Речь о
премьере Мариинского театра - опера Россини «Севильский Цирюльник» в постановке
Алексея Степанюка.
Это позор. Причём как для театра, так и лично для его руководителя. Постараюсь объясниться ниже.
Исходные данные.
Мировая премьера постановки состоялась в концертном зале Мариинки 26 марта, я был на втором премьерном показе марта 28. На официальном сайте театра опера была заявлена традиционным, в общем, либретто с добавленной строчкой типа «Действие происходит в современном европейском городе», обещанием петь на русском языке, а также низкими ценами (самые дорогие билеты стоили триста рублей). Это тогда, когда я покупал билеты. Через некоторое время на странице премьеры появилась многообещающая картинка (я её здесь прикрепил на всякий случай), на которой уже можно было предчувствовать, что за «современный европейский город» нам заготовил Степанюк. Впрочем, это только подогрело моё любопытство и, может быть, слегка огорчило… Но мало ли, это же Мариинка! (подумал я)
На этом исходные данные заканчиваются, ибо состав исполнителей обещали «объявить особо», что в итоге так и не сделали. Только купив программку, можно было обнаружить самого Штоду в роли Альмавивы, Бартоло – Булатов, Розина – Цветкова, Фигаро – Самсонов, Базилио – Морозов, ну и прочие товарищи по списку. Дирижёр - Юстус Франтц.
Saturday Night Fever.
Концертный зал, находящийся неподалёку от самого театра, т.е. очень неудобно где (типа Сатирикона в Москве), представлял в этот вечер мрачную глыбину, поросшую с одной стороны лесами. Почти в стенку с ним стоит облезлая питерская пятиэтажка и где-то рядом огромный плакат, цитирующий на фоне фотографии зала три высказывания западных газет типа «такой акустики нет ни в одном европейском театре». Вот. Ну, может и нет. Внутренним убранством смахнул на московский дом музыки (сравните, например,
http://prp8.narod.ru/x_fd174dadcc.jpg и
http://www.vashdosug.ru/upload/ibloc...77f4a8 4f.jpg).
Народу пришло много, цветы на входе некоторые отдавали в пластмассовые вазы с водой, которых не хватало. К букетам пришпилены именные ярлычки, я разглядел только розы для Штоды. Дожили ли они до конца действа, сказать затрудняюсь, ибо до поклонов досидели немногие зрители. Впрочем, об этом позже (ниже).
Был аншлаг, некоторые на балконе даже стояли (в партере стоять запрещали, ибо его использовали актёры). Запоздалая картинка с сайта вполне отвечала сценическому оформлению. Оркестр разыгрывался, зритель предвкушал.
Действие первое. Рокер Альмавива, развратник Фигаро и Розина неглиже. Бордель вместо оперы.
Увертюру сыграли, как мне показалось, не очень хорошо. Т.е. не всегда складно и как-то не по-россиниевски. При этом я заподозрил досадную потерю тарелок, которые на кульминациях делают крещендо и вообще украшают оркестр, а тут вместо них был куций венчик, делающий смешные попытки придать какую-то неведомую краску известнейшей увертюре. Или, может быть, я ошибаюсь – там и не должны быть тарелки…
Ну да ладно, оркестр меня меньше волновал в этот вечер. Сейчас, думаю, выйдет Штода… А он выехал. Выехал на реальном мотике, мопеде или скутере, весь такой в коже и шлеме. Ну, думаю, ладно, фиг ли - современный европейский город, лишь бы пели хорошо и не увлекались мопедом. Из глубины зала с мобильником наперевес пошёл петь свою известную арию Фигаро в красном (малиновом ?) пинджаке. Его встречают улюлюкающие дамы из местного бара. Как спел Самсонов, мне тоже не очень понравилось. Небрежно, неточно… Он мне напомнил внешне и поведенчески певца Чернова, тоже нагловато-импозантного и уже немолодого известного оперного певца.
И начали они, значит, с Фигаро языками чесать. Про «штуки баксов» и что мол всё это «фигня». В зале кто-то напрягся, а кто-то расслабился, сепаратор сработал чётко. На фоне этих диалогов в баре попивает, обнимается и всячески соблазняет друг друга местная молодёжь – как заявлено в программке, артисты хора и миманса. Мимансу было чем заняться на сцене в этот вечер.
Фигаро предлагает Альмавиве спеть канцону для Розины. Эта канцона ещё больше удивила зрителя. Штода сел в своей кожанке за цифровую клавинову и под свой же синтезаторный аккомпанемент начал петь в закреплённый микрофон попсовую размазню, по аккордике очень отдалённо напоминающую родную партию от Россини (да?). Зал изумился ещё больше.
