Loathsome gargoyle!
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
|
Пятница, 12 июня
0.20 - Первый канал
АНДРЕЙ РУБЛЕВ
СССР. 1966 (выпуск 1971). 185 минут (2 серии). Черно-белый / цветной.
Языки оригинала: Русский / татарский / итальянский.
Философская притча, в основе которой - жизнописание легендарного русского иконописца Андрея Рублева (ок. 1365 - ок. 1430).
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Потрясающе (7 из 7)
Андрей Рублев жил на русской земле, пожираемой пожарами татарских набегов, снедаемой страстями княжеских междоусобиц. Обрушивались стены храмов, выкалывали глаза живописцам, безъязыки были колокола, а Андрей шел по миру - через голод, иго, монастырскую жизнь, парадоксы, высказанные ему учителем Феофаном Греком, и собственный обет молчания. Шел к своей "Троице" - к золотому, белоснежному и лазурному, которыми расцветают финальные кадры черно-белого фильма.
Производство - "Мосфильм", Творческое объединение писателей и киноработников.
Права - "Мосфильм".
Комбинированные съемки: оператор - Валерий Севостьянов, художник - Павел Сафонов.
Грим - Вера Рудина, Максут Аляутдинов и С. Барсуков.
Костюмы - Лидия Нови и Майя Абар-Барановская.
Художники - Евгений Черняев при участии Ипполита Новодережкина и Сергея Воронкова.
Декоратор - Е. Кораблев.
Оператор - Вадим Юсов.
Монтаж - Людмила Фейгинова, Татьяна Егорычева и Ольга Шевкуненко.
Композитор - Вячеслав Овчинников.
Исполнение музыки - Государственный оркестр кинематографии и Большой хор Всесоюзного радио: дирижер - Вячеслав Овчинников.
Директор картины - Тамара Огородникова.
Сценаристы - Андрей Михалков-Кончаловский и Андрей Тарковский.
Режиссер - Андрей Тарковский.
В главной роли - Анатолий Солоницын (Андрей Рублев).
В ролях: Иван Лапиков (Кирилл), Николай Гринько (Даниил Черный), Николай Сергеев (Феофан Грек), Ирма Рауш (Дурочка), Николай Бурляев (Бориска Моторин), Юрий Назаров (Великий князь / Малый князь).
В фильме также снимались: Юрий Никулин (монах Патрикей), Ролан Быков (скоморох), Николай Граббе (сотник Степан), Михаил Кононов (Фома), Степан Крылов (старый колокольных дел мастер), Болот Бейшеналиев (татарский хан), Анатолий Обухов (Алексей).
В эпизодах: Николай Глазков (Ефим), Ирина Мирошниченко (Мария Магдалина), Дмитрий Орловский (старый каменщик), Игорь Донской (Иисус Христос), Нелли Снегина (Марфа), Слава Царев (Андрейка).
Камео
Директор фильма Тамара Огородникова - в роли матери Иисуса Христа.
Награды
Премия ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах (Франция).
Пpемия "Юсси" (Финляндия) за иностpанный фильм.
Пpемия Фpанцузского синдиката кинокpитиков имени Леона Муссинака (Франция) за иностpанный фильм.
Премия "Хрустальная звезда" (Франция) за женскую роль (Ирма Рауш).
Большой приз на МКФ фильмов об искусстве и биографических фильмов о художниках в Азоло (Италия).
Почетный диплом на МКФ в Белграде (СФРЮ).
Интересные факты
По утверждению известного актера, сценариста и режиссера Василия Ливанова, идея фильма принадлежала именно ему. Он же хотел сыграть заглавную роль, однако режиссер Андрей Тарковский предпочел работать с неизвестным актером.
Роль Андрея Рублева стала первой ролью в кино великого советского актера Анатолия Солоницына, до того снявшегося только в забытом телефильме "Дело Курта Клаузевица" (1963).
Впоследствии Анатолий Солоницын стал актерским "альтер эго" режиссера Андрея Тарковского и снялся у него в фильмах "Солярис" (1972), "Зеркало" (1974) и "Сталкер" (1979), а также сыграл заглавную роль в спектакле "Гамлет", поставленном Тарковским в Московском Театре имени Ленинского Комсомола ("Ленкоме").
Кроме того, именно Солоницын должен был играть главную роль в фильме "Ностальгия" (1983), но этому помешала смерть актера, умершего 11 июня 1982 года от рака легких.
