Суббота, 17 февраля
22.55 - телеканал
Петербург
КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ (A Nightmare on Elm Street)
США. 1984. 91 минута. Цветной.
Мистический хоррор-фильм по идее
Уэса Крейвена.
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Потрясающе (7 из 7)
Раз, два - Фредди заберет тебя...
Она - единственная, кто может остановить это... Если она потерпит неудачу - никто не выживет.
Если Нэнси не проснется с криком - она не проснется вообще...
Сны убивают.
Крик, который разбудил вас, мог бы быть вашим собственным...
Что бы вы ни делали - не засыпайте... Иначе вы встретитесь лицом к лицу с ужасающим Фредди!
В маленьком американском городке живет 15-летняя Тина Грэй. Однажды ночью ей снится кошмарный сон: ее преследует персонаж популярной в городке детской считалочки - страшный человек по имени Фредди. Девушке ясно запоминаются его полосатый свитеp, мятая шляпа, ужасное сожженное лицо и жуткое орудие убийства - надетая на правую руку пеpчатка с длинными стальными когтями. Тина рассказывает об этом своим друзьям - Роду, Глену и Нэнси. Те вспоминают, что в ту же ночь им снился этот же страшный человек. На следующую ночь кошмар возвращается, и на этот раз во сне Тина гибнет...
Так начинается этот воистину леденящий кровь фильм, положивший начало киносериалу, который по сей день остается лучшим из всего, что было сделано в кинематографе в жанре хоррор. И это обусловлено не только великолепно выполненной внешней стороной. Задумка оказалась интересной и безусловным наличием мощной философской начинки.
Семь частей киносериала
"Кошмар на улице Вязов" - это семь глав глубочайшего и увлекательнейшего исследования философских и психологических проблем, связанных с таким явлением, как СТРАХ. Ведь чувство страха - одна из основных человеческих эмоций, и притом едва ли не самая сильная! Страх может подвигнуть человека как на низость, так и на подвиг. Страх - одна из основ жизни и прогресса.
В мировом кино уже были примеры блестящих попыток создания аллегории человеческого страха. В качестве примера из классики достаточно назвать образ маньяка-убийцы в фильме
Фрица Ланга "М" (1931). Этот герой воплотил в себе растерянность немецкой нации после поражения в первой мировой войне и страх перед грядущим пришествием нацизма.
Но в фильме
"Кошмар на улице Вязов" возникла новейшая, современная аллегория страха простых американских подростков и их родителей. Такой метафорой стал образ Фредди Крюгера - казалось бы, безобидного персонажа детской считалочки в стиле "Десяти негритят". Но оказывается, что в детской считалочке нашел свое отражение дикий страх родителей города перед жестоким детоубийцей, когда-то в действительности терроризировавшем улицы городка. Но эта вполне реальная жуткая личность стала еще более чудовищным существом - призраком-убийцей, являющимся подросткам в их кошмарных снах. С развитием темы в продолжениях фильма этот образ претерпел некоторые изменения, но суть осталась неизменна: этот жуткий монстр из кошмарных сновидений - порождение нашего разума, сон которого, как известно, рождает чудовищ. И чудовище по имени Фредди Крюгер - не что иное, как фрейдистская метафора нашего страха. Подсознательного, абсолютного страха, живущего в каждом человеке и вытесняемого, по Фрейду, в сновидения.
Заявленный бюджет фильма -
$1.800.000.
Кассовые сборы от кинопроката в США -
$25.504.513.
Производство -
"Нью Лайн Синема",
"Медиа Хоум Энтертэйнмент" и
"Смарт Эгг Пикчерз".
Специальные механические эффекты -
Джим Дойл.
Специальные гримэффекты -
Дэвид Миллер.
Грим -
Кэти Логан.
Костюмы -
Дана Лайман.
Художник -
Грег Фонсека.
Декоратор -
Энн Хантли.
Оператор -
Жак Айткен.
Монтаж -
Рик Шейни.
Композитор -
Чарльз Бернштейн.
Композиция
"Кошмар": музыка и стихи -
Мартин Кент,
Стив Каршнер и
Майкл Шуриг, исполнение - группа
"213".
Исполнительные продюсеры -
Стэнли Дадельсон и
Джозеф Вольф.
