БУРАТИНО, БУРАТИНО - МЫ ИГРАЕТ В ТАРАНТИНО!
Мало кто знает, что первую отечественную черную комедию снял Леонид Гайдай еще в далеком 1958 году - это была блистательная сатира с соответствующим жанру названием "Жених с того света". Фильм, разумеется, "лег на полку" - и жанр оказался надолго забыт. Лишь после краха СССР черные комедии возродились в отечественном кино. И вот свою дань этому крайне сложному и неоднозначному жанру решил отдать Дмитрий Месхиев со своим новым фильмом "Семь кабинок".
В туалете - занято!
Итак, некая крутая девица в стиле "милитари" (Наталья Бурмистрова) прячет диск с ценной инфой в одной из семи кабинок закрытого на ремонт женского туалета некоего модного клуба. По чистой случайности в этой же самой кабинке решает немного полюбить друг друга парочка юных работников оного клуба (Алексей Барабаш и Кристина Кузьмина). А следом за ними в сортир заявляется и парочка бандитов (Михаил Евланов и Сергей Козик) - разумеется, не любить друг друга, а забрать оставленный для них диск. Но всё оказывается не так просто: в нужной кабинке диск обнаружить не удается, и герои начинают исследовать содержимое других кабинок, в каждой из которых их ждет какой-нибудь сюрпризец...
Трудность перевода
Лично я не вижу ничего плохого в попытках пересадить на отечественную почву жанр разговорно-криминальной черной комедии, изобретенный Квентином Тарантино и развитый Гаем Ритчи. И шлю мой поклон некоему Никите Питерскому, написавшему на удивление неплохой сценарий, построенный на довольно удачных заимствованиях. Но вот воплощение... Воплощение оного сценария на экране оставляет желать много лучшего. Дело вот в чем. Создатели западных черных комедий преспокойно оставляют в диалогах своих героев разнокалиберные "факи" и "шиты", которые, вопреки распространенному у нас заблуждению, культивируемому всякими Гоблинами, в английском языке отнюдь не являются нецензурной бранью. Таким образом, герои западных фильмов выглядят на экране живыми людьми. А из речи отечественных криминальных персонажей приходится убирать всю ненормативную лексику - и персонажи сразу же теряют всякую связь с реальностью. Поэтому для того, чтобы фильм получился, необходимо создать на экране особую атмосферу условности происходящего - а вот это-то и не удалось. То есть технически всё не так плохо: операторская работа, монтаж, саундтрек и визуальные эффекты в эпизоде наркоглюков выдержаны на очень неплохом уровне! Но голой техники недостаточно: необходимо стильное режиссерское решение каждой сцены - а вот с этим-то дебютант жанра Месхиев не справился.
Лидинг и суппортинг
Не поддержали режиссера и исполнители основных ролей, растерявшиеся в незнакомом жанре и выглядящие этакими деревянными Буратинами. Вся их работа в фильме свелась к старательному проговариванию сложносочиненных сценарных выпорвертов да деланию больших глаз - у кого испуганных, у кого страшных, в зависимости от роли. Куда колоритнее выглядят второплановые и вовсе эпизодические персонажи! Лучше всех чувствует жанр сыгравший трехминутное камео Федор Бондарчук: его косноязычный наркодилер с нервным тиком - это просто чума!! Хорош и Александр Яценко в роли наркомана - особенно в том самом эпизоде с наркоглюками, вызывающем в памяти культовый фильм "Страх и ненависть в Лас-Вегасе"... Очень колоритен Артур Ваха в роли облажавшегося киллера с карими глазами, наполненными вселенской печалью... Но эти отдельные удачи не спасают этот затянутый и неровный фильм.
Когда Алексей Балабанов пытается быть Квентином Тарантино - у него это получается с блеском. Дмитрий Месхиев попытался быть Алексеем Балабановым - не получилось. Так что ценителям черных комедий могу рекомендовать просмотр "Семи кабинок" только, что называется, для общего развития. А так - лучше еще раз пересмотрите гениальные балабановские брутально-чумовые "Жмурки"!
|