"ПРИЗРАКИ ГОЙИ"
ПРИЗРАК БАЙОПИКА
Под гром пиара премьер "триады триквелов" в мире кинопроката тихой сапой происходят ничуть не менее важные события - возвращение мэтров режиссуры, не нуждающихся в рекламе. На прошлой неделе состоялось возвращение Дэвида Линча. А на этой - премьера новой (после семи лет молчания) картины Милоша Формана "Призраки Гойи".
Клод Фролло по-испански
Итак, Испания, рубеж XVIII и XIX веков - последний рецидив ужасов инквизиции. Великий живописец и гравер Франсиско Гойя (Стеллан Скарсгаард) становится свидетелем драматических событий, в центре которых - высокопоставленный инквизитор брат Лоренцо (Хавьер Бардем). Воспылав страстью к юной натурщице Гойи Инес (Натали Портман), Лоренцо заключает ее в темницу, где невинная девушка оказывается в его полной власти. Однако купец Бильбатуа (Хосе Луис Гомес), отец Инес, находит способ призвать преступного священника к ответу. Лишенный сана, Лоренцо бежит во Францию, чтобы спустя 15 лет вернуться в Испанию во главе наполеоновской армии и низвергнуть власть инквизиции...
Река вынесет всех - молча...
Как и ожидалось, фильм - не просто байопик. Более того - местами "Призраки Гойи" обретают черты "безумных биографий" Кена Расселла. За основу взята не столько биография Франсиско Гойи, сколько сами его полотна и офорты. Их узнаваемые разрозненные призрачные образы складываются на экране в столь же призрачный, всё время норовящий ускользнуть сюжет. Начавшись как классическая для Формана история противостояния Личности в лице Гойи и Системы в лице инквизиции, лента внезапно обретает совершенно иное звучание. Словно призраки, сменяют друг друга образы и события - их хоровод проносится мимо Гойи, а тот, оглохнув от грохота ломающегося мира (или просто притворившись глухим?), занимает отстраненную позицию созерцателя. Так и Милош Форман, не утратив своего нонконформизма, ныне предпочитает не призывать, а лишь устало констатировать: река истории всё время меняет русло - и ей нет дела до отдельных судеб.
Вывод неоднозначен даже для поклонников Милоша Формана. Если вы больше любите его классические признанные шедевры ("Над кукушкиным гнездом", "Амадей", "Вальмон"), то новый фильм мастера может разочаровать. Но если вам ближе его многогранные неровные экспериментальные картины ("Хайр", "Регтайм", "Народ против Ларри Флинта"), то "Призраки Гойи" - безусловно, ваш выбор!
|