Как-то обидно становится оттого, что всяким пресгурвикам на сайте, посвящённом мюзиклу, мы уделяем больше внимания, чем людям, которые для развития музыкального театра в России сделали гораздо больше. Думаю, что эти люди заслуживают отдельного разговора, если не раздела. Их не так уж мало: Александр Колкер, Максим Дунаевский, Геннадий Гладков, Алексей Рыбников, Владимир Дашкевич, Александр Журбин, Юрий Ряшенцев... список далеко не полный. Сюда же можно было бы и отнести и театральных режиссёров, ставивших музыкальные спектакли в России хотя бы на протяжении последних тридцати лет... и мы увидим, что не всё так уж безнадёжно было у нас когда-то, и какая-то жизнь в этом жанре происходила, и были попытки, совсем небезинтересные...
Сейчас хочется поговорить о Юлии Киме. То есть - чего о нём говорить? Его вроде бы все знают, про "бабочку крылышками бяк-бяк-бяк" кто не слышал?
А вот не очень знаем, как выясняется. О работах Кима в области музыкального театра судим почему-то по переводу "Нотрдама", пускай даже не очень удачному. Но это смешно, если вообще посмотреть, СКОЛЬКО Ким создал произведений в жанре мюзикла. И работы эти - самого высокого качества.
Попробуем сделать беглый осмотр театральных (и кино-телевезионных, что в данном случае индентично) работ Юлия Кима (список неполный, что-то по памяти; оценки, конечно, скорее субъективные, но я в этом далеко не одинок).
"Как вам это понравится" (1969) - замечательный мюзикл по Шекспиру, где Кимом написаны не только великолепные стихи, но и оригинальная музыка.
"Недоросль" - первоклассные песни к комедии Фонвизина.
"Бумбараш" - сначала спектакль, потом фильм. Музыка В. Дашкевича. No comments. "Ходят кони" - кто не знает эту песню?
"Странствия Билли Пилигрима" по К. Воннегуту. Тектсы песен.
Песни к легендарному спектаклю М. Захарова "Тиль" (музыка Г. Гладкова).
Мюзикл "Пеппи Длиныйчулок" (музыка В. Дашкевича)
Песни к пьесе "Две стрелы" А. Володина - замечательные, на мой взгляд.
Рок-опера "Фламандская легенда" (на сайте есть информация о ней)- либретто
Либретто к опере Г. Гладкова "Старший сын" (по А. Вампилову)
"Ной и его сыновья" - пьеса и песни (если Ким пишет пьесу как драматург, то без песен она не бывает).
Фолк-опера "Клоп" по В. Маяковскому (музыка В. Дашкевича)
"Фанфан-тюльпан" - оригинальная музыка и тексты, очень смешное и остроумное произведение
"Сватовство по-московски" -мюзикл по А. Островскому (муз. Г. Гладкова)
"Московские кухни" - очень интересное и оригинальное произведение, целиком поющееся (музыка и стихи Кима). Практически это мюзикл, стилизованный под "авторскую" песню. Посвящён диссидентскому движению в СССР в годы застоя (участником которого, кстати, Ким тоже был).
Разумеется, это ОЧЕНЬ неполный список. Я просто перечислил тут призведения, с которыми знаком лично, на самом деле их раза в два (если не в три) больше, и все они поставлены в россиийских театрах.
Про кино и говорить нечего:
"Обыкновенное чудо"
"Сватовство гусара"
"Дульсинея Тобосская"
"Формула любви"
"Про Красную Шапочку"
"Двенадцать стульев"
ну и так далее, тут тоже список очень большой.
Одним словом, я вряд ли назову в российском музыкальном театре человека поэта и либреттиста, который так много (и так качественно) создал.
Ну а что касается его последних работ... их можно, наверное, и критиковать. Ким, помимо того, что он блестящий мастер, ещё и просто профессионал, и ремесленничество ему (как и всем творческим людям), очевидно, не чуждо. Но после изумительных песен Остапа Бендера или Митрофанушки из "Недоросли" мне лично как-то всё равно, что у него сейчас получается или не получается. Может себе позволить, столько создав.
Как сказал один мой знакомый, когда мы обсуждали с ним наших либреттистов: "Ким - это штучный товар".
И отдельного топика он уж точно заслуживает.