Полистилистика, мюзикл, рок-опера, кроссовер, фьюжн, «третье направление» (или «течение»), ОПЕРА-МИСТЕРИЯ...
Жаль, что никогда не прочесть теперь рецензию на оперу Эдуарда Артемьева, написанную музыковедом Аркадием Евгеньевичем Петровым…
Сколько прекрасной музыки посчастливилось открыть благодаря его статьям! Он был первым, кто всерьёз, обстоятельно и увлекательно написал и об Эдуарде Артемьеве, и об Алексее Рыбникове, и о множестве других музыкантов-новаторов – в джазе, роке, «третьем течении», музыкальном театре, академической музыке. Очень хочется, чтобы Аркадия Евгеньевича не забывали, читали и перечитывали его статьи, книги. -
http://alexandergradsky.com/forum/viewtopic.php?t=734
Глубокий музыковедческий анализ оперы «Преступление и наказание» выполнен музыковедом Татьяной Егоровой на страницах книги "Вселенная Эдуарда Артемьева".
http://electroshock.ru/news/index.html
Глава VIII. Опера. Стр. 151-179. Плюс 30 (тридцать!) страниц нотного текста.
Анализ оперы выполнен Татьяной Егоровой на основании авторской партитуры и демо-записи, в которой все вокальные партии исполнил Геннадий Трофимов.
Но я хочу процитировать слова Т. Егоровой о другом, любимом многими вокальном сочинении Эдуарда Николаевича:
"Для пролога фильма /"Свой среди чужих, чужой среди своих"/, брызжущего вселенской радостью победы, открывающей, как казалось героям, дорогу к свободе, равенству, братству, Эдуард Артемьев написал напоённую чувством восторга и ликования "Песню о корабле" /стихи Натальи Кончаловской, пение Александра Градского – О.П./. Здесь впервые отчётливо проявились характерные черты артемьевской мелодики. Её отличительная особенность заключалась в построении мелодической линии из неравновеликих интонационно "сцепленных" ячеек, каждая из которых начиналась как бы с "задержки дыхания" (паузы). Другие примечательные черты: использование ненормативных периодов, часто завершавшихся мягкой терцовой камбиатой, доминирование волнообразного восходящего движения, неуклонно стремящегося к вершине-кульминации с восходящими квартовыми и нисходящими квинтовыми ходами. Широта вокального диапазона постепенно "разгонявшейся" мелодии и твёрдая опора на тональные устои, элегантно опеваемые вспомогательными звуками, оставляющими впечатление внезапно дрогнувшего от переизбытка чувств голоса, в соединении с синкопированной ритмикой, джазовой гармонией (излюбленный аккорд – maj7) создавали ощущение необычайной восторженности и юношеского оптимизма. Без проведения прямых параллелей замечу, что подобного типа мелодика с упругой "импульсивной" ритмикой и обращёнными вверх окончаниями фраз рождала невольные аллюзии с экстатическими скрябинскими темами.
Эта индивидуально авторская черта стилистического почерка Артемьева, спрятанная ранее за академическим воспитанием и впервые прорвавшаяся в фильме"Свой среди чужих, чужой среди своих" благодаря обращению к средствам выразительности рок-музыки..." (стр. 88-89).