Продюсер -
Роберт Шей.
Сценарист и режиссер -
Уэс Крейвен.
В главных ролях
Джон Сэксон (лейтенант Дональд Томпсон),
Рони Блэкли (Мардж Томпсон),
Хедер Лангенкамп (Нэнси Томпсон),
Аманда Уисс (Тина Грэй),
Ник Корри (Род Лейн) и впервые на экране
ДЖОННИ ДЕПП (Глен Лантц).
А также
Чарльз Фляйшер (доктор Кинг),
Джозеф Уипп (сержант Паркер),
Лин Шей (учительница) и
Роберт Инглунд в роли Фреда Крюгера.
В фильме также снимались
Джо Ангер (сержант Гарсия),
Джек Ши (священник),
Эд Колл (мистер Лантц),
Сэнди Липтон (миссис Лантц),
Дэвид Эндрюс (диспетчер),
Джеффри Ливайн (коронер),
Донна Вудрам (мама Тины),
Лесли Хоффман (дежурная),
Пол Гренье (бойфренд мамы Тины).
Камео
Тогдашняя жена режиссера
Мими Майер-Крейвен - в роли медесестры в эпизоде в больнице.
Награды
2 премии на МКФ фанатастики и хоррора в Авоpиазе (Франция): пpемия за pоль (
Хедер Лангенкамп) и пpемия кpитиков.
Номинации
2 номинации на премию
"Сатурн" (США): фильм в жанре хоррор (уступил фильму Джо Данте
"Гремлины") и юный актер / актриса (
Ник Корри - уступил Ною Хэтауэю за фильм
"Бесконечная история").
Интересные факты
Как это ни парадоксально, в основе сюжета фильма лежит совершенно реальная история. В конце 70-х годов прошлого века в США имел место ряд загадочных смертей среди подростков - беженцев из Кампучии (Камбоджи). Эти вполне здоровые молодые люди рассказывали, что им начали сниться ужасные кошмары. Эти кошмары были настолько реальны и настолько чудовищны, что подростки боялись засыпать и старались продержаться без сна кто сколько смог. Когда же они наконец заснули в состоянии крайнего истощения, все они пробудились с диким криком и умерли от сердечного приступа. Что именно им снилось и как эти сны смогли их убить, так и осталось тайной. Эта история попала в сводки новостей газеты
"Лос-Анджелес Таймс", откуда о ней и узнал режиссер и сценарист
Уэс Крейвен.
Забавно, что фамилия классика хоррора Уэса Крейвена по-английски означает "трус"! Из-за такой фамилии в детстве будущему режиссеру пришлось пережить немало насмешек и издевательств.
Больше всех над юным Уэсом измывался школьный бугай, которого звали
Фредди. Припомнив, как одно только его имя наводило ужас на всю школу, Уэс Крейвен дал маньяку-убийце из снов имя своего школьного мучителя.
Что же касается фамилии Крюгер (Krueger), то Уэс Крейвен попросту взял имя маньяка-убийцы Круга (Krug) из своего дебютного фильма
"Последний дом слева" (1972) и слегка его видоизменил.
Внешний облик Фредди Крюгера родился из облика изуродованного бродяги, который когда-то очень сильно напугал юного Уэса Крейвена.
Уэс Крейвен написал оригинальный сценарий фильма еще в 1981 году, но не смог никого им заинтересовать. Режиссер хранит увесистую пачку отказных писем от продюсеров ряда крупных киностудий. В них говорится, что сюжет слишком кровавый и слишком невероятный, а также что зрители не будут напуганы событиями, которые происходят в чьих-то там сновидениях.
Наконец сценарий попал в руки к независимому продюсеру
Роберту Шею, который прочитал его - и запустил фильм на своей киностудии
"Нью Лайн Синема".
Спустя почти 20 лет нечто подобное повторилось с проектом экранизации романа
Дж.-Р.-Р. Толкиена "Властелин Колец": Роберт Шей рискнул запустить фильм на студии "Нью Лайн Синема", после того как от него отказался целый ряд кинокомапаний.
