Вторник, 8 января
19.10 - телеканал
Петербург
ЖИЖИ (Gigi)
США. 1958. 119 минут. Цветной.
Экранизация романтического мюзикла
Фpедеpика Лоу (либpетто
Алана Джея Леpнеpа по одноименному pоману
Колетты).
Первый мюзикл Лернера-Лоу со времен "Моей прекрасной леди".
Спасибо небесам за "Жижи".
Сирота Жижи живет в Париже со своей бабушкой и тетушкой, которые мечтают превратить ее в куртизанку и сделать любовницей богача Гастона Лашеля. Сначала Гастон с удовольствием соглашается взять Жижи в любовницы, но потом по-настоящему влюбляется в нее.
Заявленный бюджет фильма -
$3,319,355.
Производство -
Артур Фрид и
"Метро-Голдвин-Майер".
Права -
"Тёрнер Энтертэйнмент Ко.",
"Лоуз Инкорпорейтед" и
"Артур Фрид Продакшнс, Инк.".
Грим -
Чарльз Паркер и
Уильям Таттл (а также
Роберт Джей Шиффер - без указания в титрах).
Костюмы -
Сесил Битон.
Художник-постановщик -
Сесил Битон.
Арт-директоры -
Престон Эймс и
Уильям Эй Хорнинг.
Декораторы -
Кео Глисон и
Генри Грейс.
Оператор -
Джозеф Руттенберг (а также
Рэй Джун - без указания в титрах).
Монтаж -
Адриенн Фазан.
Композитор -
Фредерик Лоу.
Музыкальный руководитель и дирижер -
Андре Превен.
Оркестровщик -
Конрад Сэлинджер.
Музыкальный руководитель по вокалу -
Роберт Такер.
Продюсер -
Артур Фрид.
Сценарист -
Алан Джей Лернер.
Режиссер -
Винсенте Миннелли (а также
Чарльз Уолтерс - без указания в титрах).
В pолях:
Лесли Кэрон (Жижи),
Морис Шевалье (Оноре Лашель),
Луи Жуpдан (Гастон Лашель),
Геpмиона Джингольд (мадам Альварес),
Ева Габоp (Лиан д'Эксельман),
Жак Беpжеpак (Зандомир),
Изабель Джинс (тетя Алисия),
Джон Эбботт (Мануэль).
Камео
Известная певица
Бетти Уонд - записала вокальную партию Жижи (без указания в титрах).
Награды
9 премий
"Оскар" (США): фильм, режиссер, адаптированный сценарий (
Алан Джей Лернер), оператор цветного фильма (
Джозеф Руттенберг), художники (
Пpестон Эймс,
Уильям Эй Хоpнинг,
Кео Глисон и
Генpи Гpейс), костюмы (
Сесиль Битон), монтаж (
Адpиенн Фазан), адаптация музыки в музыкальном фильме (
Андре Превен) и песня
Фpедеpика Лоу на стихи
Алана Джея Леpнеpа "Жижи".
3 пpемии
"Золотой глобус" (США) по pазделу кино в жанpе мюзикла: фильм, pежиссеp и актpиса втоpого плана (
Геpмиона Джингольд).
Пpемия
"Давид Донателло" (Италия) за иностpанный фильм.
Премия
"Фотоплэй" (США) - Золотая медаль.
Премия Гильдии режиссеров Америки (США) за выдающиеся достижения в кинорежиссуре (
Винсенте Миннелли и
Джордж Виейра).
Премия Гильдии сценаристов Америки (США) за сценарий мюзикла (
Алан Джей Лернер).
Пpемия
"Гpэмми" (США) за саундтpек.
Интересные факты
До мюзикловой версии история Жижи уже дважды переносилась на киноэкран: в 1925 году (бразильский черно-белый немой фильм
"Жижи" в постановке
Хосе Медины) и в 1949 году (одноименный французский черно-белый фильм в постановке
Жаклин Одри).
Продюсер
Артур Фрид заинтересовался сюжетом в 1953 году, после того как известная американская женщина-драматург
Анита Лус, написавшая пьесу по оригинальному роману
Колетты, объявила о своем намерении адаптировать свою пьесу для мюзикла. Фрид заплатил вдовцу Колетты $125,000 за права на создание мюзикла и выкупил у Лус ее пьесу за $87,000.
Кроме того, Артур Фрид сумел убедить Цензурный Комитет в том, что выбранный им сюжет не прославляет, а, напротив, осуждает практику заведения любовниц-содержанок.
Первоначально предполагалось, что Жижи сыграет звезда оригинальной сценической версии 1952 года -
Одри Хепберн. Но она в это время оказалась занята на съемках фильма
"Забавная мордашка" (1957) - и роль отдали
Лесли Кэрон.
