Просмотреть только это сообщение
Старые 06-10-2006, 16:45   #187
Эрик
Loathsome gargoyle!
 
Аватар пользователя Эрик
 
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
Цитата:
Автор Andrew
Авторская редакция "Кармен" содержит именно разговоры-диалоги.
Правда?! Спасибо - просветили. Я охотно признаю, что по части классических опер я не большой знаток.

Цитата:
Автор Andrew
Отрадно слышать, что она там все-таки есть. Плохо то, что она там малозаметна. Я вовсе не хочу утверждать, что Нотр-Дам - это плохая вещь, что это не мюзикл и т.д. Я просто хочу определить жанровые границы (хотя гиблое это дело
Да нет - мне так не кажется. Просто надо определиться, терминологией какого века мы здесь пользуемся.

Цитата:
Автор Andrew
Ну так вот. Словарная статья гласит, что в опере все используемые формы (в том числе и лейтмотивность/репризность) "должны быть подчинены последовательному развитию единого сквозного музыкально-драматургического замысла".
Это из какого словаря? Вот подборка определений из самых различных словарей, попавшихся мне под руку.

ОПЕРА (ж. итал.) - музыкальное драматическое сочиненье, на данные слова, которые зовут либретто, текст. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.)

ОПЕРА (итал., музык.) - сценическое произведение, текст которого не говорится, а поется с сопровождении оркестра. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.)

ОПЕРА - музыкально-драматическое произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах и выражается с помощью инструментальной и вокальной музыки. (Словарь по общественным наукам, портал Глоссарий.ру)

ОПЕРА (ж.) - музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. // Сценическое представление, воспроизводящее такое произведение на сцене. (Толково-словообразовательный словарь современного русского языка, портал Грамота.ру.)

ОПЕРА - это сценическое действо с определённым сюжетом, развёртывающееся под музыку. (Частный сайт "Классическая опера".)

Как можно убедиться, ни одному из этих определений - как классических, так и современных - "Нотр-Дам де Пари" принципиально не противоречит.

Как ни странно, наиболее интересной и познавательной в плане определения, что же такое опера, оказалась статья в Большой советской энциклопедии. Я вполне отдаю себе отчет в том, что для многих это "совковое" издание - не авторитет, но насколько мне известно, БСЭ составлялась далеко не дураками и не дилетантами. Признаю, что вы оказались правы насчет наличия в опере разговорных эпизодов, но по части определяющей роли музыкальной драматургии я и здесь ничего не нашел. Привожу основную часть этой статьи и прошу обратить внимание на моменты, которые я выделил курсивом, а также на описание характерных особенностей, которые я выделил подчеркиванием - оные без труда можно обнаружить в "Нотр-Даме".


ОПЕРА (итал. opera, буквально - сочинение, от лат. opera - труд, изделие, произведение) - жанр музыкально-драматического искусства. Литературная основа оперы (либретто) воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в формах вокальной музыки.
Опера - синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет). Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно. Разнообразны вокальные формы классической оперы. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада,песня). Различные функции в опере имеет речитатив - музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно - в диалогах. Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т.д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия. По-разному в опере трактуется хор. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М.П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина"). В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды - увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля - балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

Цитата:
Автор Andrew
В Нотр-Даме я почти не наблюдаю музыкального развития. Это последовательность однообразных номеров
Ну, бросьте: не так уж они однообразны, как вам кажется. Хотя, конечно, подобные определения - во многом дело вкуса!

Цитата:
Автор Andrew
(песен или арий?).
Арии там тоже есть. Как и дуэты, и трио... Что же касается общего определения отдельных законченных музыкальных номеров в современных произведениях для музыкального театра - то я продолжаю предпочитать (и призывать!) использовать для этого очень удобное в данном случае слово зонг.
Эрик оффлайн   Ответить с цитированием