Обсуждение: Cinemateka
Просмотреть только это сообщение
Старые 27-09-2007, 16:53   #383
Эрик
Loathsome gargoyle!
 
Аватар пользователя Эрик
 
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
"ДВА В ОДНОМ" Киры Муратовой

ДУШЕГУБСТВО В VIP-ФОРМАТЕ

Есть в кинотеатре «Аврора» такое странное место – VIP-зал. Одна из загадок мироздания для вашего покорного слуги. Кто не в курсе, объясню: это второй зал «Авроры», переделанный из бытовавшего там во времена оные то ли ресторана, то ли зала для концертов, то ли просто холла. Он отгорожен занавесочками от двухэтажного коридора, по которому постоянно кто-то ходит туда-сюда, а на втором этаже (который никак не отгорожен) прямо во время сеанса ничтоже сумняшеся могут включить свет! При этом звук в этом зале достаточно убогий. Вся «випость» заключается в наличии в зале бара и столиков, в несколько иной расстановке кресел, а также в том, что именно в этом зале предпочитают показывать так называемое «кино не для всех». Собственно, эта последняя особенность и стала причиной того, что мне пришлось стать VIP’ом, чтобы посмотреть новый фильм Киры Муратовой «Два в одном». Хорошо хоть цена билета в этот «VIP-зал» от цены билета в зал обычный не отличается.

Еще две истории
Философско-маркетинговое название картины объясняется просто: фильм состоит из двух новелл. Первая, «Монтировщики», снята по оригинальному сценарию многолетнего соавтора Муратовой, а по совместительству - ее мужа, сценариста и художника Евгения Голубенко, и показывает изнанку одного далеко не затрапезного театра. Придя с утра на работу, декоратор Витек (Александр Баширов) первым делом вылезает на сцену и декламирует монолог Гамлета. А вторым делом – обнаруживает труп молодого актера, повесившегося прямо на декорациях вчерашнего спектакля прямо в гриме и костюме! Сие печальное событие взрывает и без того непростую жизнь «жилища Мельпомены». Вызванная милиция, разумеется, спешит на место преступления со скоростью курьерской черепашки, давая время закулисному сюрреализму развернуться в полной мере. Что и приводит к тому, что, наконец-то прибыв, милиция обнаруживает не один, а два трупа. Однако искусство требует не только жертв, но и ежедневных ритуалов, - и вот труппа, по-шекспировски «убрав трупы» (простите за каламбур), начинает спектакль. Который и есть вторая новелла «Женщина жизни», о которой, собственно, достаточно было бы сказать, что она снята по сценарию Ренаты Литвиновой, адаптировавшей для экрана свой рассказ «О мужчине». Однако в двух словах: стареющий богач-сластолюбец Андрей Андреевич (Богдан Ступка, дерзко оголяющий зад), в новогоднюю ночь твердо намерен кончить. И в этом ему должна помочь его собственная дочь Маша (Наталья Бузько, которой Ступка самозабвенно оголяет перед), которая, дабы «перевести стрелку», приводит в папашину квартиру молодую подругу Алису (Рената Литвинова, остающаяся, увы, одетой, не считая уже известного по ролику эпизода на унитазе). Такой накал страстей на грани инцеста с обильным мочевыделением, разумеется, тоже не обойдется без душегубства…

Между мегамизантропом и мной…
Кира Муратова – когда-то запрещенный советский, а теперь признанный украинский режиссер – и в свои почти 73 верна себе. Фильм снят не просто мастерски – он снят виртуозно! Особенно хочется отметить изумительную работу оператора Владимира Панкова, чья камера в первой новелле удивительно экспрессивна и подвижна в замкнутом пространстве закулисья реального Одесского Академического украинского музыкально-драматического театра, а во второй части вальяжно нетороплива в просторах роскошной квартиры - снятой, кажется, в зрительской зоне того же театра. Две истории прихотливо переплетены и визуально перетекают друг в друга при помощи искусного монтажа Тамары Денисовой – до тех самых пор, пока театральная реальность второй новеллы не вырвется из оков сценической условности и не понесется со скоростью трамвая в праздничную снежную ночь…
Вместе с тем – фильм стопроцентно мизантропический: во всей картине нет ни одного мало-мальски положительного или хотя бы симпатичного персонажа! Замечательные актеры, подчиняясь фирменной режиссерской манере Муратовой, создают впечатляющую «галерею уродов», в которой акты реального душегубства являются лишь метафизическим отражением загубленных душ всех героев – без единого исключения. Даже собака проявляет свою верность в основном тем, что послушно писает на ту же дверь, на которую перед этим пописал хозяин… Зачем всё это надо было опять показывать – риторический вопрос. Артхаус есть артхаус - вопросы типа «зачем?» или «ради чего?» здесь не имеют смысла. Состоялся очередной безусловный акт чистого киноискусства от Киры Муратовой, уже удостоенный нескольких престижных кинопремий, включая «Нику». Таким образом, если вам понравились «Три истории», то «Два в одном» – ваш выбор. Если же вы не мизантроп – лучше воздержитесь в эти дни от посещения VIP-зала.

Отредактировано Эрик : 27-09-2007 at 17:11.
Эрик оффлайн   Ответить с цитированием