Обсуждение: Cinemateka
Просмотреть только это сообщение
Старые 04-10-2007, 16:47   #396
Эрик
Loathsome gargoyle!
 
Аватар пользователя Эрик
 
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
Кинопремьера: "ПОРОК НА ЭКСПОРТ"

ДЕТИ ПОРОКА НА БЕРЕГАХ ТЕМЗЫ

Прокатные названия иностранных фильмов уже давно стали «притчей во языцех». Один из последних «шедервов» наших горе-переводчиков – «Доказательство смерти» – недавно вот вновь напомнил о себе, выйдя на видео. Не легче обстоит дело и в тех случаях, когда отечественные прокатчики предпочитают вообще не переводить оригинальное название фильма, а придумать ему новое. Из каких соображений надо было, например, менять название фильма «История насилия» на «Оправданную жестокость» – пойди догадайся… Вот и со вторым совместным проектом режиссера Дэвида Кроненберга и актера Вигго Мортенсена вышла та же петрушка: мы ждали фильм «Восточные обещания» – а на экраны вышел «Порок на экспорт». Согласитесь – ничего общего! Но давайте по порядку.

Русские идут!
Итак, в Лондоне умирает при родах 14-летняя русская девушка. На руках акушерки Анны Хитровой (Наоми Уоттс) – как можно догадаться, также русской по происхождению – остается новорожденная дочка и дневник матери, написанный по-русски. Аня, некоторое время назад потерявшая нерожденного ребенка, решает найти родственников родившейся девочки и помочь ей избежать судьбы сироты. Никаких документов при матери не обнаружено, и Аня надеется найти ответы в ее дневнике. Не владея языком предков, она обращается за помощью к родственникам, однако ни ее мать Елена (Шинед Кьюсак), ни дядя Степан (Ежи Сколимовский) не желают лезть не в свое дело. Тогда Аня обращается к владельцу русского ресторана Семену (Армин Мюллер-Шталь) – респектабельному пожилому господину, который соглашается помочь. Знакомство с «отмороженным» сынком Семена Кириллом (Венсан Кассель) и с его шофером, импозантным уголовником Николаем Лужиным (Вигго Мортенсен), вселяет в молодую женщину пугающие подозрения. Вскоре становится ясно, что, желая помочь девочке, Аня подвергла опасности и ее, и себя, и своих родных: благообразный старец Семен оказывается одним из боссов русской мафии, а дневник имеет прямое отношение к его злодеяниям. В этой ситуации многое зависит от Николая, который, послушно выполняя обязанности верного слуги своего босса, на самом деле ведет свою тонкую, опасную и никому не видимую игру. А лейтмотивом фильма становится голос погибшей девушки Татьяны, который, читая за кадром страницы того самого дневника, ведет нас следом за «восточными обещаниями», которые так и останутся обещаниями…

Совы - не то, чем они кажутся
Большинство наверняка скорчит презрительную мину: мол, очередная «развесистая клюква» про русскую мафию! И – говорю сразу и уверенно – как всегда, сильно ошибется. Во-первых, потому что канадскому маэстро удалось гораздо более убедительно, нежели американским коллегам, показать русскую диаспору. Конечно, обойтись совсем без водки, гармошек и «Очей черных», увы, не получилось. Однако клише этих совсем немного, все русскоязычные надписи в фильме выполнены действительно на вполне вменяемом русском языке, а интернациональный актерский состав – британка, ирландка, поляк, немец, француз и полудатчанин-полуамериканец – создают серьезные, совсем не «клюквенные» образы русских обитателей «туманного Альбиона». Особенно великолепен Вигго Мортенсен, настолько мастерски перевоплотившийся в своего героя, что когда актер интереса ради зашел в образе матерого уголовника в один из русских баров Лондона, сидевшие там «реальные пацаны» не признали в нем Арагорна и чуть в штаны не наложили от одного его вида!
Но главное, разумеется, не в этом, а в том, что для Дэвида Кроненберга сюжет – лишь повод поднять острые и глубокие вопросы. И криминальная драма-триллер про русскую мафию очень быстро оборачивается философско-социальной притчей, вскрывающей сразу несколько глубинных пластов. Тут и трагедия несостоявшейся жизни простой девчонки, поверившей «восточным обещаниям» и отправившейся из России на запад в поисках лучшей доли. Тут и развитие идей классических фильмов «После работы» Мартина Скорсезе и «Голубой бархат» Дэвида Линча: достаточно всего один раз оказаться не в то время не в том месте – и в самом благополучном фасаде жизни откроются потайные двери, ведущие в самые мрачные закоулки человеческого социума. Тут и новый взгляд на проблему тотальной некоммуникабельности, приводящей к непознаваемости мира вообще и человека в частности… При этом Кроненберг верен себе: ставя в своих лентах точные и безжалостные диагнозы человеческому обществу, канадский режиссер не ударяется в мессианство и ни к чему не призывает, видя свою миссию только в том, чтобы поставить вопросы – и заставить зрителей задуматься.
Справедливости ради надо заметить, что и любителям просто криминального кино есть что ловить: кровавые разборки, снятые с фирменным кроненберговским натурализмом, способны пощекотать нервы самому искушенному зрителю! Особенно кульминационная схватка в бане, в которой Вигго Мортенсен – поклонницы, внимание! – предстает во всей своей первозданной красе…
Ну а мне остается только констатировать, что, возможно, в мировом кино родился еще один альянс режиссера и актера - подобный альянсам Федерико Феллини и Марчелло Мастроянни, Мартина Скорсезе и Роберта Де Ниро (а позднее Леонардо Ди Каприо), Тима Бёртона и Джонни Деппа, – от которого можно ждать и дальнейших творческих удач. Так что «Восточные обещания» нас отнюдь не обманули. И хочется верить, что мы еще увидим Вигго Мортенсена в новом фильме Дэвида Кроненберга!

P. S. (см. картинку): А на плече-то у Коляна осталось что-то от Арагорна!
Присоединенные изображения
Тип файла: jpg А на плече-то у Коляна осталось что-то от Арагорна!.jpg (134.0 КБ, просмотров: 219)

Отредактировано Эрик : 04-10-2007 at 17:05.
Эрик оффлайн   Ответить с цитированием