Обсуждение: Рент=революциЯ!!!
Просмотреть только это сообщение
Старые 31-03-2008, 03:56   #361
Mr. Black
 
Аватар пользователя Mr. Black
 
На форуме с: Jun 2005
Место жительства: Toronto, Canada
Сообщений: 528
Re: Рент=революциЯ!!!

В свете продления бродвейского Рента до сентября, решил поделится впечатлениями. Я , правда, сходил на touring company, но все равно - эмоций море. В общем - получилась вот такая статейка.

LA VIE BOHEME?..


Мюзикл «Rent» - очень странное, не укладывающееся в стандарты музыкального театра и театра вообще произведение, вот уже 12 лет вызывающее ажиотаж среди поклонников и полное непонимание со стороны приверженцев классической мюзикловой традиции. Самое удивительное, что каждый, кто любит и каждый, кто ненавидит «Рент», понимает это произведение по-своему (про себя: это ли не признак настоящего шедевра?). Недавно, например, на популярном бродвейском форуме, заполненном до краев rentheads (так называют фанатов Rent’a) , одна еврейская мама пыталась убедить форумчан в том, что «Rent» - это мюзикл исключительно о страданиях еврейского мальчика (один из главных героев – действительно еврей, но страдает он не больше и не меньше, чем все остальные, извините за выражение, гойские персонажи). На стенания «мамы Сары» ответила группа сильно расстроенных геев (в том числе, и геев-евреев – вот людям неповезло – как будто специально мотивируют к двойной ненависти!), уверенно заявившая, что главная тема «Рента» - это гомофобия и СПИД. Конечно, в мюзикле, где 50 % героев относятся к представителям сексуальных меньшинств, половина из этой половины и половина из другой (в смысле из сексуальных большинств) имеет вирус иммунодефицита в крови, один персонаж собственно умирает от последствий вируса 20 века, мотив СПИДа играет важную роль. Но все-таки, это просто мотив, то есть вроде как - повод для разговора, но никак не его суть.

События в «Rent» крутятся вокруг 4-х пар главных персонажей: Марк живет в холодном, неотапливаемом лофте в малопристижном районе Нью-Йорка с другом Роджером (просто другом, а не то, что вы подумали). В этом же жутком, но очень просторном лофте жил раньше и их бывший друг Бенни, который теперь женат на девушке с богатым папой, но до этого встречался с соседкой Марка и Роджера – Мими, которая в свою очередь теперь встречается с Роджером, но тот ее кидает, где-то в середине второго акта, ибо она принимает наркотики (на протяжение всего мюзикла, а не только в середине второго акта). Мими начинает встречаться с Бенни (см. выше), хотя потом возвращается к Роджеру, но уже в совершенно бессознательном состоянии и не без помощи друзей Марка и Роджера – Джоан и Морин, которые вроде как лесбиянки, но Морин до этого была девушкой Марка, и они жили вместе. Коллекция была бы неполной, если бы не упомянуть, что еще в том самом лофте (ну, да-да, там где сейчас живут Марк и Роджер), раньше еще жил профессор Коллинз, знаменитый в основном тем, что в голом виде перебежал Акрополь (это в Греции, для тех, кто не в курсе), но сейчас Коллинз живет с Эйнджелом (Ангелом), который на самом деле drag queen (господи, как это переводится на русский?!), и собственном именно он умирает от СПИДа (Эйнджел, а не Коллинз), хотя ВИЧ заражены еще и Роджер и Мими, не друг от друга – а вообще... ну то есть… случайно…

