер 3 января... С того самого момента, когда мы забрали в кассе вожделенные билеты, со мной творится что-то странное. Предвкушение и волнение, сильные, как никогда в жизни. Разве что руки не дрожат. Хочется прыгать до потолка, кидаться на прохожих (они, идиоты, ведь не понимают, _что_ происходит у них под боком!), хочется устроить истерику... Ок. Прогулка до хостела и обратно помогает взять себя в руки, и в театр я возвращаюсь уже более-менее похожей на себя. Первые впечатления от театра (не считая знакомства с их сайтом) очень положительные: милая девушка в гардеробе (к тому же, по-видимому, выходец откуда-то из бывшего СССР, ибо хорошо, хотя и с видимыми усилиями, говорит по-русски), мастерские фотографии предыдущих постановок на стенах (из интересного для любителей мюзиклов - уже упоминавшийся "Христос" в, судя по костюмам, осовремененной версии. И еще "Кабаре" - особенно актуальное для Германии произведение). После некоторого ожидания заходим в зал. Он довольно-таки небольшой, что не может не радовать. Еще одна приятная неожиданность: у нас места в самой середине третьего ряда. Идеально

Публика одета вполне демократично (после "Элизабет" в финском Турку я стала безумно бояться, что в Европе принято ходить в театры исключительно в вечерних платьях и исключительно после достижения пятидесятилетнего возраста

Здесь, к счастью, все совсем не так.)
Ну, о том, что происходило на сцене перед началом спектакля, вам уже рассказали

Это бессловесное вступление ненавязчиво, но твердо вводит нас в атмосферу спектакля, в ту жизнь, которую сейчас разыграют перед нами актеры. Сразу становится очевидно, что нелегкая эта жизнь, без всякой приглаженности и причесанности, которая так и прет из коламбусовского "Seasons of Love".
Далее события развиваются своим чередом. Я сейчас, наверное, не смогу расписать в деталях каждую из сцен, это нужно было бы делать гораздо раньше (проклятая лень!), но общее впечатление от спектакля было очень четким и остается таким же до сих пор. "Ренту" всегда не хватало хорошей, грамотной, профессиональной режиссуры. И вот наконец-то она у него появилась! Здесь каждый жест имеет смысл, здесь каждое перемещение актеров по сцене чем-то обусловлено, здесь нет пробелов между действиями и совершенно не остается места для скуки. Режиссер спектакля - Мэттью Уайт (Matthew White), судя по официальному сайту The English Theatre
www.english-theatre.org (там, кстати, можно - пока еще можно - найти подробнейшую информацию обо всех актерах постановки и creative team, а также ряд сценических фотографий, хотя и не слишком удачных, но дающих о спектакле некоторое представление), он имеет немалый опыт, как в режиссуре, так и в актерском ремесле (пусть и не в главных ролях). Благодаря или вопреки этому опыту, но со своей задачей в "Ренте" он справился, на мой взгляд, великолепно. Вот, к примеру, одна из самых запомнившихся сцен: в церкви после смерти Энджела. Герои сидят спиной к зрителям. Мими, Марк и Морин по очереди говорят свои прощальные речи, проходя в глубину сцены и обращаясь одновременно к зрителям и к своим друзьям. Коллинз в это время сидит на последнем ряду, лицом к зрителям. После Морин говорить выходит кто-то еще из авангарда Alphabet-City. Но его речь и речь последующих ораторов мы уже не слышим. Они лишь открывают рот на фоне I'll Cover You Коллинза, бесконечно нежной и бесконечно отчаянной, проникнутой таким искренним чувством, что слезы сами собой застилают глаза. Все одиночество Коллинза - вот оно, в этой сцене. Ушел единственный человек, которого стоило слушать. А слова всех остальных, несмотря на их несомненно добрые намерения, - это лишь сотрясание воздуха.
Заслуживает уважения работа не только режиссера, но и остальных профессионалов, составляющих "экипаж" "Рента". Оркестр из пяти человек умудряется выдавать временами такую невероятную лавину звука, что, когда они выходят на поклоны, не веришь своим глазам: где, где остальные?! Отдайте их сюда, мы хотим им тоже похлопать! Художник по костюмам проявил недюжинную фантазию. Белое платье Энджела с крылышками (ангел же!

) и его блестящий синий парик просто очаровательны. А чего стоит "концертный" костюм Морин в стиле "милитари-плюс-не-поймешь-что" и наряды Джоан с африканской ноткой... В общем, большАя часть тех оваций, которая публика устроила после спектакля (это были самые долгие и самые искренние аплодисменты в моей жизни) предназначалась и команде, находящейся за сценой. Но все-таки не бОльшая. Ибо главными молодцами в чуде под названием "Рент" были, без сомнения, актеры. Они все: от главной "зажигалки" Марка до девочек в подпевке Морин. Именно они ответственны за тот драйв, за тот сумасшедший шквал эмоций, который шел в зал, за ту искренность исполнения - искренность, которая заставила меня влюбиться в "Рент" после самого первого прослушивания OBC. Да, наверное, впечатлить лично гораздо легче, чем в записи, но теперь эти замечательные "франкфуртские" ребята стоят для меня где-то совсем рядом с Идиной Мензель и Адамом Паскалем со товарищи

