Обсуждение: Элизабет
Просмотреть только это сообщение
Старые 05-09-2007, 00:25   #265
Lotos
 
Аватар пользователя Lotos
 
На форуме с: Jul 2007
Сообщений: 392
Re: Элизабет

Цитата:
Автор Dio
Хотелось бы именно эмоциональный отзыв о впечатлении от просмотра, включающий в себя общее впечатление от спектакля в целом, о качестве записи, краткие (положительные ) характеристики персонажей и их исполнителей, соответствие традиционному образу, вокальные подвиги, общая характеристика "картинки" - то есть сценографии.
Итак, Dio, вот тебе обещанное "сочинение на тему". Возможно, я повторю кое-что ранее высказанного мной в этом топике, но пусть будет . Все, что не понравится или лишнее для твоей задачи, разрешаю безжалостно срезать

Официальная запись была у меня самым первым просмотром "Элизабет" (2-3 японских ролика почти не в счет) и, похоже, так и останется в сознании версией-эталоном, несмотря на отдельные недостатки. Должна же быть какая-то печка, от которой можно начать плясать?
Сразу скажу, что в целом для меня данный мюзикл - один из идеально попадающих именно в мое восприятие мира. С одной стороны, едва ли не документальная история австрийской правящей семьи, исторические факты, более чем реалистический контекст - а с другой все это словно нарисовано на холсте, который в любой момент может порваться и явить взору, КАК ОНО НА САМОМ ДЕЛЕ. Я не только Дер Тода имею в виду - эти постоянные видения трагического будущего разными персонажами, Лукени - загробный комментатор... все это очень мое.
При этом музыку я достаточно долго "расслушивала", если не считать бессмертного хита "Тени удлинняются", который врезался мне в мозги раз и насовсем. Сейчас, по прошествии месяца с небольшим, ловлю себя на том, что в сознании неожиданно всплывают достаточно побочные темы, вроде "конца света в венском кафе". Но в общем и целом, при моем-то отсутствии музыкального слуха и достаточно специфических способах восприятия ритма, дать внятную характеристику музыки и исполнения мне сложно.
Впечатление от сцены - грандиозное. Эти все время меняющиеся роскошные декорации, это неуловимое перетекание мест действия одно в другое... Французы достигают этого сценическим минимализмом - оказывается, можно и иначе. При этом куча моментов решена в форме своеобразных аллегорий - кофейные столики в виде машинок на автодроме ("конец света в венском кафе") или лошадки на шахматном поле в сцене "Салон эрцгерцогини Софии". Вносит ту самую необходимую для меня ноту обобщения - "Когда это было? Всегда, в том числе прямо сейчас".
Персонажи... Прежде всего в этой версии абсолютно неподражаемый Лукени - анархист-безмотивник, как я уже писала, этакий ехидный комментатор с обочины жизни. Позиция, во многом близкая мне самой. Правда, не очень понятно, как же такой в общем-то беззлобный человек все-таки поднял руку на Лизу... иначе, чем "черт попутал", тут и не скажешь. И в этом тоже есть своя изюминка.
Очень люблю старую сволочь Софию, Франца-Иосифа с его потрясающим портретным сходством, команду слуг Смерти с их золотыми крыльями (по-моему, один из самых красивых вариантов, какие только есть). Нравится, что Смертячья команда активно принимает участие в действии, причем в самых неожиданных местах (например, сидят за столиками в кафе среди прочих) - взгляните, люди, распад уже здесь, среди вас, почему вы не желаете этого замечать?!
К самой Элизабет я отношусь скорее спокойно, однако из исполнительниц этой роли меня до сих пор ни одна не потрясла по-настоящему. Играет и поет достаточно хорошо для главной героини, этого мне хватает.
