Мелодия вообще не единственное, чем богата музыка. И даже не главное. Всё, что составляет звуковое полотно – материал для композитора, для музыканта-автора. Это и Малер ещё понимал, и Бриттен, и много кто до них. А уж с тех пор, как музыка существует (фиксируется) не только в нотах, а непосредственно в самом звуке, когда сам звук формируется и режиссируется!..
Вот вспоминается док. повесть Анастасии Цветаевой о звонаре и композиторе Сараджеве, который в одном ударе колокола слышал целую симфонию, а музыканты (те, кого принято так называть) его не понимали. Потому что НЕ СЛЫШАЛИ. Потому что не имели ТЕМБРОВОГО СЛУХА. Или его не развили. Или его убили по ходу профессиональной подготовки.
Я, например, совершенно согласен с Марком Пекарским, что нет более дикого тембрового сочетания, чем скрипка в сопровождении фортепиано. А для "музыкантов" (и ценителей "классической музыки") это нонсенс.
А вот кабы ту же скрипку – да под семплер, сэмплами той же скрипки заряженный!.. Да смикшировать в едином акустическом пространстве! И т.д. Не только горизонталь-вертикаль, клавир-партитура, мелодия-аранжировка... Да если ещё сами музыканты способны издать неповторимый звук!..
Вот музыку Эдуарда Артемьева классические музыканты тоже слышат процентов на 10-20, лично проверил. И то что он говорит: "... просто нажмешь кнопку синтезатора- и впору уйти в нирвану!" ("Эдуард Артемьев написал оперу по Достоевскому" - Валерий Кичин, "Российская газета" - Федеральный выпуск №4493 от 16 октября 2007 г.) – такой же для них нонсенс, как и в случае с Сараджевым. А ведь и в симфонической музыке Артемьева это же темброво-акустическое мышление присутствует обязательно, обязательно реализуется через электронику, электроакустику, звукорежиссуру. Поэтому забавно, например, бывает читать, что "вот тут-то великий электронщик обошёлся, наконец, без электроники!".
Процитировать, что ли, вдруг кого заинтересует...
"Династия композиторов Артемьевых – уникальное явление в мировой культуре. Выдающиеся художники звука. Очень непохожие в своём творчестве. И в то же время преемственность – от Эдуарда Николаевича к Артемию Эдуардовичу – очевидна. То, что открылось Артемьеву-старшему – это искусство сочетать разноприродный звуковой материал (музыкальный и шумовой, натуральный и электронный...) в структуре не только одной партитуры, развёрнутого звукового полотна, но и в структуре самого звука, руководствуясь при этом прежде всего образными связями. Которые сам же автор и создаёт. То есть делать это авторски. Для этого нужен особый дар, особый слух: слышать, ощущать – на макро-уровне и на микро-уровне – мотивы, темы, оттенки, тембры – чтобы соединить их в цельной картине, живой, дышащей, одухотворённой. Музыке Артемьева-младшего это присуще в такой же мере. И эти же уникальные черты мы находим в видео-фильмах Артемия Артемьева..." (
http://rockpavlodar.net/portal/e107_...hp?content.346)
...хотя это и не musicals