Loathsome gargoyle!
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
|
"300"
ГОРЯЧИЕ ПАРНИ У ГОРЯЧИХ ВОРОТ
(Полная версия моей статьи для журнала "Петербургский телезритель".)
В 1962 году был снят голливудский пеплум "300 спартанцев" - экранизация красивой античной легенды о подвиге трехсот спартанских воинов, которые в 480 году до Рождества Христова во главе со своим царем Леонидом в Фермопильском ущелье преградили путь многотысячному войску персидского царя Ксеркса и ценой своих жизней переломили ход греко-персидских войн. Легенда далеко не во всем соответствует историческим фактам - но это не волновало маленького мальчика, который увидел этот фильм и был восхищен героическим самопожертвованием спартанских героев. Мальчика звали Фрэнк Миллер, и он уже тогда очень любил комиксы. А когда вырос - стал рисовать их сам. И в 1998 году вместе со своей женой Линн Варли создал графический роман "300", в котором представил свою версию древнего сюжета. И вот теперь легенда о битве при Фермопилах обрела новую жизнь - на экраны вышел фильм Зака Снайдера "300" (в оригинале именно так - а "спартанцы" добавлены в название нашими прокатчиками, дабы глупенькие мы с вами всё правильно поняли).
Урок истории в Городе Грехов
Итак, некий альтернативный 480 год до Рождества Христова. К спартанскому царю Леониду (Джерард Батлер) заявляются персидские послы с предложением, от которого, как они думают, невозможно отказаться: Спарта должна покориться Персии. Дав поистине спартанский ответ - то бишь попросту собственноручно (а точнее - собственноножно) побросав послов в пропасть, - Леонид намерен двинуть свою армию против персов. Однако благодаря козням продажного политика Терона (Доминик Уэст), имеющего виды на жену Леонида, прекрасную царицу Горгону (Лина Хеди), Совет и жрецы Спарты запрещают Леониду вести войну. Тому ничего не остается, как пойти воевать только со своей личной охраной. Их число - 300. А армия персов насчитывает сотни тысяч воинов. И вот, чтобы не дать персам использовать численное преимущество, Леонид и его спартанцы занимают позицию в узком ущелье под названием Фермопилы, то есть Горячие Ворота. Отсюда Леонид бросает вызов персидскому царю и полководцу Ксерксу (Родриго Санторо) - самовлюбленному тирану, вообразившему себя богом.
Шоу с музыкой, танцами, конницей и танками
Ваш покорный слуга узнал имя Фрэнка Миллера после блистательной экранизации его комиксов из серии "Город Грехов" Робертом Родригесом, повергшей меня в полный восторг. Так что экранизации "300" я ждал с нетерпением. И судьба мне в кои-то веки улыбнулась: мне повезло посмотреть фильм за два дня до официальной премьеры - за что отдельное спасибо кинотеатру "Синема Парк", устроившему картине целую презентацию с мускулистыми "спартанцами", прекрасными "спартанками", трогательной шоу-викториной о битве при Фермопилах и даже легким банкетом, также выдержанным "в спартанском духе".
Ну что сказать - фильм не разочаровал! Неповторимая эстетика Фрэнка Миллера сохранена в экранизации полностью - и призрак Города Грехов встает за фасадами античных дворцов и за изгибами фермопильских скал... Техническая визуальная сторона фильма безупречна, но что особенно приятно - в этом черном кинокомиксе, почти целиком снятом на фоне синих экранов (то есть практически все интерьеры, экстерьеры и ландшафты - это компьютерная графика), сценарий и режиссура не отстают от уровня художественного решения.
Что же касается актерских работ, то и они заслуживают всяческих похвал. Конечно, фильм-комикс - жанр специфический, и блеснуть в нем тонким психологизмом невозможно по определению. Но обладать яркой фактурой, точно соответствовать стилистике визуального ряда, уметь создать на экране хотя и комиксовый, но живой образ - на это тоже необходимы и актерское мастерство, и талант! Проблема лишь в том, что, поскольку обнаженные накачанные мужские торсы как-то по природе вызывают у меня в лучшем случае людоедские ассоциации, я не берусь должным образом оценивать результаты трехмесячной физической подготовки актеров - предоставляю оценивать эту сторону фильма вам, прекрасные дамы!
Всем сестрам по серьгам
Приятно, что массовый зритель картину однозначно принял: фильм в первый же уикенд окупил свой немалый бюджет с лихвой - и продолжает собирать кассу. Думается, что главная причина успеха ленты кроется в том, что ее создатели умудрились угодить "и нашим, и вашим". То есть "продвинутые" киноманы насладятся изысканным видеорядом, изумительно стилизованным под карандашный комикс, и прозрачными отсылками к шедеврам сходных жанров, из которых в первую очередь угадываются "Гладиатор" (2000) и трилогия "Властелин Колец". А простой зритель не останется равнодушным к вполне захватывающему сюжету и сногсшибательным экшн-сценам. Подстать подобран и саундтрек, в котором изящные вокализы сменяются жестким "мясом". Однако и той, и другой категории зрителей хочется дать совет. Даже два.
Первый: не надо пытаться изучать по этому фильму историю древнего мира и вообще не надо искать в картине никаких исторических аналогий. Ни из прошлого, ни из настоящего, ни из будущего. "300" - не политический памфлет, что бы там ни кричали сейчас обиженные представители арабского мира. Это всего лишь эффектный кинокомикс, и совеременным арабам обижаться на то, как в нем изображены древние персы вообще и царь Ксеркс в частности, - всё равно что нынешним монголам обижаться на то, как изображены Калин-царь и его войско в классической кинобылине "Илья Муромец" (1956).
И второй совет: детей все-таки стоит оставить дома - фильм имеет прокатный рейтинг R, означающий наличие пугающих эпизодов, сцен кровавого насилия и вполне конкретной "обнаженки".
И последнее: 31 марта Первый канал покажет "300 спартанцев" 1962 года. Так что у вас есть возможность посмотреть, с чего всё началось, и сравнить две киноверсии красивой античной легенды.
Отредактировано Эрик : 26-03-2007 at 11:35.
|