Просмотреть только это сообщение
Старые 20-04-2007, 11:27   #116
Vivo
 
Аватар пользователя Vivo
 
На форуме с: Apr 2003
Место жительства: Москва
Сообщений: 2,085
Re: Что день грядущий нам готовит?

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=707&rubric_ id=100458&crubric_id=1000016&p ub_id=833668

Шоумейкеры и ремиксаторы
Оперетта/мюзикл

Данный раздел стал, как повелось, самым проблемным на "Маске". Настоящих лидеров здесь не было, пожалуй, с самого "Норд-Оста". Свято место, однако, пусто не бывает, и если три года назад жюри решило вообще не присуждать по нему призов, то в дальнейшем повторить такой подвиг не удалось.

Что же выдвинули на "Маску" в нынешнем году? Нафталинную постановку "Москвы, Черемушек" в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, весьма сомнительного "Маугли" в Московской Оперетте да чрезвычайно спорную аранжировку (или, как предпочитают выражаться ее создатели, ремикс) моцартовской "Свадьбы Фигаро" в Свердловской музкомедии. Как всегда, эксперты уверяют, что ничего лучше не было. В том, что касается мюзикла, можно и возразить. К примеру, мюзикл Марка Самойлова "Прелести измены" в Кемеровском музыкальном театре имел все основания быть номинированным. А если говорить о детских спектаклях, то "Репка" на музыку Павла Аедоницкого в Театре Геннадия Чихачева со многих точек зрения предпочтительнее "Маугли". Однако эксперты этих спектаклей попросту не видели (как, видимо, еще многих других), а жюри имело дело с тем, с чем имело.

Впрочем, среди отобранных спектаклей не оказалось все же, по крайней мере, совсем уж позорных, выходящих за рамки художественных критериев (подобно "Балу-маскараду" в опере). У каждого есть свои достоинства. В "Черемушках" это, главным образом, несколько удачных актерских работ. В "Маугли" - общая энергетика зрелища и вполне качественный сценический ансамбль. Последнее можно сказать и про "Figaro" (именно так называется спектакль Свердловской музкомедии).

Есть, однако, между двумя последними весьма существенная разница, которая заключается, прежде всего, в музыкальной основе. В "Маугли" перед нами - плоды самодеятельности актера Московской Оперетты Владислава Сташинского, взявшего на себя роли композитора и либреттиста. О музыке в данном случае можно сказать, что она, мягко говоря, вторична, а кроме того, рассчитана на ту часть юной аудитории, что не мыслит себе ни минуты существования без плеера и уже вконец испортила уши немереными децибелами. Тем же, у кого уши пока не испорчены, выдержать этот агрессивный звуковой натиск ох как непросто.

"Figaro" рассчитан как раз на тех, у кого уши еще не испорчены, но и не развиты по-настоящему. И возможно, кто-то из них, услышав пусть даже такого "ремиксированного" Моцарта, захочет услышать подлинного. Тем более что в аранжировках (авторы - Елена Захарова, Игорь Пономаренко, Антон Куликов) есть фрагменты, близкие Моцарту по духу, пусть даже их и не так много. И при этом очень мало совсем уж грубого "опопсовления".

А вот сам принцип построения спектакля, как прежде всего шоу, где непрерывное движение важнее актерской игры как таковой, а драйв превалирует над осмысленностью и драматургической выстроенностью, сближает два этих спектакля. И Алена Чевик (постановщица "Маугли"), и Дмитрий Белов (не только постановщик, но также автор идеи и композиции "Figaro") - скорее шоумейкеры, нежели режиссеры, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Если выбирать между этими тремя спектаклями, то "Figaro" и вправду окажется лучшим. Однако его победа может в перспективе оказаться не столь уж безобидной. Белов уже заявил на встрече с прессой, что нашел наконец тот путь, по которому теперь и пойдет. Таким образом, эксперимент грозит перерасти в целое направление, подменяющее классические образцы их "ремиксами". То, что при одноразовом использовании могло бы иметь определенный позитивный эффект, встав на поток, имеет гораздо больше шансов выродиться в откровенную халтуру. Не говоря уже о том, что признание "лучшим в оперетте/мюзикле" спектакля, к первой не имеющего ни малейшего отношения, а ко второму - лишь самое отдаленное, создает прецедент: теперь под эту рубрику можно будет смело подверстывать все, что угодно...
Газета "Культура"
Дмитрий МОРОЗОВ
__________________
Голос и мелодия для меня всегда останутся главными.
(Джузеппе Верди)

Музыка – это лишь усиленная форма выражения интонаций и их импульсов, которые глубоко заложены в нашем речевом поведении.
Vivo оффлайн