В фильме вокальную партию Жижи исполнила известная певица
Бетти Уонд. Однако существуют оригинальные демонстрационные записи зонгов
"Ночь, когда изобрели шампанское" и
"То, как ты выглядишь сегодня" в исполнении Лесли Кэрон. Обе эти записи были выпущены на компакт-диске.
Кот, снимавшийся в фильме, по каким-то своим кошачьим соображениям отчаянно невзлюбил Лесли Кэрон и всякий раз, оказавшись с ней на съемочной площадке, реагировал на присутствие актрисы вспышками ярости. Однако Винсенте Миннелли настаивал на необходимости присутствия в картине именно этого во всех отношениях исключительного кота, так что для съемок с Лесли Кэрон коту пришлось делать инъекции транквилизаторов - что особенно заметно во время исполнения зонга
"Молись за меня сегодня ночью".
Фильм содержит зонг
"Молись за меня сегодня ночью", который был написан
Фредериком Лоу и
Аланом Джеем Лернером еще в 1956 году для сценической версии мюзикла
"Моя прекрасная леди", но не вошел в окончательную версию спектакля. Лернер был категорически против включения этого зонга в
"Жижи", но не смог противостоять Фредерику Лоу, которого поддержали продюсер Артур Фрид и режиссер
Винсенте Миннелли.
Однако Лернер отказался как-либо обновлять текст зонга
"Молись за меня сегодня ночью", и он был оставлен без изменений - в результате чего возник небольшой казус. В тексте этого зонга, который исполняет Жижи, есть строфа:
"На твоем Ватерлоо, - шепчет мое сердце, - / я молюсь о том, чтобы быть Веллингтоном, а не Бонапартом" ("'On to your Waterloo,' whispers my heart. / Pray I'll be Wellington, not Bonaparte"). Такая метафора для выражения своих чувств в данном случае звучит довольно-таки странно, учитывая тот факт, что Жижи - француженка! Дело тут как раз в том, что первоначально зонг предназначался для героини
"Моей прекрасной леди" Элизы Дулиттл, которая, как мы все знаем, - англичанка.
Эпизод прогулки Гастона по Парижу во время исполнения зонга
"Жижи" дает возможность лицезреть "магию кино": отдельные районы Парижа, на самом деле находящиеся в милях друг от друга, кажутся на экране соприкасающимися. Эта техника, известная как "творческая география", была создана легендарным французским кинематографистом
Жаном Кокто. Он же и дал ей название.
Во время съемок в ресторане "У Максима" оператор
Джозеф Руттенберг и съемочная группа хотели задрапировать знаменитые зеркальные стены, потому что в них отражались камера и огни осветительных приборов - а технологии ротоскопирования тогда еще не существовало. Но Винсенте Миннелли настаивал на том, что закрывать зеркальные стены нельзя, так как они являются "визитной карточкой" ресторана. В результате оператору пришлось проявить чудеса операторского искусства с использванием подручных средств, чтобы все-таки ухитриться снять эпизод посреди зеркальных стен.
"Жижи" (1958) стала первым фильмом, получившим рекордное количество премий "Оскар" - девять!
Впоследствии по количеству "Оскаров" с
"Жижи" (1958) сравнялись фильмы
"Последний император" (1987) и
"Английский пациент" (1996).
Побить рекорд
"Жижи" (1958) смогли только четыре фильма:
"Вестсайдская история" (1961), получившая 10 "Оскаров", а также
"Бен-Гур" (1959),
"Титаник" (1997) и
"Властелин Колец: Возвращение Короля" (2003), получившие по 11 "Оскаров".
На следующий день после того как фильм получил 9 премий "Оскар", всем телефонисткам студии
"Метро-Голдвин-Майер" было приказано отвечать на все телефонные звонки не "Hello, M-G-M" (то есть "Привет, "Метро-Голдвин-Майер"), как обычно, а "Hello, M-
Gigi-M".
Фильм до сих пор держит рекорд: из всех кинолент, когда-либо получивших премию "Оскар" в номинации "лучший фильм",
"Жижи" (1958) - картина с самым коротким названием (всего 4 буквы).
Обратный рекорд - самое длинное название картины, получившей "Оскар" за лучший фильм, -
"Властелин Колец: Возвращение Короля" (2003).
Несмотря на то что в 60-е годы ХХ века студия "Метро-Голдвин-Майер" произвела еще несколько киномюзиклов,
"Жижи" (1958) часто упоминается как последний традиционный мюзикл студии "МГМ".
Обложку саундтрека фильма можно видеть в оформлении обложки альбома
"Аммагамма" группы
"Пинк Флойд".