Просмотреть только это сообщение
Старые 30-11-2008, 03:52   #45
Alexander
 
На форуме с: Jan 2005
Сообщений: 3,873
Re: Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты

[quote=Олег Петухов]

Цитата:
«Рыбников пишет ТОЛЬКО на заказ». С чего бы это? А симфонии (не Шестая)?

А чего, Шестая - "на заказ"?
Вообще - с того, что он сам говорил об этом в одном из интервью: всё, что я написал для театра, было заказано. К сожалению, читал его давно, ссылки нет, но найти, думаю, можно. Про "Литургию" там не говорилось, но раз человек сказал ВСЁ, то впоне возможно, и там имел место чей-нибудь заказ. Я просто не знаю.

Цитата:
А «Литургия оглашенных»? (То, что это «неудача», «не театр» - субъективные частные суждения узких специалистов, да и не в том вопрос)
.

Для того, чтобы понять, что это была неудача, не нужно быть никаким специалистом, ни узким, ни широким, достаточно просто любить музыку, в частности, того же А.Л. (в лучших его работах). На их фоне "Литургия" решительно проигрывает по всем параметрам.


Цитата:
И как же оно делается, это самое «на заказ»? Марк Анатольевич замыслили-с, Алексей Львович подпрыгнули и исполнили-с?

Не знаю, подпрыгнули или нет (а даже если и так, что такого? Кто бы не подпрыгнул, когда тебе Захаров рок-оперу заказывает?). "Заказ" - условное понятие. Имеется ввиду, что инициатором постановки и создания произведения является театр (худрук), что даёт автору безусловные гарантии того, что его произведение будет реализовано. Есть композиторы, которые берутся за работу только имея эти гарантии. Здесь - именно этот случай, я полагаю.


Цитата:
Или опять вспоминать историю «Авось!», которая началась таки до Захарова?..

Ну давайте опять вспоминать.

"В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Захарову понравилась музыка, и тогда же возникла идея создать на ее основе музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве». Он обратился с этим предложением к поэту Андрею Вознесенскому (это была их первая встреча), однако тот эту идею не поддержал:
Тогда я был наглый молодой поэт, мне казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по «Слову о полку Игореве», в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно, был или нет автор «Слова». Я говорю: «У меня есть своя поэма, она называется „Авось!“ о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к шестнадцатилетней Кончите, давайте сделаем оперу по этой поэме». Марк растерялся немножечко и сказал: «Давайте я почитаю». На следующий день он мне сказал, что он согласен и что мы сделаем оперу, причем выбор композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был счастливый выбор. [1]

В основу либретто была действительно положена поэма «Авось» (1970), хотя для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены."


Это из Википедии. Рыбников показал Захарову опусы, Вознесенский предложил поэму "Авось!", ЗАХАРОВ ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ ПИСАТЬ И СТАВИТЬ ПО НЕЙ ОПЕРУ. И предложил это Рыбникову. Полагаю, эту тему можно закрыть.


Цитата:
Вообще крупная форма в музыке зачастую не только сочиняется, но СОБИРАЕТСЯ, и кто и как может здесь разделить: вот это, мол, заказуха («главреж напел»), а вот тут – чисто по велению сердца композитора, то, что было уже у него «за душой», в набросках, в каких-то прежних работах...

Никак не разделить, и не надо. "Юнона" создавалась под "присмотром" Захарова (хотя слово нехорошее, пожалуй), который отсеивал то, что было не нужно ЕГО спектаклю, и заставлял композитора делать то, что было НУЖНО. Так в основном всегда бывает, если работаешь с режиссёром, который чётко понимает, какой спектакль он хочет сделать. Собственно, это и называется продюсированием. Это не очень удобно для композитора, но ничего не поделаешь: условия игры заданы изначально. А вот "Стадион" Градского, не предназначенный для постановки в театре, создавался исключительно так, как хотел композитор. Это не хуже и не лучше, а просто - по разному. Судить надо по результату. "Юнона" - один из самых успешных спектаклей в истории советского и российского тетара.
__________________
"Хуже порчи и лишая мыслей западных зараза;
пой, гармошка, заглушая саксофон - исчадье джаза!"
Alexander оффлайн   Ответить с цитированием