Дер Тод здесь... как бы так помягче сказать... живее всех живых. Из-за этого не отпускает ощущение, что он - не совсем сущность из-за грани, а аватара этой сущности в нашем мире, создание, принявшее форму смертного ради любви к смертной, как и подобает языческому божеству В белом прикиде на порядок более крут, чем в темном. Одна малозаметная деталька, которая лично меня всегда очень прикалывает: в сценах, когда он в темном и имеет дело с Лизой, у него на руках перчатки, а вот когда с Рудольфом - нет! И все-таки данного персонажа я предпочла бы видеть чуть более сдержанным...
Рудольф (взрослый) - единственный, кто портит эту благостную картину. Абсолютное чмо, тряпка, совершенно не вызывающая сочувствия. То есть так Рудольфа сыграть тоже можно... но по сравнению практически с любым другим из виденных мной этот не катит то есть совсем. Что характерно, и постановочно буквально все эпизоды с его участием недотянуты - кроме одного, о котором речь будет ниже.
И еще в этой версии мне здорово не хватает двух моментов - Рондо (монолога Дер Тода после выноса на руках Лизы, упавшей с силосной башни ) и сцены заговора венгров.
Любимые моментики:
1. Самое начало на кладбище, когда Лукени снимает самого себя с веревки. Восстание из могил - одно из лучших. Небрежно-скучающий Дер Тод.
2. Коронация. На лежащих Лизу и Франца двое слуг Смерти сбрасывают укрывающие их золотистые полотнища, двое других облачают их в них - мантии для коронации. Безумно красиво, вся сцена выверена по миллиметру. Дер Тод, качающийся на веревке колокола. (Позже, в сцене коронации в Буде, эти же граждане понесут балдахин над Францем и Лизой.)
3. Смерть первой дочери. Спасибо, Джулия, подсказала - НАКОНЕЦ-ТО Я РАССМОТРЕЛА ЭТО КАК СЛЕДУЕТ!
4. Сцена с молочными бидонами - непонятно, почему, но нравится!
5. "Кич". Наше все! Глумеж достигает своего апогея. Интересно, что на поклонах, когда снова звучит эта тема, все актеры на припеве хором радостно орут "КИЧ!" Дескать, не обращайте внимания, это мы так, не всерьез действо разыграли (ибо тому, кто знает, НАСКОЛЬКО все вышеизложенное всерьез, мало не кажется...)
5. "Wenn ich tanzen will". Без комментариев. Кульминация отношений Лизы со Смертем. Именно в этой сцене экспансивность Камараша работает за, а не против.
6. Майерлинг (гибель Рудольфа). Находка с женскими платьями потрясающая! Даже безотносительно какой-то там отсылки к Марии Вечере... А уж когда понимаешь, что и сам Тод в этой сцене в женской шмотке... на это мой муж сказал:"Они что, ставили себе целью переплюнуть японок по извратности?" Во многом искупает излишнюю человечность и оттого некоторую обыденность Смертя-Камараша в сравнении с другими виденными мной.
7. Сразу после - сцена Лизы, плачущей над могилой сына, и Дер Тода, посылающего ее на хрен. Мороз по коже. Чрезвычайно актуальный для меня момент на данном этапе жизни - РАЗДАВЛЕННАЯ, ТЫ НЕ НУЖНА ВООБЩЕ НИКОМУ!
8. Гибель империи. Нигде не лучше.
9. Момент вылезания Лизы из платья после удара Лукени - душа, сбрасывающая оковы плоти. Именно в этой версии наиболее наглядно и наиболее аллегорично.
Ну и, разумеется, на каждом явлении Дер Тода душа отдельно радуется (хотя, казалось, чему бы ?) А вообще после расслушивания поняла, что голос Камараша радует меня даже больше, чем его наглая морда с зубами. Особенно в "Тени удлинняются"
Вроде ничего не забыла?

Ах да, о качестве записи. Если не считать двух или трех моментов, смонтированных так, что без чтения либретто возникают непонятки (бордель; обморок Лизы в гимнастическом зале из-за болезни) - твердая пятерка с минусом. Даже в официальных записях видала я и менее осмысленный монтаж. А тут, по крайней мере, все лица (= эмоции) видны прекрасно. Ну и прикиды (моя маленькая слабость) тоже поддаются внимательному разглядыванию

Отредактировано Lotos : 05-09-2007 at 01:00.
Lotos оффлайн   Ответить с цитированием