Просмотреть только это сообщение
Старые 03-09-2006, 12:07   #94
Нора
Рамплтиза толстощекая
 
Аватар пользователя Нора
 
На форуме с: Oct 2002
Сообщений: 2,360
Re: Мастер и Маргарита. By Andrew Lloyd Webber

Цитата:
Автор Alexander
Погорельского, к сожалению, совсем не помню, а баллады у Жуковского всё-таки классные!

Ага. :-) К тому же весь европейский романтизм как на блюдечке, они ж переводы.

Цитата:
Автор Alexander
Нет, конечно не кажется неглубоким. Но тут смотря что считать "глубиной". Потому что по очень "глубокой" литературе - по М. Прусту, например, или Джойсу - мюзикл, на мой взгляд, писать не следует.
Мюзикл был не детский и не взрослый а ровно как первоисточник - "между". Потому что "Цахеса" смело могут читать как взрослые, так и дети (каждые - со своей колокольни, разумеется), во-всяком случае, детские издания этой книги я видел. Кстати, в этом и проблема при обращении к театрам, они обычно в недоумении спрашивают: а как нам это рассматривать? как детский утренник или "врослый" вечерний спектакль? Им надо, чтобы чётко всё было, а это довольно трудно строго квалифицировать.
Теме Просвещения вообще отведено довольно много места, она - одна из ключевых.

Ага. Это замечательно, что он был не детский и не взрослый. Потому что у Гофмана так и есть. Да, я вам напишу в личку. Очень любопытно было бы познакомиться с мюзиклом.
А вы не читали у Гофмана сказку "Песочный человек", читали ведь, наверное? Продолжая разговор об его глубине.

Цитата:
Автор Alexander
Нет, конечно не кажется неглубоким. Но тут смотря что считать "глубиной". Потому что по очень "глубокой" литературе - по М. Прусту, например, или Джойсу - мюзикл, на мой взгляд, писать не следует.

У них стиль уж очень муторный, а все новаторство, как я подозреваю, в нем и заключается. Дело не в "глубине", а в том, что мюзикл штука сюжетная, а в этих книгах главное не сюжет. А идею бесконечного вспоминания или хронику внутреннего монолога воплотить можно вполне.

Цитата:
Автор Alexander
Вот это как раз один из самых спорных моментов романа.
Потому что дьявол - НАСТОЯЩИЙ - конечно лжёт. Всегда.
Как-то, помню, А.Меня спросили в интервью, как он относится к изображению дьявола в романе Булгакова. Он ответил - ну что вы, какой же Воланд дьявол? Это скорее такой волшебник, дяденька такой, что-то вроде этого, даже добрый в общем-то... Ну что они там натворили? ну ресторан спалили, ну похулиганили малость... мелковато для дьявольского масштаба. Настоящий дьявол - это что-то совсем другое.
А Бродский (ну куда уж без него) на вопрос, как он относится к Булгакову, ответил, что "этот господин его не очень впечатляет, а уж эти его расшаркивания с чёртом..." ну, так примерно.
Так что как раз Воланд лжёт. Потому что если то, что описал Мастер - истина, тогда Христос - не Спаситель, просто человек, и пути к спасению нет. То есть не было Христа. А дьяволу очень важно, чтобы НЕ БЫЛО этой искупительной миссии, тогда ведь и в Бога можно не верить. Ну, впрочем, я уже повторяюсь.
И вот это Булгаков хотел, мне кажется, изобразить, но не "дотянул".
Одним словом, я тоже не склонен воспринимать булгаковского Воланда как настоящего дьявола. Он очень уж "книжным" получился. В этом смысле, на мой взгляд, какой-нибудь "Изгоняющий дьявола" (фильм), хоть и не столь умён, но дьявола показывает точнее - как абсолютное зло.

Ну, значит, Воланд - не настоящий сатана. :-)))))))))))))))))))
На самом деле, здесь мы имеем дело, конечно, с долгой литературной традицией неканонических "аццких сотонов", как говорят в жж, - мильтоновский великолепный Сатана, влюбленный лермонтовский Демон, Мефистофель, лучший дружок Господа Бога.
А где Воланд в романе лжет? Другие примеры, кроме вот этой ситуации, спорной.

Не знаю, по-моему, очень опасно говорить, что автор чего-то там хотел, но не дотянул. Как правило, это мы его не так поняли, а он все дотянул до той отметки, до какой хотел.