Если вы ничего не поняли – то это хорошо. Так в принципе и задумывалось. Собственно в программке Rent на первой странице нарисована целая схема взаимоотношений персонажей, поэтому, если прочитать сопроводительный текст, то дальше сам мюзикл можно не смотреть, ибо «кто», «с кем?», «когда?», «сколько раз?» и «с каким результатом?» (а большинство зрителей, как правило, интересует именно этот вопрос) становится ясно еще до того момента, когда начинается действие. «Рент» не имеет единой линии развития сюжета, не имеет единой кульминации. Нас как бы погружают в водоворот «богемной» жизни Нью-Йорка на один год (от Рождества до Рождества). За этот год происходит масса всего: выселение из квартир за неуплату, протесты в виде выступления в жанре call and response (редчайший случай для современного музыкального театра), столкновения с полицией, смерть друга, переоценка жизненных ценностей, психологическая ломка, возвращение к изначальным идеалам «богемного общества», ревность, смена партнеров, поиски любви и многое другое. Все это буйство красок, снимает на камеру один из героев – Марк. Он пытается сделать из этого документальное кино, но не по законам жанра, а… , как бы это правильнее сказать, по законам души, ну или … как бог на душу положит. И у него получаются такие настоящие «сцены из жизни богемы». В них периодически врываются неестественные, приторные сладкие голоса из жизни другой: то родители позвонят, черезчур радостно поздравить с днем рождения или рождеством, то друзья детства побеспокоят. Таким образом, мюзикл построен на противопоставлении двух миров: мира богемы - нищей, нестабильной, хрупкой, болеющей и даже умирающей, но в то же время живущей страстями, небоящейся экспериментировать, искать себя, бросать все и начинать с самого начала, не считать деньги (их все рано нет), мечтать, и мира потребителей-буржуа, принявших нормы и стандарты общества, согласившихся ходить на работу за зарплату, отказавшихся чувствовать «слишком сильно», страдать «слишком глубоко». Симпатии автора, безусловно, на стороне героев – стал бы он выставлять всех представителей общества консьюмеров в таком неприглядно-музыкальном варианте: эти персонажи поют только а капелла, но всегда на одну и ту же занудную мелодию, а когда вливаются в хор, то звучат неестественно противно. Да и собственно сам мюзикл написан о "богеме".

Самое удивительное, что и симпатии публики тоже были на стороне «богемной» жизни. Ну, одно дело галерка – на балконе сидела молодежь, и на протяжение всего спектакля кричала, орала, мычала (любители "Рента" поймут!), пела вместе с актерами, в общем – выражала свое одобрение доступными ей способами. Но я то сидел в буржуазном партере, среди буржуазных канадских пар, взявших на прокат за 5 долларов (грабеж!) буржуазные бинокли. Эта публика не визжала, но в конце спектакля именно они встали своих мест и устроили всей этой богемной вакханалии на сцене... настоящую овацию. И не то, что бы актеры хорошо играли. Нет- нет, мы видели отнюдь не первый состав, парочка главных и персонажей вообще были победителями высококультурного «певческого» шоу «The American Idol» (делайте выводы). Было очевидно, публика благодарила не актеров - народ отдавал дань почтения самом культу богемной жизни. Культу, который для многих из них, оказался таким знакомым: они ведь сами в колледже сбивались в рок группы, пели о любви и свободе, сами снимали дешевые квартирки, сами мечтали о том, что их творческая мечта станет реальностью, но для них все закончилось стандартно: могиджем (ипотекой), налогами и необходимостью ходить на работу каждый день. Все закончилось – отсутствием свободы, которую они когда-то воспевали с юношеской наивностью.

«Как оценивать жизнь», спрашивает автор «Рента» Джонатан Ларсон? Тот самый Ларссон, который всю свою сознательную жизнь пытался соединить творческую свободу и необходимость ходить на скучную, не отвечающую твоим талантам работу. Тот самый Ларсон, который пытался соединить в своем произведении рок и классику, джаз и рэп, независимый театр и мощное бродвейское шоу. Чисто теоретически у него это получилось: «Рент» стал уникальным произведением для Бродвея, стал культом для целого поколения (Джонатан очень хотел привлечь в театр молодежь), стал образцом для подражания и идолом для поклонения. А вот чисто с практической стороны, наверное, не очень… Ларсон умер в 36 лет от недиагностированной болезни сердца. Он пару раз жаловался на репетициях на боли в груди, и наверное, если бы он жил жизнью добропорядочного буржуа, то его доктор, работающий по оплачиваемой компанией страховкой, обязательно заметил болезнь и меры были бы приняты. Но он жил с богемой, ради богемы, писал о богеме, и пропагандировал богему… У него была мечта - он даже называл себя то ли в шутку, то ли в серьез "будущим музыкального театра". Он верил, что жить надо мерять «мгновения любви», а не счетом в банке, «прощением», а крутой тачкой, «счастливыми ощущениями», а не ханжескими улыбками. Он упорно пытался это совместить.

На сцене, в музыке, в драматургии у Ларсона это получилось блестяще. И это косвенно подтверждает тот факт, что "Рент" получил все мыслимые и немыслимые театральные и литературные награды. А вот в жизни… не получилось совсем. Отсюда вопрос, вопрос который ставит «Рент» перед каждым, который он поставил передо мной – а стОит ли?...
__________________
Life is a cabaret!

Отредактировано Mr. Black : 05-04-2008 at 03:41.
Mr. Black оффлайн   Ответить с цитированием