О реальной жизни иконописца Андрея Рублева известно крайне мало: в летописях обнаружено всего лишь три беглых упоминания. Даже годы его жизни мы знаем только приблизительно. Например, по одной версии, Рублев участвовал в Куликовской битве, по другой - он в то время был ребенком. Поэтому Андрей Тарковский не ставил себе целью создание биографического фильма и не стремился точно следовать историческим реалиям, а наоборот - старался дать волю художественной фантазии.
Сам Андрей Тарковский говорил о своей задаче буквально следующее:
Будущий фильм ни в коем случае не будет решен в духе исторического или биографического жанра. Нас интересует другое: исследование характера поэтического дара великого русского живописца... Нас также интересует анализ душевного состояния и гражданских чувств художника, создающего моральные ценности огромного значения. Этот фильм должен будет рассказать о том, как народная тоска по братству в эпоху диких междоусобиц и татарского ига родила гениальную рублевскую "Троицу".
Таким образом, изучать по "Андрею Рублеву" историю государства Российского не стоит: это не историческое, а художественно-философское произведение.
Изначально в сценарии было очень много сюжетных задумок. Должна была развиваться дальше линия Великого и Малого князей - братьев-близнецов. Целая история была написана о татарчонке, которого спасает Малый князь. Была расписана Куликовская битва и даже найден актер на роль Дмитрия Донского. Был подробно разработан сюжет с Дурочкой: татарин увозит ее в свой гарем, и после рождения ребенка героиня обретает рассудок... К сожалению, развить все эти линии не дало мосфильмовское руководство, очень сильно урезав смету съемок, - и в результате от многих сюжетных линий пришлось отказаться.
Во время съемок эпизода, в котором мы видим живую корову в огне, животное было покрыто слоем асбеста, который защищал его от огня.
А вот на съемках эпизода, в котором мы видим, как лошадь падает с лестницы, животное действительно было убито выстрелом в голову. Это была старая и больная лошадь, приобретенная специально для съемок этого эпизода на скотобойне, где ее должны были забить на следущий день.
Тем не менее, в некоторых странах - например, в Великобритании, - эпизод падения лошади был из фильма вырезан.
Очень важной задачей режиссер считал присутствие в кадре икон того времени. Однако все иконы, показанные в фильме, - не подлинники, а копии.
Для эпизода разговора Андрея Рублева с Феофаном Греком художник-реставратор написал в манере XIV века икону "Спас". Икону оставили на ночь в реквизиторской студии "Мосфильма". Наутро обнаружилось, что ночью кто-то выколол Спасителю глаза.
Как это часто бывает в кино, первой снимали последнюю новеллу - "Колокол".
По сюжету фильма Андрей Рублев много лет держит обет молчания и в финале говорит сиплым, атрофированным голосом. Андрей Тарковский любил всё подлинное, поэтому в течение трех подготовительных месяцев Анатолию Солоницыну было запрещено разговаривать, разрешалось только мычать.
В это время отпустившего длинные волосы, начавшего сутулиться, молчаливого и угрюмого Анатолия Солоницына на улицах Москвы неоднократно принимали за настоящего монаха.
Роль колокольного мастера Бориски первоначально предназначалась для Юрия Назарова, которому было уже 30 лет, а Николай Бурляев должен был играть подручного Бориски. Однако Бурляеву так приглянулась роль Бориски, что он, действуя через ближайшее окружение Андрея Тарковского - оператора Вадима Юсова и консультанта Савелия Ямщикова, - сумел убедить режиссера "омолодить" этого героя и отдать эту роль ему, а Назаров в результате сыграл братьев-князей.
Фильм был закончен и продемонстрирован избранным зрителям на частном показе зимой 1966 года - под оригинальным названием "Страсти по Андрею".
Официальная премьера фильма состоялась в феврале 1969 года в Москве - после многочисленных переделок и сокращений фильм вышел под названием "Андрей Рублев".
Затем последовал показ фильма вне конкурса на МКФ в Каннах в мае того же 1969 года.
В ограниченный прокат на территории СССР фильм вышел в 1971 году.
В международный прокат фильм вышел в 1973 году.
В 1988 году была предпринята попытка восстановить оригинальную версию картины. Фильм был восстановлен с добавлением сохранившихся удаленных эпизодов и под названием "Страсти по Андрею" показан по телевидению. Однако из-за того, что сохранилось лишь небольшое количество не самых значительных эпизодов, а также по причине того, что восстановление было проведено, естественно, без участия режиссера (Андрей Тарковский умер от рака легких 29 декабря 1986 года), этот смелый эксперимент был признан неудачным.
|