Просмотреть только это сообщение
Старые 25-09-2006, 16:54   #1542
Эрик
Loathsome gargoyle!
 
Аватар пользователя Эрик
 
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
текст Статья Александра Чекулаева в журнале "Петербургский телезритель"

АРОМАХИРУРГИЯ

Идеальные фильмы – редкость. А уж идеальные экранизации – редкость в квадрате! Почти всегда есть проблемы. Если не с режиссурой – так с актерами. Не с актерами – так со сценарием. И долгожданный "Парфюмер" Тома Тыквера, увы, также не избежал своих шероховатостей.
Правда, это наиболее редкий случай, когда основной проблемой картины оказываются... его зрители. Которые настроились на "Молчание ягнят" XVIII века, а им подсунули – о, ужас! – философскую притчу.

Нос
Не зря Патрик Зюскинд так долго противился идее превращения своего бестселлера в кино. И невозможность передать на экране ароматы – вовсе не главная препона адекватному переносу книги на пленку. Тыквер как раз нашел убедительные зрительные и звуковые аналоги симфонии запахов, описанной в тексте. Просто прозаик убедился, что его роман большая часть публики восприняла как увлекательный триллер про маньяка-убийцу, упустив из виду самое главное – философскую суть книги. И боялся, что киношники сделают то же самое. А ведь душегуб с суперобонянием Жан-Батист Гренуй и душегуб с суперобаянием Ганнибал Лектер – персонажи из очень разных опер!!
Кушая людей, пупсик Лектер не перестает быть частью общества: он лишь очередное порожденное им чудовище. Он понимает правила морали, но не принимает их. А Гренуй – гений не от мира сего, о наличии морали даже не догадывающийся.
Отсюда "Молчание ягнят" – все же обычный, хотя и отлично написанный триллер. А вот "Парфюмер" - полноценная драма идей. И коренная идея такова: гениальность без умения любить – бесполезный дар, обесценивающий существование человека.

Аромат женщины
Возвращаясь к картине... Умница Тыквер не оправдал опасений Зюскинда, сделав всё как надо. Но, боюсь, приговорил свое кино к трудной прокатной судьбе.
Сидючи в мягком кресле одного из залов "Синема Парка", я прямо кожей чувствовал недоумение и скуку соседей. Страдающее дефицитом внимания "поколение "пепси" явно не просекало, почему в фильме про маньяка, делающего духи из убиенных им женщин, нет крови и экшна, а главный герой (восхитительный Бен Уишоу!) похож не на сверкающего очами психопата, а на лопоухого выпивоху из галереи образов Алексея Панина.
И это проблема. Фильм оказался нежданно хорош – и притом близок к оригиналу (даже порой слишком иллюстративен). Однако современная публика, похоже, утратила способность воспринимать истории, начисто лишенные жанровых клише. А жаль: "Парфюмер" Тыквера – одна из самых умных, точных и идейно насыщенных экранизаций последних лет.
Эрик оффлайн   Ответить с цитированием