Несмотря ни на что, жанр мюзикла в России не задушишь, не убьешь. Удручающая пустота, о которой свидетельствует афиша фестиваля «Музыкальное сердце театра», как оказалось, не столь уж беспросветна. Да, возможно у мюзикла в нашей стране пока нет блистательного настоящего, но есть самое главное – будущее.
Столь оптимистичные выводы позволяет сделать лишь небольшое исследование, чуть больший, чем просто праздный, интерес и допущение, что студенческий театр вполне может рассматриваться как достойный объект пристального внимания.
Прежде всего, стоит похвалить всех решившихся на действительно смелый шаг – безусловно, Сондхайм признанный мастер жанра, но «Свини Тодд» это не то произведение, в котором можно обойтись традиционным российским шапкозакидательством и эмоциями, неподкрепленными действительно стоящими вокальными данными. В двух словах напомню сюжетную линию: в Лондон возвращается австралийский каторжник – бывший цирюльник Бенжамин Баркер – ранее осужденный по ложному обвинению, судьей Терпиным, который возжелал жену Баркера – Люси. Избавившись от мужа, но, не добившись благосклонности жены, судья, с помощью своего сообщника Пристава, совершает насилие над Люси, которая затем исчезает из Лондона, и забирает на воспитание дочь Баркрера Джоанну. Одержимый жаждой мести Баркер прощается со своим спасителем моряком Энтони, который волей судьбы влюбляется в Джоанну, которую увидел в коне дома судьи. Но и сам Терпин также не прочь познать молодую копию Люси. У Баркера неожиданно появляется сообщница его мести – влюбленная в него булочница Нелли Лавит. Победив своего бывшего подмастерье, выдававшего себя за итальянского королевского брадобрея, в профессиональном соревновании, Свини Тодд приобретает славу искусника, но наживает врага, который узнал осужденного и под угрозой выдачи властям пытается его шантажировать. Впрочем, он и становится первой жертвой – строй бритвой ему перерезают горло. Не так-то просто спрятать тело в Лондоне, да и зачем платить поставщикам за мясо для начинки, если можно использовать столь удачно подвернувшуюся тушу. Баркер и Лавит, гражданские супруги, начинают заготовку человечины в поистине промышленных масштабах, бизнес идет в гору и дама уже начинает подумывать о приобретении домика у моря. Все сложности, как всегда, случаются из-за любви – Тодд все также одержим жаждой мести и, брея и убивая клиентов, все мечтает заполучить в свои сети самого судью Терпина. Это ему почти удается, но все дело портит влюбленный Энтони, который врывается в цирюльню со своими любовными мечтами и планами похищения Джоанны в тот самый момент, когда Тодд собирает перерезать судье горло в процессе бритья. Упустив удобный момент, Тодд приходит в ярость и выгоняет Энтони. Судья в гневе отправляет Джоанну в сумасшедший дом. Поддержке своего «друга» Энотни осуществляет похищение Джоанны, выдав себя за покупателя волос для изготовления париков. Содержатель клиники, оказавший сопротивление, получает пулю от Джоанны, которая берет руководство побегом на себя, когда понимает, что Энтони не в состоянии убить доктора. В это время Тодд расправляется с приставом. Спрятав Джоанну в каморке у Тодда, Энтони отправляется нанимать корабль для отъезда из Англии, а коварный цирюльник использует это для того, чтобы заманить судью в ловушку. Убив ослепленного любовью Терпина, Тодд вынужден зарезать и случайную свидетельницу – сумасшедшую нищенку-проститутку, в которой он узнает свою отравившуюся, по словами булочницы, Люси. Потрясенный он убивает Нелли за ложь. В то время как чудом, избежавшая его смертоносной бритвы Джоанны, переодетая матросом и потому не узнанная Тоддом, приводит Энотни и полицию, которые застают лишь бывшего подмастерье фальшивого итальянца, ставшего помощником Нелли по кухне мальчишку Тобиаса, который сходит с ума после гибели его благодетельницы – Нелли. Воспользовавшись моментом, он перерезал горло самому Тодду.
В двух словах – все умерли. История действительно душераздирающая. Помимо каннибализма, массовых убийств, изнасилования, проституции, шантажа и помешательства в сюжет намешаны любовь, нежности, философия и праведная месть. Коктейль еще тот. Все это еще наложено на сложнейшую и насыщенную музыкальную канву в традиционном для Сондхайма духе – с массой диссонирующих аккордов и трансоктавных созвучий. Мелодика непосредственно вокальной партии зачастую настолько отходит от музыкального сопровождения, что удержаться в гармонии можно только филигранным соблюдением размера. Тем не менее, спектакль не вызывает гнетущих, негативных эмоций. Напротив – тонкий «английский юмор», которым пронизан образ Нелли Лавит, прекрасно балансирует излишнюю мрачность истории и положительность Энтони. Помимо прекрасных вокальных данных, которые продемонстрировала Мария Гулик, она сделала серьезную заявку на появление в скором будущем прекрасной драматической актрисы, которая вполне справится и с комическими, и с героическими образами. Второй акт фактически целиком был «проведен» через линию именно её недалекой, изворотливой, но при этом добросердечной женщины. Несмотря на всю чудовищность пирожковой кухни, Нелли не вызывает отвращения и напротив, в момент её смерти невольно желаешь её чудесного спасения. Совсем неспроста Тобиас так привязался к этой славной торговке. Мысленно следует отнести все удачные находки и ходы на счет самой исполнительницы, так как общее впечатление от постановки заставляет предположить, что режиссер вообще не вмешивался в происходящее.
Свини Тодд – Павел Иванов – благополучно миновал вокальные трудности, но, видимо, в силу объективных причин, например, банального отсутствия режиссерской поддержки, несколько неуверенно подавал образ своего персонажа. Хотя, конечно же, следует сделать скидку и на возрастное несоответствие, и сложность поставленной задачи – Свинни Тодд одержимый, опасный больной, но глубоко обиженный и оскорбленный хороший человек, балансирующий на грани мрака самого страшного безумия. Этот персонаж столь же не прост, как доктор Джекилл.
Хочется дополнительно отметить, что общий вокальный уровень исполнителей впечатляет. Особенно потрясает ясная дикция, в том числе и англофонных отрывков. Пожалуй, самым слабым звеном команды является Анна Чернова (Джоанна) – то уходящая на нечеткий шепот, а то срывающаяся на невнятный визг. Особенно эти недостатки становятся очевидными на фоне почти безупречного вокала Энотни – Ивана Викулова. Не будет преувеличением сказать, что Иван является редким на просторах нашей родины «синтетическим» исполнителем, одинаково свободно его можно назвать и поющим артистом и играющим певцом. Приятный от природы тембр, достаточно развитый профессионально, отличные актерские данные и чувство меры. Пожалуй, именно гармония и завершенность образа в целом позволяют говорить о том, что Иван является наиболее яркой фигурой всей постановки, несмотря на, казалось бы, роль второго плана.
«Свини Тодд» в ГИТИСе однозначно рекомендуется к просмотру всем ценителям жанра. Лицензированная постановка, молодые, настроенные играть и играть хорошо исполнители, очень неплохие, выразительные голоса и более чем признанный автор.
