Просмотреть только это сообщение
Старые 01-10-2006, 01:47   #1
Alexander
 
На форуме с: Jan 2005
Сообщений: 3,873
"Мы" и "они", или о профессионализме.

В последнем номере "Театральной афиши", в интервью актёра Юрия Васильева я прочёл следующее:
"Я много смотрел спектаклей за рубежом. Актёры там безумно, безумно техничны, но они не затрачиваются. У них есть внутренняя техника безопасности, поэтому они и могут изо дня в день играть один и тот же спектакль. А я выкладываюсь на спектакле так, что после выползаю из театра еле живой. Но наш-то зритель всегда ценил только это! Для нашего зрителя нужно на сцене умирать. Русский зритель приходил в театр за потрясениями. Он был открыт для потрясений. А западный зритель сидит в зале с другим настроением - вы там делайте что хотите, но меня не трогайте, у меня своя жизнь. А наш зритель весь там, на сцене, вместе с актёром плачет и смеётся. Это чисто русское явление..."
Прочёл и задумался. Оставим на совести Ю. Васильева некоторые заявления о "нашем зрителе, для которого нужно умирать" - в конце концов, такому зрителю не делает чести, если ради него нужно прям умирать - хотя бы чисто с гуманистических позиций. Как у Ю. Кима: "А если не до смерти - то незачем смотреть!"
Но кое-в чём с Васильевым, наверное, стоит согласиться. Или хотя бы задуматься.
Меня давно занимает этот вопрос: наши артисты и "их". В чём разница, и какова она?
С одной стороны, действительно трудно представить, что можно каждый вечер играть одно и то же -на полную "катушку", не имея некоего внутреннего "предохранителя". Речь идёт, видимо,о мюзикле, хотя в Лондоне и на Бродвее драматические спектакли тоже играются ежедневно. Я смотрел бродвейского "Призрака оперы" с Девисом Гейнсом в главной роли. Впечатление было потрясающее. От его игры в финальной сцене просто мурашки шли по коже, от этого надрыва, близкого к истерике (в лондонском "Призраке" было поспокойнее). Это производило впечатление полной "выкладки".
Но с другой стороны - он ведь это делал КАЖДЫЙ вечер, не один месяц. Возможно ли? Или это просто "чистый" профессионализм, нереальный без той "техники безопасности", о которой говорит Васильев? Ведь действительно каждый вечер ТАК на сцене - да быстро коней отбросишь... если умирать всерьёз. Вместе со зрителем.
Но с другой стороны. Допустим, Васильев (который, судя по интервью, считает себя большим актёром) действительно, "выкладывается по полной" в той или иной роли. Которую в репертуарном театре играет 1-2 раза в месяц. Допустим, великие русские драматические актёры так и играют - "на разрыв аорты". И ежедневно это делать вредно, грубо говоря, для здоровья.
А если артисты не великие? Рядовые? Великих-то - по пальцам пересчитаешь, да и не на одних великих мы ходим смотреть.
А если великие артисты - "их"? Лоуренс Оливье, Питер Брук? Они что же, по логике Васильева, тоже не выкладываются? Какие же они тогда великие?
Прав Васильев, разделяя "нас" и "их" по такому принципу? Или таким образом он пытается скрыть отсутствие актёрского професионализма и тренинга, которым владеют западные актёры?
Я и от других некоторых наших режиссёров слышал это: наши, мол, артисты на сцене умирают, а ихние - работают...
Но ведь получается как в анекдоте про "армянское радио": "Какая зарплата у советского инженера? - А зато у вас негров линчуют..."
Кстати, когда в Театре Эстрады ставили "Чикаго", то в самом театре была труппа (небольшая) из молодых выпускников ГИТИСА, которые учились на экспериментальном курсе под названием "актёры мюзикла". То есть буквально актёров мюзикла из них готовили. Я кое-кого из этих ребят знаю и дружу.
Так вот Г. Хазанова спросили (в интервью): как же так, мол - артисты вашего же театра в "Чикаго" не задействованы? Почему, мол, вы ничего не сделали?
На что Хазанов ответил: они прослушивались в "Чикаго" на общих основаниях. Их не взяли. Никого.
Это к вопросу о профессионализме наших актёров и уровне их подготовки. Да, мюзикл - особый случай, тут нельзя (пока) много спрашивать.
Но создаётся впечатление, что многочисленные наши драматические театры переполнены плохо обученными и не владеющими профессией людьми, которые здесь "умирать" на сцене не будут, но и в западных условиях не выживут засчёт ремесла.
В общем, пока не знаю я, как относиться к словам Васильева. Прав он или не прав?
Alexander оффлайн   Ответить с цитированием