Итак, поименно. Марк - Джон Робинс (Jon Robyns). "В каждой бочке затычка". Человек, переполненный энергией. Когда он на сцене, создается впечатление, что он находится одновременно в каждой ее точке. Очень удачный образ. И очень подходящий для этой роли голос. В результате - от этого персонажа просто невозможно оторвать взгляд. Кстати, среди его предыдущих ролей - Свини Тодд и Крис в "Мисс Сайгон". Неплохая заявка, я считаю...
Роджер - Тим Оксброу (Tim Oxbrow). У этого товарища довольно-таки специфичные тембр и произношение (но отнюдь не из-за того, что он не натив: родился вполне себе в Лондоне). Это поначалу вызывает некоторое отторжение. Но потом привыкаешь. Тем более, что играет он вполне на уровне. До сих пор вспоминается сцена про "Who do you think you are..." - его изящно-оскорбительное обращение с Мими, характерное движение на фразе "I didn't recognize you without the handcuffs" в "Would you Light My Candle" и т.п. А в "Your Eyes" у него вообще вырубился микрофон, а он все же достойно "сделал" песню (ну, окрестр, конечно же, тоже отреагировал адекватно и максимально приглушил звук). Но вот "One Song Glory" мне совсем не понравилась.
Коллинз - Эдвард Барува (Edward Baruwa). Весьма внушительный послужной список: the Tin Man в The Wiz (Hackney Empire), John в Miss Saigon (original UK tour), Rocky в The Rocky Horror Show (European Tour), Satan и Jesus в Jerry Springer-The Opera (Cambridge Theatre London) и др. Очень голосистый актер. И очень яркий. Буквально светящийся жизнерадостностью - до определенного момента, конечно. Их сцены с Энджелом настолько лиричны и чисты, что тот факт, что на сцене объясняются в любви два мальчика, не вызовет отторжения даже у самого прожженного гомофоба. А про сцену в церкви я уже писала - просто хочется снять шляпу.
Энджел - Марк Айлс (Mark Iles). Само очарование. Конечно, в нем чувствуется некоторая угловатость. И принять его за стопроцентную женщину не получится при всем желании. И хореографической подготовки ему слегка не хватает, на мой взгляд. Но не это главное. Главное же состоит в том, что он естественен в своем образе, в этих платьицах и париках, в отношениях с Коллинзом. И когда он выходит в "Контакте" в своем "естественном" виде, наступает шок. Потому что это не он, не Энджел, это лишь его бледная тень, и абсолютно ясно, что смерть его уже не за горами. Как бы нам ни было жаль и как бы ни хотелось переписать сценарий. В общем, пусть у каждого будет право быть таким, каким он является на самом деле, даже если ему для этого понадобится тонны макияжа, парик и накладная грудь...
Морин - Кэтрин Дэйвис (Cathryn Davis). Фонтан! Фейерверк! Человек-праздник! (ц) Ее Морин с первой минуты покорила даже меня, которая была уверена, что лучше Идины Мензель может быть только Идина Мензель. Она с таким удовольствием валяет на сцене дурака, что ее удовольствием невозможно не заразиться

Плюс - мощнейший голосина, который без малейшего напряжения выделяется в любом ансамбле. Роль Морин не дает ей на сто процентов раскрыть себя как вокалистку, и мне бы очень хотелось услышать ее в других ролях.
Мими - Нго Омене Нгофа (Ngo Omene Ngofa). Первая мысль при ее появлении на сцене: немного старовата. Потом об этом совершенно забываешь, потому что девушка не менее мила и изящна, чем любая девятнадцатилетняя. Хороший голос, с которым в Out Tonight и последующей сцене творилось что-то очень странное. Надеюсь, это для нее исключение, а не правило.
А ее "without" с "твердым приступом" - это точно не следствие немецкости происхождения. Возможно, она просто берет воздух? Или имитирует переполненность эмоциями, такую, когда слова сказать невозможно - задыхаешься?
О Джоан (Гбемисола Икумело, Gbemisola Ikumelo) и Бенни (Питер Сол, Peter Saul), честно говоря, сейчас ничего не вспомню. Наверное, они слишком мало находились на сцене. Но одно точно - из общего безусловно радующего глаз пейзажа они не выпадали

Да, кстати, некоторым из вас, наверное, будет интересно, что Peter Saul's musical debut was in Bill Kenwright’s UK tour production of Whistle down the Wind. Peter made up part of a strong ensemble and understudied the roles of Preacher and The Snake Preacher. Вот.
Еще пару слов про публику. Зал был заполнен практически "под завязку". Публика разношерстная, в том числе и по языковому составу. По крайней мере, английский и немецкий слышались одинаково часто. В основном принимали спектакль очень здорово, было видно, что многим этот музыкальный материал прекрасно знаком. Но увиденное и услышанное приходилось по вкусу не всем. Например, когда мы вышли в фойе купить футболку с логотипом, театр покинуло человека четыре минимум. Так хотелось подойти и объяснить им, что они ничего, ну абсолютно ничего не понимают в этой жизни. А еще рядом с нами сидела пожилая англоговорящая семейная пара, сын которых участвовал в спектакле (как часть ансамбля). После антракта их тоже "не стало". Видимо, звездный час их сына пришелся на первый акт

Пожалуй, пора заканчивать свою безразмерную писанину. А напоследок - закрою глаза и под звуки заглавной темы "Рента" вспомню, как это было замечательно: наблюдать, как в нескольких метрах от тебя разворачивается действие любимого мюзикла, видеть глаза актеров, подпевать им all way through... Счастье есть, оно не может не...
P.S. А тем временем во Франкфурте близится к своему логическому завершению первый акт. Прощай, "Рент"! Прощайте, его замечательные создатели! И пусть вам сопутствует успех в ваших новых проектах.