Фильм стал первым собственным кинопроектом независимой кинокомпании "Нью Лайн Синема". До того эта студия, созданная Робертом Шеем в 1969 году, была лишь компанией-дистрибьютором и занималась распространением фильмов на территориях студенческих городков. Студия сделала себе имя, прокатывая спорные культовые хиты, такие как скандальный фильм
Джона Уотерса "Розовые фламинго" (1972).
Съемки фильма заняли всего около месяца - с июня по июль 1984 года. А в ноябре 1984 года фильм уже был выпущен в прокат: 9 ноября - в ограниченный, 16 ноября - в широкий.
Фильм снимался на очень ограниченном бюджете, поэтому создателям приходилось экономить буквально на всем. Этим объясняется практически полное отсутствие в картине массовых сцен, а также обилие трогательных киноляпов.
Все сцены фильма снимались не более чем с трех, отсилы четырех дублей - это тоже было продиктовано соображениями экономии средств.
Во время съемок был драматический момент, когда судьба будущего фильма буквально висела на волоске: в самом разгаре съемочного периода студия "Нью Лайн Синема" потеряла свою компанию-дистрибьютора - продюсеры той, решив, что фильм не принесет прибыли, расторгли договор в одностороннем порядке. В результате продюсеры студии "Нью Лайн Синема" не могли заплатить зарплату актерам и членам съемочной группы в течение двух недель, пока не нашли новую компанию-дистрибьютора. Однако ни один участник команды не покинул проект.
До создания фильма студия "Нью Лайн Синема" была на грани банкротства. Огромный успех фильма в прокате буквально спас студию, после чего она получила прозвище "Дом, который построил Фредди".
Оригинальная концепция внешности Фреда Крюгера, разработанная Уэсом Крейвеном, была еще ужаснее: сквозь сгоревшие щеки должны были виднеться зубы, из ран должна была течь сукровица, а сквозь обгоревшую плоть головы должен был виднеться череп. Однако мастер специальных гримэффектов
Дэвид Миллер убедил режиссера в том, что загримировать таким образом актера, так чтобы он при этом выглядел убедительно, невозможно, а использование вместо актера куклы создаст дополнительные трудности при съемке, и кроме того, кукла не будет достаточно хорошо сочетаться с живыми актерами. В результате режиссер согласился с доводами мастера гримэффектов, и концепция была отвергнута.
Однако Уэс Крейвен все-таки остался не до конца удовлетворенным созданным в результате гримом Фредди, и поэтому в фильме лицо Крюгера почти всё время в тени.
В оригинальном сценарии свитер Фреда Крюгера был полосатым, но не красно-зеленым, а красно-желтым. В фильме Уэс Крейвен сделал свитер Фредди красно-зеленым, так как прочел, что именно это сочетание цветов является самым неприятным и труднопереносимым для человеческого глаза.
Джозеф Уипп, сыгравший туповатого сержанта Паркера, подручного крутого лейтенанта Томпсона, впоследствии сыграл крутого шерифа Бёрка, начальника помощника-недотепы Дьюи в молодежном хорроре Уэса Крейвена
"Крик" (1996).
Хедер Лангенкамп получила роль Нэнси Томпсон, победив более чем 200 актрис, претендовавших на эту роль.
Среди актрис, пробовавшихся на роль Нэнси, были юные
Деми Мур,
Кортни Кокс,
Дженнифер Грей и
Трейси Голд.
В семейном телеситкоме
"Лишь десять из нас" (1988-90) есть эпизод, в котором главная героиня сериала Мэри Лаббок в исполнении Хедер Лангенкамп, увидев ржавый нож, воткнутый в разделочную доску, говорит: "Выглядит как что-то из "Кошмара на улице Вязов"!".
В этом же сериале есть брат главной героини Грэм "Джей-Ар" Лаббок-младший (его играет
Мэтт Шакман) - большой любитель хоррор-фильмов, который постоянно носит одежду с постерами
"Кошмара на улице Вязов" и поминает фильмы этой серии.
Кроме того, сестер главной героини Венди и Конни играют соответственно актрисы
Брук Тайсс и
Джоанн Уиллетт, которые появлялись в сиквелах
"Кошмара на улице Вязов".
В этом фильме 20-летний
Джонни Депп сыграл свою первую роль - Глена Лантца, бойфренда главной героини Нэнси Томпсон.
