To
Nora:
Насчет Гофмана – ужасно его люблю, и мне нравится, как вы о нем пишите! Я с полгода назад приобрела биографию Рюдигера Сафрански – хотя книжица сама так себе, и складывается впечатление, что биограф Гофмана ненавидит, но там дано довольно интересное толкование «Песочного человека» именно с точки зрения психологии бессознательного.
Насчет «Ромео и Джульетты» - вот блиииииииин косой! – как я с вами согласна! Я больше всего люблю пастернаковский перевод – и знаю его почти наизусть. Вот удивительно, как вообще можно такими простыми и обычными словами, словами, которыми разговаривают все люди, говорить так мудро, так верно и так прекрасно, как больше никто не может сказать. В чем чудо? Расположить их особенным образом? В чем? Я не понимаю, но Слово, что у Шекспира, что у Пушкина, что у Булгакова, становится так прекрасно, что перестает быть просто речью.
По поводу смерти любовников – мне кажется, не так все просто с этой трагедией; штука в том, что она слишком похожа на алхимическую женитьбу, при этом один из героев даже носит имя алхимического Меркурия… Т.е. здесь слишком много пластов и… и… и…
Интересно, Нора, а что вы скажете по поводу фильма База Лурманна, если вы его видели?
Цитата:
Ну, и вот православная точка зрения на роман меня тоже не устраивает. Концы с концами ведь не сходятся.
|
Тогда, несколько месяцев назад, после выхода сериала, я прочла на каком-то форуме версию одной верующей дамы: все события в ММ происходят ради мастера – в смысле Воланд все устроил, чтобы мастер попал к нему на крючок. Даже деньги, неожиданно свалившиеся на мастера, свалились не просто так – их «подбросил» Воланд, чтобы мастер смог спокойно написать свой кощунственный роман и тем самым погубить душу. Доказательство, что деньги были «подброшены» нечистой силой? Да пожалуйста, они же в самом тексте! – «кирпич никому на голову просто так не свалится», как было сказано Воландом Берлиозу и Ивану. Вот так вот.
Надоело это до скрежета зубовного. Очевидно, как Наполеон Бонапарт когда-то считал, что всякий гений непременно француз, так и церковь считает, что все, что отдаленно напоминает Священное Писание, относится к ее наследству; если нельзя предать анафеме, а в рамки не влезает, надо перекроить, но втиснуть обязательно. Это лицемерие. Неуважение к людям, к их духовному зрению. Неужели когда-то обычные люди смогли разобраться, в чем истина, и поверить, а теперь, без надлежащего руководства, целенаправленного указания правильного пути, - нет?
To Alexander:
Цитата:
Булгаков написал пьесу "Батум" о молодом Сталине. А как это ещё расценивать?
|
Я попытаюсь расценить по-другому: в 30-ее гг. в СССР живет и работает драматург и писатель. Его творчество человечно, честно, бескомпромиссно, но, с точки зрения той власти, невероятно крамольное. Еще невероятнее, что его пьесы иногда играют на сцене. Конечно, пресса его гнобит и травит, но ведь в те времена за куда более невинные вещи люди платили жизнью! А его не трогают. Травят, но не трогают. Почему?
Я, помню, читала, что Сталин был на «Днях Турбиных» раз 15. Задавался ли Булгаков мыслью, нравится ли его творчество Сталину? Наверняка задавался. И наверняка в душе не сомневался, что нравится. Любопытен ли был ему этот зритель? Наверняка да. Куча макулатуры исписана по поводу их взаимоотношений, неоконченного телефонного разговора, раздумий об этом Булгакова и т.п. – вы все это наверняка знаете. И разве «Батум» не продолжение того же самого? Ведь пьеса задумалась в 1935 г., а закончена в 1939. Явно не заказная, явно не «политический курбет», а дума, дума, продолжение разговора. Речь в ней о юном Сталине, и я между строк вычитываю: посмотри, ты тоже был юн, ты был бунтарь, ты разрушал ветхое и строил новое, ты мечтал и надеялся, - посмотри, ты ведь ТОЖЕ БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ! Если это был панегирик Сталину – тогда почему не разрешили ставить? Проблема-то в чем? «Не надо нам вашей дружбы»? Да нелепица это. Разве не умнее было бы поставить, чтобы – «а видите, и Булгаков в конце концов сдался, покорился нам»? Это мы сейчас, благодаря тому, что все переменилось, вообще имеем возможность УЗНАТЬ об этом, а тогда вряд ли, за исключением узкого круга, люди знали про «Батум» и про запрет. Идея «не надо нам вашей дружбы» просто не сыграла бы, потому что никто бы этого не увидел.
Мне кажется, человеческие отношения вообще довольно сложны. И еще их глубина зависит от степени развития людей, в данные отношения включенных. Вы согласитесь же, что если какой-нибудь тете Фросе отказать от места уборщицы, потому что она плохо убирается, она сочтет, что вы ее гнобите, сживаете со света, потому что вы черт в подштанниках, а если откажете своему заместителю, тот все-таки подумает, в чем причина, попытается разобраться. Нет? Глупый пример, но спать очень хочется, и ничего на ум больше не приходит, не казните. При всем том, что преступлениям Сталина нет названия, он был человеком, и Булгакову в этом качестве был интересен. Ведь это первый в стране читатель и зритель. Это возможно?
Еще вот что. Но я сначала вспомню один фильм с Клэр Дэйнс в главной роли, об английском театре (не помню, как называется). Речь шла о том, что все женские роли играли мужчины, она играла первую женщину-актрису, нарушившую запрет. Она спорила с актером, у которого служила, о роли Дездемоны, им играемой: «Вы очень красиво умираете на сцене. Но женщина боролась бы за жизнь».
Вы полагаете, Александр, что уважения заслуживают только те люди, которые сидели в лагерях? Вероятно вам, как мужчине, симпатичны те, кто «очень красиво умирал», а я, как женщина, безмерно уважаю Булгакова за то, что он боролся за жизнь. Боролся честно, не причиняя никому вреда. И боролся не только за себя, но и за других, за Эрдмана, насколько я помню. А Заболоцкий другим помогал, мне интересно?
Мне бы хотелось написать еще про ершалаимские главы, но постараюсь сделать это завтра. Вы, ребята, так много пишите, что за вами не угнаться. Когда вы только успеваете?
А вообще было бы здорово, если бы мюзикл о ММ написал Майкл Джон ЛаЧиуса – мне тут представилось удовольствие послушать несколько треков из его “Wild Party”, и, по-моему, он просто чудо. И самое главное, такая потрясная лирика. Вот кто из ММ сделал бы классное либретто.