Розина появилась на балконе, но не на своём собственном, а на зрительском, причём одета была в лёгкое, черноё и ажурное. Тут произошёл первый, кажется, открытый скандальчик: один зритель, сидевший недалеко от неё, что-то крикнул, порвал билет (или программку?) пополам, бросив один кусок на сцену, а второй в г-жу Цветкову, и демонстративно покинул зал.
Вообще же, в течение всего первого действия уходов из зала было несколько, народ начал огорчаться. Становилось понятно, что Розина вслед за Фигаро тоже развратна, а обниматься и пошлить на сцене будут ещё долго.
Антракт. Интервью режиссёра и полный гардероб.
В антракте ушло много народу - гардеробщицы хоть и недоумевали, однако же, подтверждали, что в четверг была та же реакция.
Вдруг на границе сцены и зала официальный журналист с камерой начал брать интервью у лысого мужика (ага, подумал зритель, это режиссёр). А я был в этот вечер с maman, которая помимо активной жизненной позиции имеет ещё два важных момента, достаточных для полемики с режиссёром: хороший вкус и высшее музыкальное образование. Она подошла ближе, дала закончить монолог и открыла диа. Так и не выяснил до сих пор подробности разговора, но догадываюсь, о чём шла речь. Камерамэн не растерялся и, почуяв интересный материал, снова включил камеру))) В общем, было весело.
Веселье весельем, но впереди было ещё два действия…
Действие второе. Розина во всей красе. Садо-мазо.
В антракте на середину сцены вынесли большую кровать, что уже никого не удивило. Те, кто хотел уйти, уже ушли, а остальные либо доудовлетворяли своё большое любопытство, либо просто получали удовольствие. Я доудовлетворял. Впрочем, больше пяти минут не выдержал.
Розина вышла на свою знаменитую арию в полном обмундировании стриптизёрши и давай петь её в разных позах на кровати. Я просто надеялся, что она поёт хорошо, всё-таки это Мариинка. Фигу. Спела она плохо, все силы ушли на занятия сценическим движением или актёрским мастерством, извиняюсь, шлюхи. В довершение всего она выхватывает у мужика плётку и начинает ритмично пошлёпывать его по заду. Кто-то из зрителей пытался засвистеть, кто-то потом похлопать (уже после моего ухода, говорят). Но это было разрозненно и не нашло поддержки в поредевшем зале (кстати, партер битком наполнился спустившимися сверху зеваками). Я очень хотел свистнуть (увы, умею только художественно) или захлопать, но не мог себе позволить в незнакомом театре и городе, в уважаемой пока Мариинке. Было очень обидно, и я вышел. Единственное, на что я решился, это громко хлопнуть дверью, но и этого не удалось – всю мою силу поглотил зараза-доводчик… По ряду причины надо было досидеть в фойе до антракта, что я и сделал.
Как сказала мама, допевали они уже все отвратительно. Это же такая опера, это же Россини!
После бала.
После второго действия я лицезрел такое массовое бегство зрителя, что стало очевидно – это провал и позор. Позор Мариинке, которая показывает нам такую пошлятину, используя ведущих актёров, которые ещё и поют в итоге плохо. Позор, как это ни обидно, Гергиеву, который всё это пропустил. Как мне сказала хорошая знакомая, оказывается, он не успел ещё посмотреть эту постановку, но подробности слышал и запретил уже несколько сцен. Да тут не несколько сцен надо запрещать… Жаль, что не успевает руководитель театра смотреть постановку перед показом, не дело это. Хотя этому режиссёру вполне можно было и довериться – он поставил много известнейших опер именно в Мариинке, в т.ч. и лично с Гергиевым. Странно.
Не знаю, сколько людей осталось в зале на третье действие, но выводы театру можно уже делать. Даже нужно. И побыстрее.
Ссылки.
В сети отзывов нашёл не так много. На
форумеклассика пока пустовато, в жж есть
хороший отзыв. Из интересного стоит посмотреть
анонсный ролик на питерском НТВ, который удивительным образом повторяет (намеренно?) ошибку составителей программки и анонсов, ни словом не заикаясь о том борделе, который творится на сцене на протяжении всего спектакля. Из этого ролика, в частности, узнаём, что Розина поёт в этот чудный вечер ещё и I wanna be loved by you. Журналистский голос за кадром спокойно произносит следующее:
Цитата:
Зрелищность и доступность постановки — таков формат семейных спектаклей Мариинского театра в концертном зале. Опера «Севильский цирюльник» Россини будет исполняться на русском языке, чтобы сюжет был понятен любому зрителю, в том числе и детям. Таким образом Мариинский театр рассчитывает вырастить для себя новое поколение зрителей.
|
Семейный?! Детям?!! Именно дети, кстати говоря, в большом количестве покидали зал во время действия. Что за поколение пытается вырастить для себя Мариинский театр – об этом легко догадаться, но нелегко это понять и принять. Алё, это министерство культуры?..