Что же до невежественных священников, то это какая-то бесконечная дурная традиция еще с дореволюционной России. ничему они не научились - и тому, что лезть в литературу со своим невежеством не стоит, в том числе. Я ненавижу, когда совершенно дремучий во всем, кроме Писания, батюшка лезет, отдуваясь, в литературоведы и начинает нести такой бред, что хоть психиатров вызывай, а все его почтительно слушают. Помню, как несколько лет назад одна моя коллега зачем-то позвала к себе на пару отца-настоятеля главного городского собора. Начальство наше решило сделать ему приятно, и в аудиторию согнали студентов нескольких курсов (сорвав занятия по расписанию, не люблю я это). И вот батюшка, потолковав о нравственности, вдруг произнес «Пушкин», и дальше его как понесло, как понесло. На тему «Пушкина убили масоны». И царь Николай был масон, и Дантес был масон, и в общем все были масоны (хорошо, что не евреи, хотя про евреев он тоже что-то вякнул), это был всемирный масонский заговор. Я сижу и мне невыносимо стыдно перед своими студентами, которые на меня оглядываются. Вот А. Кураев тоже из таких доморощенных литературоведов. Поумнее, конечно, но не повменяемей, это точно.

Цитата:
Автор Alexander
Нет, из романа не следует, что Пилату в полной мере открылось, кто такой Иешуа. Он лишь понял, что имеет дело с незаурядным человеком, необычным явлением, которое способно в корне изменить его жизнь, "осветить" её, дать ему ответы на многие вопросы. даже для читателя не до конца понятно, кто же такой Иешуа. Понятно только, что к Иисусу Христу он имеет очень мало отношения.

Пилат понял, что - кем бы ни был этот необычный человек - он несет истину. А это главное.

Цитата:
Автор Alexander
Но из этого вовсе не следует, что Мастер заслужил какое-либо осуждение за эту свою слабость. Это ведь всего лишь роман. Кроме того - будем объективны - Мастеру ещё не очень досталось по сравнению, скажем, с Мандельштамом или Заболоцким, тех гнобили -не сравнить. О Мастере мало что известно, но понятно, что он - человек изначально с не очень крепкой психикой. Нельзя человека осуждать и "лишать света" за то, что он слаб и "не боец". А вот за то, что истинной веры в нём нет - за это ему не место там, где "свет", я думаю, в этом основная мысль.

Во-первых, Мастеру довольно-таки досталось - он ведь в больницу пришел из тюрьмы либо из лагеря. Тогда еще отпускали из этих мест иногла - вот как Заболоцкого, а позже уже нет - его товарищи-обэриуты Олейников, Хармс, Введенский - все погибли.
Во-вторых, можно ли его осуждать за то, что он не боец? Гм. Боец ты или не боец как раз решает: будешь ты бороться или нет. Нет их, бойцов от рождения. Тщедушный уличный философ Иешуа боролся. Профессиональный воин - смелый, между прочим, даже отважный, сильный и крепкий духом Пилат - нет. Именно за это он наказан. А гетевский Фауст, если я хотя бы приблизительно верно понимаю вторую часть, за это самое - за то, что не прекратил бороться - был Господом Богом спасен. Не за то же он спасен, что "она страдала и любила", как у Лермонтова.

Цитата:
Автор Alexander
Вот этого я, признаться, не очень понимаю. Про буддизм, правда, совсем ничего не знаю.

Сиддхартха Гаутама был по рождению обычным человеком (ну, кроме, того, что принцем крови), мама и папа его были обычные люди, но он достиг состояния просветления и стал Буддой.

Цитата:
Автор Alexander
Нет, как раз отрицает, и даже очень. Потому что кажется апостол Павел сказал (неточно цитирую), что "если Христос не воскрес, тогда и вера наша бессмыслена". А Иешуа в романе не воскрес и не мог воскреснуть, потому что он - смертный человек.

А кто же тогда Левия Матвия к Воланду отправил с просьбой? Кто этот "он". Кураев вот пишет, что симулякр. :-))))))))))))))))))))))) Это смешно. Во втором прологе к "Фаусту" Мефистофель беседует непосредственно с Господом Богом. И, кстати, ему подчиняется, вот смешно-то. А в "МиМ" от "Фауста" очень много, очень. Фаустовский же диалог отсылает нас к вполне канонической "Книге Иова".
Так что Иешуа воскрес. Только нам это не показали. Оставили за скобками.

Цитата:
Автор Alexander
Да она, по-моему, с этим и не спорит. Кажется, она полемизирует в основном с теми, кто расценивает "роман в романе" Булгакова как некую истину.

Ну, это кем надо быть, чтобы так к нему относиться. :-) Очень добрым и наивным человеком.

Цитата:
Автор Alexander
Не совсем так. Ренан - очень талантливо, надо признать, и искренне - изображает Христа исключительно ЧЕЛОВЕКОМ. Мастер (не Булгаков!) допускает ту же ошибку. Потому что мы понимаем, что Мастер тоже не верит в Христа, он ведь - человек эпохи атеизма, взращённый этой эпохой и этой Советской Россией. Он, по сути - советский учёный -историк, только очень талантливый. Для него НЕТ ХРИСТА, он уже - человек ДРУГОЙ формации, нежели сам Булгаков.

