Понедельник, 19 октября
23.00 - телеканал
Петербург
БОЛЬШАЯ ЖРАТВА (La grande bouffe)
Фpанция - Италия. 1973. 130 минут. Цветной.
Языки оригинала: Французский, итальянский.
Сатирическая притча по оригинальной идее
Марко Феррери и
Рафаэля Асконы.
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Потрясающе (7 из 7)
Блистательная и, простите за каламбур, едкая сатира на общество потребления. Четверо респектабельных друзей среднего возраста - судья, адвокат, кулинар и летчик - осознав бессмысленность своих вроде бы благополучных жизней, решают покончить с собой путем безостановочного потребления пищи. Запасшись целыми горами великолепных деликатесов, они устраивают настоящий пир-оргию. Их обжорство, которое нормальному человеческому организму не под силу, и физиологические реакции, от фарсовых до трагедийных, показанные очень натуралистично, после выхода картины на экран вызвали настоящий скандал.
Человек отличается от животного тем, что ест, чтобы жить, а не живет, чтобы есть. Представленная на Каннском кинофестивале "Большая жратва" поразила и шокировала даже видавшую виды публику своей откровенностью в демонстрации человеческих отправлений, связанных с едой и сексом. Известно, что миром движут голод и похоть. Банальная эта истина, как в кривом зеркале, отражается в своей противоположности: сытое, жирующее и жиреющее общество потребления в конце концов вымрет от обжорства, дойдя в свей бездуховности до скотского состояния. Современный буржуазный мир режиссер напрямую соотносит с первобытным обществом, которое слепо следует избранным фетишам, боготворит кумиров и освящает принятые ритуалы, будь то жертвоприношение или даже каннибализм. "Большая жратва" - философская притча как раз о каннибализме цивилизации общества потребления, которое, пожирая само себя, принося себя в жертву самому себе, тем самым приближает свой трагический финал. Последние кадры фильма с развешанными по деревьям сада свежими мясными тушами, которые так и не съели четверо умерших мужчин - своеобразные четыре всадника Апокалипсиса, - воспринимаются как метафорический образ ада, страшное предсказание возможной судьбы всего человечества.
Производство -
"Мара Фильм" (Париж),
"Ле Фильм Суасант Сикс" (Париж) и
"Капитолина Продуцциони Чинематографике" (Рим).
Заказчики -
Жан-Пьер Рассам и
Венсан Маль.
Права -
"Мара Фильм",
"Ле Фильм Суасант Сикс" и
"Капитолина Продуцциони Чинематографике".
Натурные съемки - улица
Буало (Париж, Франция).
Разработка и приготовление блюд - фирма
"Фошон", Париж.
Гастрономический консультант -
Джузеппе Маффиоли.
Кухонные принадлежности -
Бекюв Томзель.
Специальные эффекты -
Поль Триелли.
Грим -
Жаки Бубан и
Альфонсо Гола.
Костюмы -
Джитт Магрини.
Художник -
Мишель де Бруан.
Декоратор -
Клод Сюне.
Оператор -
Марио Вульпьяни.
Монтаж -
Клодин Мерлен и
Жина Пинье.
Композитор -
Филипп Сард.
Соло на фортепиано -
Мишель Пикколи.
Делегированный продюсер -
Жан-Пьер Рассам.
Продюсер -
Венсан Маль.
Сценарий и адаптация -
Марко Феррери и
Рафаэль Аскона.
Диалоги -
Франсис Бланш
Режиссер -
Марко Феррери.
В главных ролях:
Маpчелло Мастроянни (Марчелло),
Мишель Пикколи (Мишель),
Филипп Нуаре (Филипп),
Уго Тоньяцци (Уго).
В ролях:
Андреа Ферреоль (Андреа),
Соланж Блондо (Даниэль),
Флоранс Джорджетти (Анн), а также
Мишель Александр (Николь) и
Моник Шометт (Мадлен).
Камео
Актер и гастрономический консультант фильма
Джузеппе Маффиоли - в эпизоде (без указания в титрах).
Награды
Премия
ФИПРЕССИ (пополам с фильмом Жана Юсташа
"Мать и путана") на МКФ в Каннах (Франция).
Номинации
Номинация на Гран-при
"Золотая пальмовая ветвь" (уступил фильму Алана Бриджеса
"Наемный работник" и фильму Джерри Шатцберга
"Пугало") на МКФ в Каннах (Франция).
Интересные факты
В финале фильма, когда Филипп сидит на скамейке в саду, на спинке скамьи написаны стихи
Дороти Фрэнсис Гарни (иногда ошибочно приписываемые неизвестному автору):
Kiss of the sun for pardon.
Song of the birds for mirth.
You're closer to God's heart in a garden
Than any place else on earth.
(Поцелуй солнца для прощения.
Песня птиц для радости.
Вы ближе к сердцу Бога в саду,
чем в любом другом месте на Земле.)
Эти стихи до сих пор очень популярны у любителей садов и часто применяются для украшения различных садовых уголков. Вот десяток самых разнообразных примеров использования этого четверостишия (в различных вариациях):
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9,
10.