Джонни Депп попал в фильм совершенно случайно - его друг
Джеки Эрл Хейли пошел на пробы к Уэсу Крейвену и просто позвал Джонни с собой за компанию. Крейвен сразу заметил импозантного Деппа и спросил его, не хочет ли он почитать роль. Джонни Депп ради прикола согласился - и получил одну из главных ролей в фильме!
"В роли" американского городка, в котором происходит действие фильма, выступили обычные жилые районы Лос-Анджелеса, штат Калифорния.
Большая часть фильма была отснята в районе Северный Голливуд.
Тюремные интерьеры снимались в Линкольн-хайтской тюрьме, расположенной в районе Линкольн-Хайтс.
Диалог Нэнси и Глена на живописном мостике через канал снимался в районе Венис-Бич.
Дом, в котором живут Нэнси Томпсон и ее мама, - не декорация. Это
самый настоящий дом, который впоследствии неоднократно появлялся в сиквелах фильма. Он расположен в жилом районе Голливуда (Лос-Анджелес, штат Калифорния), и в фильме даже сохранен его подлинный номер - 1428. Только улица, на которой дом стоит, называется не Элм-стрит (улица Вязов), а Дженеси-авеню. Это обычный частный дом, он стоит там и сейчас, и в нем живут самые обычные люди.
В фильме не упоминается название городка, в котором происходит действие. Лишь в сиквеле мы узнаем, что этот городок носит романтическое наименование Спрингвуд (то есть Весенний Лес или Подлесок) и расположен на востоке штата Огайо.
Во время съемок эпизода, в котором Тина Грэй впервые видит Фреда Крюгера, длинные руки Фредди управлялись наподобие марионеток.
Фильм, который Нэнси Томпсон смотрит по телевизору, чтобы не заснуть, - это классический культовый хоррор
Сэма Рэйми "Зловещие мертвецы" (1981). При этом на экране не фрагмент фильма и не случайная нарезка кадров, а кадры из рекламного ролика фильма.
В картине можно заметить также разорванный постер фильма
"Зловещие мертвецы" (1981).
Обе эти отсылки к фильму Сэма Рэйми - часть пикировки двух мастеров хоррора, которая началась с того, что Сэм Рэйми увидел в фильме Уэса Крейвена
"У холмов есть глаза" (1977) разорванный постер фильма
Стивена Спилберга "Пасть" (1975). Поняв, что режиссер хотел этим показать, что его фильм страшнее, чем суперхит Спилберга, Рэйми решил ответить на это заявление и поместил в свой фильм
"Зловещие мертвецы" (1981) разорванный постер фильма
"У холмов есть глаза". В ответ на это Уэс Крейвен и ввел две реминисценции к
"Зловещим мертвецам" в свой фильм
"Кошмар на улице Вязов" (1984). Сэм Рэйми не остался в долгу: в одном из эпизодов его фильма
"Зловещие мертвецы-II" (1987) можно заметить перчатку Фредди, одиноко висящую рядом с лестницей в подвал.
Постер, висящий над кроватью Глена Лантца, - это обложка альбома
"Грация под давлением" канадского рок-трио
"Раш".
Бюджет специальных эффектов составил всего $50.000.
Знаменитая перчатка Фреда Крюгера была изготовлена мастером специальных механических эффектов
Джимом Дойлом. Так как по сюжету Крюгер работал в бойлерной, Дойл хотел, чтобы перчатка состояла из деталей, которые Фредди мог бы найти у себя на работе. Джим Дойл использовал обыкновенную резиновую рабочую перчатку, медные трубки и оловянные заклепки. Что же касается когтей, то они были сделаны из лезвий обыкновенных кухонных ножей для мяса.
Оригинальная перчатка впоследствии использовалась в сиквеле
"Кошмар на улице Вязов, часть 2: Месть Фредди" (1985), а затем в хорроре Сэма Рэйми
"Зловещие мертвецы-II" (1987). После этого оригинальная перчатка бесследно исчезла. Ходили упорные слухи, что ее унес со съемочной площадки сильно обожженный человек в плаще и шляпе.