Мне все-таки Мастер кажется очень близкой к автору фигурой. Не зря же Булгаков подарил ему свою Маргариту :-), т.е. обстоятельства своей жизни. И возрастом они близки – Мастер тоже большую часть жизни прожил в религиозной России. Так что я вижу больше сходства между Мастером и автором, чем различий. :-)

Цитата:
Автор Alexander
Ну разумеется. Его всё-таки здорово "ломали" - и доломали-таки, результатом чего была пьеса "Батум" а также письмо советскому правительству. Осуждать его за это нельзя, у всякого - свой предел прочности. Но вот Мандельштам, например, таких писем никогда не писал. А Бродский (в который раз И.А. поминаем!) всю жизнь к советской власти относился с нескрываемым презрением и колеей никогда не гнул, за что и заслуживает самого искреннего восхищения.

Я все собираюсь перечесть этот «Батум», которого у меня нету и который я читала курсе на третьем, давно. Тогда он мне показался очень скучным. Но тогда я его рассматривала как реверанс власти. А надо просто посмотреть – может, это попытка осмысления власти и просто неплохая пьеса. Е.С. Булгакова писала, что пьеса многим нравилась. А власти вот не понравилась. :-))) Булгаков при всем своем уме не понял тогда, что времена «когда был Ленин маленький, он тоже бегал в валенках» или еще не пришли, или уже прошли. Человечность вождя, его обыкновенность – не тот образ, который выстраивался вокруг Сталина в те годы. Нужна была сакральность власти, ее могущество и таинственность либо полная анонимность. Вот если бы Булгаков пошел по второму пути и не показал Сталина в пьесе, ее бы, скорее всего, приняли благосклонно. Но так он написал пьесу о Пушкине – о нем все говорят, но он не появляется на сцене. О Сталине он так писать не стал. А первый путь был им, отчасти, воплощен … в Воланде. Знаете, я долго не верила, что параллель Воланд – Сталин оправданна. А потом перечитала дневники Е.С. и поняла, что правда. У Булгакова было очень странное отношение персонально к Сталину. Сталин его притягивал. Не знаю, может быть есть упоение «бездны мрачной на краю», но Булгаков, допустим, дома травил всякие байки про Сталина – вот не лагерные злые анекдоты, а такие развеселые историйки, которые сам выдумывал и в которых фигурировал сам. Домашние ухохатывались. Не знаю, может быть, то была стратегия защиты, но у меня сложилось впечатление, что Булгаков тоже где-то верил, что «царь-батюшка рассудит». Такое традиционное для русской интеллигенции заблуждение, помнится, и Пушкин тоже в нем замечен был.
В любом случае, холуем Булгаков не был никогда и даже не пытался стать. Я как-то не вижу смысла его сравнивать с Мандельштамом или Бродским в этом смысле. Он такая же жертва.
Вот Заболоцкий, кстати, после своих арестов перековался в хорошего русского лирика, но ничего от «Столбцов» в его стихах не осталось. И правильно, иначе бы его убили, как всех остальных обэриутов. Он же один из них выжил.

Цитата:
Автор Alexander
Не скажу. Я только ещё раз могу повторить, что у Мастера нет ВЕРЫ. Поэтому он - интересный объект для Воланда.
Мастер, по сути, и есть высшее для Воланда воплощение атеистической Москвы, поэтому он с ним и возится. Не Берлиоз или Бездомный, а именно Мастер, который своё неверие художественно и талантливо сумел, сам того не подозревая, воплотить в романе. Те же и этого не могли, только желчью поливать.

Хорошо. Почему тогда Иешуа просит за Мастера, это во-первых? И почему, во-вторых, именно Мастер должен освободить Пилата? По-моему, потому что это узелок истины, который связывает их троих: Иешуа, Пилата и Мастера. А по-вашему?

Цитата:
Автор Alexander
Это не совсем сравнимые вещи. История Гамлета - это просто история Гамлета. Это художественная литература. Новый Завет же - не просто литература, а нечто неизмеримо большее. Слово Божье, уж извините за высокопарный слог. Поэтому любые попытки Слово Божье как-либо трактовать всегда будут вызывать определённую реакцию у многих людей. Там просто так ничего нельзя "вынуть" или заменить, тонкая штука-то.

Да это-то понятно, что будут вызывать определенную реакцию. Но роман-то Булгакова - никакое не Слово Божье, а поэтому давайте его анализировать так же, как и все прочие художественные тексты: исходя из него самого.
__________________
«Быть вредным так весело»
(приписывается Алану Рикману)
Нора оффлайн   Ответить с цитированием