Ниже я пытаюсь изложить те мысли, которые оформились у меня после прочтения романа Гюго, просмотра мюзикла и бесконечного прослушивания родной версии Нотр Дама, а также (и это главное) многочисленных обсуждений образа священника с моей подругой, которая будучи биологом помогла мне в озвучивании этих мыслей

Мне очень нравится Клод Фролло(не без участия Даниэля Лавуа)

и, видимо, я все время пытаюсь найти оправдания его поступкам, которые нам кажутся ужасными. Неожиданно я нашла соратника в лице Конрада Лоренца, известного этолога. Им написана замечательная книга - "Агрессия". В ней-то и находятся ответы на многие вопросы, которые меня мучили

Может быть, кому-то это будет тоже интересно?
Начнем издалека
Когда Великие конструкторы эволюции Отбор и Изменчивость начали работать с
высшими позвоночными животными, им особенно пришлось повозиться с теми, кто
обладал внушительными зубами и когтями. Такие животные получили генетически
закрепленные запреты на агрессию по отношению к представителям своего вида.
Человек, как достаточно молодой вид, тогда еще не взял в руки камня и,
соответственно, не додумался его использовать как орудие убийства. Поэтому его,
Homo sapiens'а, запрет на агрессию не коснулся. А потом было уже поздно.
Но агрессия - не зло, а насущная необходимость. Лишь животные с высоким уровнем
внутривидовой агрессии способны испытывать чувства привязанности, дружбы, любви
- а что замечательнее может быть на свете?

Вы спросите меня - причем здесь Фролло и вообще фабула "Собора Парижской
богоматери"?
Именно на этот вопрос я и постараюсь внятно ответить.
Для начала кратко опишем личность Фролло и столпы ее формирования: чрезвычайно
умный, образованный - для своего времени - настолько, что обыватели принимают
его за дьяволопоклонника, очень порядочный и добрый - в глубине души - человек.
По молодости, взяв на себя ответственность за судьбу младшего брата, он
становится священником. Усыновляет чудовище, подброшенное к собору - Квазимодо,
заботится о нем. Согласитесь - не каждому мужчине даны силы и терпение, упорство
и мягкость - необходимые для того, чтобы заменить мать двум детям (причем один
ребенок - ужасен внешне, не слишком умен, да и вообще - неродной). И если
потребность в любви и близком человеке хоть как-то утоляют его воспитанники, то,
живя по законам Божьим, Фролло не может выплеснуть накапливающуюся агрессию, как
это делает обычный человек. Это дает о себе знать.
Фролло встречает Эсмеральду. Сначала он действительно ненавидит ее, считает
дьявольским отродьем и дает своей агрессии выход - казалось бы, самый безобидный
путь. Но когда она прекращает быть для него просто цыганкой, становится
человеком, индивидуумом, Эсмеральдой - он замечает, слишком поздно, что связь
между ними уже образовалась и порвать ее не так просто, даже ему, попу.
Что же происходит дальше? Как правильно говорится в поговорке - от любви до
ненависти - один шаг. Озлобленный на весь мир Фролло (с повышенной внутривидовой
агрессией) вполне вероятно обладает способностью и к более крепкой, фанатичной
любви. Она и настигает его. А прорвавшись, все загоняемые раньше в темные
глубины души чувства уже не могут остановиться. Что делает Фролло, Фролло,
который никогда не любил никакой женщины, кроме своей матери, Фролло, который
обладает очень тонким умом, но всю жизнь прожил за стенами религиозных запретов?
Он губит свою любовь. Он просто не умеет по-другому ее выражать. Он не думает о
последствиях.
С моей точки зрения - Фролло - центральная фигура романа Гюго. Именно диалектике
его души посвящена эта книга.
Кстати, мотивы любви к Эсмеральде у Фролло и Квазимодо очень схожи. Но Квазимодо
не развит морально, он представляет мир по-своему, в рамках своего серого
существования, где его все ненавидят и презирают, смеются и преследуют.
Эсмеральда оказывается единственной, прорвавшей этот круг (кроме Фролло,
конечно). И любовь Квазимодо, его поступки сродни более поведению собаки, нежели
человека - дворняги, которая умирает на могиле хозяина, не мысля жизни без
человека, проявившего к ней беспричинное участие.
И если уж продолжать анологии, то становится понятным и неудивительным, что
только Феб, который полностью реализовывал свои потребности, удовлетворяя
агрессивные мотивации на службе, любовные - за деньги, остался нечувствителен к
чарам маленькой наивной красотки. Здесь не устояла она. Воистину - люди в форме
всегда производят на женщин неизгладимое впечатление - раз, и "чем меньше
женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей" - два.
И хотя так изложенная фабула выглядит несколько пошловато, то роман Гюго,
выстроенный на ней, не перестает поражать поколения. Правда, сейчас большинство
предпочитает примитив, называемый гордо "любовными романами"

DIXI.