Для знаменитых эпизодов убийства Тины Грэй и фонтана крови из кровати Глена Лантца была использована одна и та же специальная декорация комнаты, установленная на ротоскопе с тремя осями вращения, - таким образом, всю комнату можно было перевернуть "вверх ногами". Кинокамеры и все предметы в комнате были намертво закреплены на своих местах.
Во время съемок кадров, в которых Род Лейн тянется рукой к Тине, которую невидимый Фредди тащит по потолку комнаты, актер
Ник Корри, игравший Рода, был также прикреплен к полу комнаты. Таким образом, всё было наоборот: актриса
Аманда Уисс, игравшая Тину, просто ползла по потолку перевернутой комнаты, а Ник Корри висел вверх ногами рядом со кинокамерой.
Эпизод с фонтаном крови должен был быть снят с одного дубля - так как возможности переснять его низкий бюджет картины не позволял.
Во время съемок эпизода с фонтаном крови произошла техническая накладка, едва не закончившаяся плачевно для нескольких членов съемочной группы и для актрисы Хедер Лангенкамп. Когда снимали эту сцену, Хедер Лангенкамп и
Роберт Инглунд, в костюмах и гримах своих героев, находились тут же на съемочной площадке, рядом с вращающейся комнатой. Поначалу всё шло хорошо: по команде режиссера техники пустили кровезаменитель, и красный поток хлынул в перевернутую комнату. Однако затем что-то пошло не так, и комната неожиданно начала переворачиваться обратно. Дверь комнаты открылась, и жидкость хлынула на оголенные электрические провода - при этом людей, которые управляли "кровью" и комнатой, ударило током. Удар оказался для них несмертельным, однако в результате этого комната и поток кровезаменителя оказались на какое-то время вне какого-либо контроля. Жидкость под током потекла в павильон, создавая реальную опасность для жизней актеров и членов съемочной группы. К счастью, Роберт Инглунд моментально сориентировался в опасной ситуации и, схватив растерявшуюся Хедер Лангенкамп, оттащил ее на безопасное расстояние, чем, вполне возможно, спас актрисе жизнь. Переснять эпизод не было возможности - и в результате в фильме можно видеть, как к финалу эпизода потеки "крови" стремительно смещаются от вертикальной оси и текут к двери.
Уэс Крейвен впоследствии вспоминал эту ситуацию так: "Это было похоже какое-то адское "Чертово колесо": весь свет в павильоне вырубился, мы оказались в полном мраке и все были залиты "кровью"... а эта штука всё еще продолжала вертеться!"
На съемках фильма было пролито более 500 галлонов кровезаменителя.
Оптический эффект Фредди Крюгера, проходящего сквозь решетку камеры Рода Лейна, был создан без применения каких-либо компьютерных технологий - путем простого комбинирования двух кадров.
Для съемок эпизода в ванне была подготовлена специальная ванна без дна, а декорации ванной комнаты Нэнси были установлены над чьим-то плавательным бассейном, специально арендованном для съемок фильма.
Во время съемок этого эпизода актриса Хедер Лангенкамп провела в ванне 12 часов.
Часть этого времени вместе с ней в ванне сидел мастер специальных механических эффектов
Джим Дойл - это его руку в перчатке Фредди мы видим в фильме.
В кадрах под водой можно увидеть обнаженную грудь Нэнси Томпсон - это единственная реальная "обнаженка" в фильме. Однако в этих кадрах снималась не актриса Хедер Лангенкамп, а дублерша
Кристина Джонсон.
После эпизода в ванной Нэнси в своей комнате смотрит в зеркало и говорит: "О боже, выгляжу на 20 лет!". Шутка в том, что актрисе Хедер Лангенкамп во время съемок фильма вот-вот должно было стукнуть 20!
Забавно, что никто не помнит, какое именно вещество использовалось на съемках знаменитого эпизода, когда Нэнси бежит вверх по лестнице и ее ноги проваливаются в ставшие жидкими ступени: режиссер Уэс Крейвен утверждает, что это была овсянка, оператор
Жак Айткен уверяет, что это было блинное тесто, а актриса Хедер Лангенкамп вспоминает, что это было "что-то резиновое". Точного ответа на этот вопрос до сих пор нет.
