Цитата:
Автор Andrew
Авторская редакция "Кармен" содержит именно разговоры-диалоги.
|
Правда?! Спасибо - просветили. Я охотно признаю, что по части классических опер я не большой знаток.
Цитата:
Автор Andrew
Отрадно слышать, что она там все-таки есть. Плохо то, что она там малозаметна. Я вовсе не хочу утверждать, что Нотр-Дам - это плохая вещь, что это не мюзикл и т.д. Я просто хочу определить жанровые границы (хотя гиблое это дело
|
Да нет - мне так не кажется. Просто надо определиться, терминологией какого века мы здесь пользуемся.
Цитата:
Автор Andrew
Ну так вот. Словарная статья гласит, что в опере все используемые формы (в том числе и лейтмотивность/репризность) "должны быть подчинены последовательному развитию единого сквозного музыкально-драматургического замысла".
|
Это из какого словаря? Вот подборка определений из самых различных словарей, попавшихся мне под руку.
ОПЕРА (ж. итал.) - музыкальное драматическое сочиненье, на данные слова, которые зовут либретто, текст.
(Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.)
ОПЕРА (итал., музык.) - сценическое произведение, текст которого не говорится, а поется с сопровождении оркестра.
(Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.)
ОПЕРА - музыкально-драматическое произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах и выражается с помощью инструментальной и вокальной музыки.
(Словарь по общественным наукам, портал Глоссарий.ру)
ОПЕРА (ж.) - музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. // Сценическое представление, воспроизводящее такое произведение на сцене.
(Толково-словообразовательный словарь современного русского языка, портал Грамота.ру.)
ОПЕРА - это сценическое действо с определённым сюжетом, развёртывающееся под музыку.
(Частный сайт "Классическая опера".)
Как можно убедиться, ни одному из этих определений - как классических, так и современных - "Нотр-Дам де Пари" принципиально не противоречит.
Как ни странно, наиболее интересной и познавательной в плане определения, что же такое опера, оказалась статья в Большой советской энциклопедии. Я вполне отдаю себе отчет в том, что для многих это "совковое" издание - не авторитет, но насколько мне известно, БСЭ составлялась далеко не дураками и не дилетантами. Признаю, что вы оказались правы насчет наличия в опере разговорных эпизодов, но по части определяющей роли музыкальной драматургии я и здесь ничего не нашел. Привожу основную часть этой статьи и прошу обратить внимание на моменты, которые я выделил курсивом, а также на описание характерных особенностей, которые я выделил подчеркиванием - оные без труда можно обнаружить в "Нотр-Даме".
ОПЕРА (итал.
opera, буквально -
сочинение, от лат.
opera - труд, изделие, произведение) - жанр музыкально-драматического искусства. Литературная основа
оперы (либретто) воплощается средствами музыкальной драматургии и
в первую очередь в формах вокальной музыки.
Опера -
синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет). Исторически сложились определённые формы оперной музыки.
При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно. Разнообразны вокальные формы классической
оперы.
Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада,песня). Различные функции в
опере имеет речитатив - музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи.
Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах
оперы,
преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно - в диалогах.
Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т.д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия. По-разному в
опере трактуется хор. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего;
его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М.П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина"). В музыкальной драматургии
оперы большая роль отведена оркестру,
симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов.
Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды - увертюру, антракт (вступление к отдельным актам).
Ещё один компонент оперного спектакля - балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.
Цитата:
Автор Andrew
В Нотр-Даме я почти не наблюдаю музыкального развития. Это последовательность однообразных номеров
|
Ну, бросьте: не так уж они однообразны, как вам кажется. Хотя, конечно, подобные определения - во многом дело вкуса!
Цитата:
Автор Andrew
(песен или арий?).
|
Арии там тоже есть. Как и дуэты, и трио... Что же касается общего определения отдельных законченных музыкальных номеров в современных произведениях для музыкального театра - то я продолжаю предпочитать (и призывать!) использовать для этого очень удобное в данном случае слово зонг.