Просмотреть только это сообщение
Старые 07-11-2007, 03:41   #452
Олег Петухов
 
На форуме с: Oct 2007
Сообщений: 171
Re: Что день грядущий нам готовит?

Татевик, адрес театра АГ я уточню, вылетело из головы.

Александр! Ну не отрицаю я Бетховена. И Пекарский, я уверен, не отрицает. Не тембрами же едиными.
Мне кажется, я понимаю разницу между электроникой в джазе и ею же, но, допустим, в Термен-центре. Пускай главным в джазе будет импровизация (хотя меня, например, в джазе привлекают интересные композиционные формы), но, по-моему, джаз всегда тяготел к «трёхмерности» (как говорит Татевик), всегда был в поисках новых звучаний. И в доэлектронную эру: погреметь-пожужжать чем-нибудь необычненько. А уж когда к усилку подключились! Тут Вам и Джанго, и Майлс Дэйвис электрический со всеми, кто от него отпочковались. Вот Бела Флэк в Москве выступил – а у него миди-банджо, и это не просто краска, а целый оркестр в руках и бесконечная палитра тембров. Замечательные «электронные страницы» были у Н. Левиновского в его композициях для ансамбля «Аллегро». У Алексея Козлова, конечно же. Недавно переслушал диск «Кредо», выпущенный «Электрошок рекордс» Артемия Артемьева. Это авторский альбом новосибирца Романа Столяра – джазового пианиста-импровизатора, барочного флейтиста и композитора-электронщика. Есть там и камерная вокальная музыка. И ничто ничему не противуречит, а только прекрасно дополняет.
Рока без электроакустики вообще бы не было.
Пусть это делается не на микроуровне структуры звука, но я к этому и не свожу. Это именно ещё одно измерение, которое появилось в музыке и обогатило её. Но всякое богатство можно и проигнорировать, ничто не мешает.
Есть выражение «мелодия тембров», которое пошло от «Болеро» Равеля. Когда «мелодия нот» закончилась, автор пустил её по кругу (в ротацию), при каждом повторении изменяя что-то в тембровом обличии. Равель это делал за счёт наращивания оркестровой массы (электроники у него не было).
Я предложил бы, по аналогии, ввести понятие «тембровая импровизация». Разве мало её в джазе? Редкий солист-импровизатор не трактует свой инструмент не только как мелодический/ гармонический, но и как тембровый. И в аранжировках, композициях – непрерывный поиск СВОЕГО ЗВУКА.
Импровизация есть и в электроакустической музыке. Когда Артемьев-младший говорит: «Создаю пространство и заполняю его звуками» - это тоже творчество импровизаторское. Хотя и композиторское.
Абсолютно согласен я с Татевик: «Мы уже не в том веке находимся, чтоб делить музыку на жанры, стили и направления безоговорочно и жестко».
Вот и Эдуард Артемьев не делит. В отличие от иных своих слушателей-музыкантов. Но день грядущий, я думаю, заставит.

Спасибо, Марина, за информацию про "Снеги". Сплошной пафос – это досадно, хотя предсказуемо. А ведь «Исповедь» была вещь довольно тонкая, камерная. Очень интимный и честный монолог разлюбленного мужчины…
Олег Петухов оффлайн