В свое время Уэс Крейвен помог режиссеру
Шону С. Каннингему в работе над несколькими кадрами хоррора
"Пятница, 13-е" (1980). В свою очередь, Каннингем выручил Крейвена, поставив несколько кадров
"Кошмара на улице Вязов", когда незадолго до окончания съемок фильма продюсеры начали поторапливать режиссера и он вынужден был организовать работу на нескольких съемочных площадках параллельно.
В финальном эпизоде закрывающийся верх машины Глена упал быстрее и резче, чем ожидалось, так что испуганная реакция актеров - самая что ни на есть настоящая.
Несколько эпизодов фильма были сокращены или переделаны. Удаленные и расширенные сцены впоследствии вошли в бонусы к некоторым видеоизданиям фильма.
Среди удаленных сцен есть диалог лейтенанта Томпсона и Мардж Томпсон на кладбище после сцены похорон. Они говорят о Фреде Крюгере и о том, что они знают, что он мертв.
Также есть эпизод в полицейском участке, когда Нэнси в первый раз просит своего отца позволить ей увидеться с арестованным Родом Лейном.
В американском рекламном киноролике фильма была фраза лейтенанта Томпсона, не вошедшая в сам фильм. В ней Дональд Томпсон объясняет Нэнси, почему он так уверен в том, что Тину убил Род: "Потому что он был в комнате наедине с девушкой, которая вошла туда живой, а вышла в пластиковом мешке!"
В полной версии эпизода в подвале, когда мама рассказывает Нэнси о Фреде Крюгере и показывает его перчатку, Мардж говорит, что Нэнси и ее друзья не были единственными детьми в семьях - у них у всех были старшие братья или сестры, которых они никогда не видели или не помнят, потому что их убил Фред Крюгер.
Кроме того, после рассказа о том, что родители убитых детей выследили Фреда Крюгера в бойлерной и подожгли его там, Мардж Томпсон говорит: "Казалось, что сам дьявол там сразу бы поджарился... Но этот Крюгер вскочил... как какой-то призрак, весь в огне... и заплясал, размахивая своими своими лезвиями-когтями во все стороны... и крича, что он свободен и вернется... Вернется за нашими детьми! Там были мужчины, Нэнси... даже твой отец... О да, он тоже был там! И все эти крутые парни застыли в ужасе и стояли... просто стояли как истуканы и смотрели... И никто не сделал необходимого - никто не взял револьвер и не пристрелил его по-настоящему... Никто... Кроме меня!!" Вот в чем истинный смысл оставшейся в фильме фразы Мардж, которая звучит чуть позже: "Он мертв, милая, потому что мамочка убила его".
В полной версии эпизода убийства Глена после фонтана крови из той же дыры в кровати вылетает деформированный, лишенный крови труп Глена, ударяется о потолок и мягко падает на кровать.
В первоначальном варианте финала герои не садились в машину, а входили в школьный автобус, после чего водитель превращался во Фредди, двери захлопывались, и автобус уезжал. Эта идея была впоследствии использована в сиквеле
"Кошмар на улице Вязов, часть 2: Месть Фредди" (1985).
Уэс Крейвен не собирался делать продолжение фильма и продал права на создание сиквела еще до того как фильм был выпущен в прокат и имел огромный успех.
Большинство сиквелов Уэсу Крейвену категорически не нравятся.
Как это ни забавно, но в течение всего фильма ни разу не упоминается название улицы Вязов! (Не считая, разумеется, заглавия фильма, появляющегося два раза - в начале и в конце.)
В 1988 году на телеэкраны вышел хоррор-сериал
"Кошмары Фредди" (1988-90), каждая серия которого представляляет собой отдельный сюжет, дополняющий "вселенную" Фредди Крюгера. "Пилотная" серия с труднопереводимым на русский язык названием
"No More Mr. Nice Guy", поставленная культовым режиссером
Тобом Хупером, рассказывает историю того, как был убит маньяк Фред Крюгер и появился монстр из снов Фредди.
Роберт Инглунд в роли Фредди Крюгера
Первым опытом
Роберта Инглунда в жанре хоррор была роль Бака в трэш-хорроре
Тоба Хупера "Съеденные заживо" (1976).
Однако своими первыми ролями в хоррорах Роберт Инглунд не снискал себе славы. Широкую известность ему принесла сугубо комедийная роль добродушного недотепы Вилли, которую Инглунд сыграл сначала в телефильме
Кеннета Джонсона "Ви" (1983), затем в минисериале
Ричарда Ти Хеффрона "Ви: Последняя битва" (1984), а затем и в сериале
Дэниела Эйча Блатта и
Роберта Сингера "Ви" (1984-85).
Роль Фредди Роберт Инглунд получил благодаря банальной житейской трагедии. В тот исторический день Инглунд должен был пережить два судьбоносных свидания: первое с подружкой, решившей его оставить, а второе - с молодым режиссером
Уэсом Крейвеном, который затеял съемки дешевого молодежного хоррора и намеревался попробовать актера в новом амплуа. Сентиментальная неудача не добавила Роберту энергии и оптимизма, и он, будучи натурой творческой, решил художественными средствами выразить на лице свое удрученное состоние: Инглунд выбелил себе щеки, разрисовал черным карандашом глаза, а волосы безжалостно покрыл клейким составом. Явившись в таком боевом раскрасе на деловое рандеву, Роберт с налету затеял с Уэсом Крейвеном игру в гляделки. Режиссер проиграл, не вынеся взгляда актера, - и Роберт Инглунд получил роль маньяка-убийцы из сновидений.
Интересно, что для Инглунда, бывшего хиппи и сторонника политики ненасилия, вживание в образ монстра Крюгера не составило никакого труда. Более того, добродушный скандинав с самого начала принялся импровизировать в кадре, принося много нового в сценарный образ Фредди.
В оригинальном сценарии Уэса Крейвена Фредди Крюгер был еще одним "молчаливым убийцей" типа Майкла Майерса из киносериала
"Хэллоуин" или Джейсона Ворхиза из киносериала
"Пятница, 13-е". Однако благодаря импровизациям Роберта Инглунда образ Фредди претерпел существенные изменения.
Впоследствии от сиквела к сиквелу Фредди становился всё более разговорчивым и в конце концов мутировал в импозантную личность, обладающую ярким характером и несомненным шармом, не лезущую в карман за остроумным комментарием к очередному зверскому убийству.
Фильм
"Кошмар на улице Вязов" (1984) - первая совместная работа актера Роберта Инглунда и мастера гримэффектов
Дэвида Миллера. Впоследствии они работали вместе в фильмах
"Кошмар на улице Вязов: Дитя сновидений" (1989),
"Фредди мертв: Последний кошмар" (1991),
"Пляска смерти" (1991),
"Ночные кошмары Тоба Хупера" (1993),
"Новый кошмар Уэса Крейвена" (1994) и
"Давилка" (1995), а также в телесериале
"Кошмары Фредди" (1988-90).
Во время съемок первого
"Кошмара на улице Вязов" Инглунду приходилось по 7 часов высиживать в гримерной, после чего на его лице появлялась 8-фунтовая маска Фредди.
Впоследствии, с развитием технологий специальных гримэффектов, это время сократилось до трех часов, а маска становилась всё легче - хотя и ненамного.
В чертах же Фредди появлялось всё больше сходства с обликом самого актера: к пятой части киносериала у Крюгера даже вырос двойной подбородок!
Кроме киносериала, актер выступал в образе Фредди Крюгера в телесериале
"Кошмары Фредди" (1988-90), где сам поставил одну из серий.
Популярность Фредди Крюгера достигла апогея к концу 80-х годов прошлого века, когда Крюгер оказался самым узнаваемым существом на планете наряду с
Майклом Джексоном: опрос учеников начальной школы, проведенный в США в 1990 году, показал, что Фредди узнают и белые, и черные подростки в 90 случаях из 100 против 50 применительно к
Аврааму Линкольну (белые) и
Мартину Лютеру Кингу (черные).
В 1988 году популярная тогда группа
"Фэт Бойз" посвятила Фредди Крюгеру свой шлягер
"Вы готовы для Фредди?", вошедший в саундтрек фильма
"Кошмар на улице Вязов-4: Хозяин Сновидений" (1988).
В то время как Фредди Крюгер уже стал популярнейшим персонажем, самого актера Роберта Инглунда могли узнать в лицо лишь немногие самые верные поклонники!