Просмотреть только это сообщение
Старые 21-10-2009, 11:59   #19
Mimonot
 
На форуме с: Oct 2009
Сообщений: 49
Re: Александр Градский. Юбилей и опера

Олег, давайте разберем текст АГ, любезно принесенный Вами из моего желтого ЖЖ. Он ведь Вам нравится, этот текст, не так ли?
Цитата:
Автор АГ
>>> Никакой я не аранжировщик, я - толмач.

За что тебя люблю и буду любить - за правду.
Твой А.Г.
Все же иногда я удивительно хитрож*п! Вот вроде как я и отказался от слова «аранжировщик», которое столь дорого Александру Борисовичу... Но и придумал слово взамен, которое включает в себя гораздо больше, по моему, ставшему совсем уж нескромным, мнению. И еще и на комплимент от АГ нарвался!
Стал бы я писать свой пост в ЖЖ, если бы не придумал этой затравки! Вот осталось только убедить себя, что это слово — моя неимоверная творческая удача, и тогда крантец, совсем зазнаюсь...
Ладно, к делу.
Цитата:
Автор АГ
Никто, подчеркиваю, НИКТО И НИГДЕ В МИРЕ сегодня и уже, как минимум, лет 10 ноты НЕ ПИШЕТ.
Форумчане, однако, давайте не пропустим важную информацию в потоке моих словес: тема писания нот, как мы все видим, полностью закрыта, АГ ее «слил», и теперь нам предоставляется новая парадигма для ведения досужих разговоров — что, мол, никто вообще теперь нот не пишет.
Это ложь. Хельмут Лахенманн пишет, Кайя Саарьяху пишет, Освальдо ГолИхов пишет, Владимир Тарнопольский пишет, Леонид Десятников пишет — они, что, от велений времени отстали? Или у них денег на компьютер нет? Есть у них компьютеры, и они в них как раз нотки пишут, а не палочки двигают. А ведь эти авторы исполняются, записываются классными музыкантами, их оперы ставятся. Я специально привожу имена авторов достаточной сложной, немассовой музыки. Хотя, как сказать...
Вы скажете мне, что в «этом авангарде» драйва нет. Но разве компьютер какое-то отношение к драйву имеет? Да? Интересно, интересно... Ну, послушайте тогда оперу ГолИхова (ударение на втором слоге) «Айнадамар: фонтан слез» (две премии «Грэмми» за 2007 год, в основе сюжета судьба поэта Гарсиа Лорки). Голихов как раз работает на стыке и фолка, и минимализма, и современных композиторских техник (много лет работал аранжировщиком для Кронос-квартета). Он по происхождению из аргентинских евреев, а ныне самый раскрученный Нью-Йоркский композитор, у него и танго встречается, и клезмерский фольклор, и перкуссионисты аутентичные южноамериканские играют. Драйва выше крыши, были бы уши доброжелательные!
Цитата:
Автор АГ
Дима Атовмян, сделавший инструментовку ОДНОГО номера в "Романсе" ("МАНЕВРЫ") на написании нот себе руку "вывернул" впоследствии и не мог ею двигать нормально. По сему - и для него и для всех нас было счастьем появление программ, позволяющих "записывать" в партитуру ноты с инструмента (клавиатуры), с голоса, прямо в программу в виде "черточек", двигать темпы ... и т. д.
Я больше не буду употреблять слово «ложь». Даже раз употребив, чувствую себя неправым. Градский, я уверен, не лжет, он действительно верит, что он все сам, сам, сам...
Программ, позволяющих записывать «черточки» с голоса в природе не существует. Только со специализированного миди-контроллера (клавиатура фортепианного типа — самый распространенный случай). И черточки в секвенсоре двигать — это тоже надо уметь. Ну не Градский же сам их двигал! Я понимаю, если бы у него дома стоял компьютер с пиратским Кубейсом, и он в нем делал наброски, которые потом приносил бы «компьютерному верстальщику»... Но этого не было.
Цитата:
Автор АГ
Тем более, что при росписи партий для артистов оркестра тоже не стало проблем - нажал несколько клавиш в определенной последовательности и не нужна расписка нот - все расписано и бесплатно.
Угу. Ога. Вот до того, как будут нажаты несколько кнопочек, мною сначала тщательно препарировался наш кубейсовский файл, в котором делалась компьютерная версия «Мастера». Все партии, которые игрались в Кубейсе на одной дорожке (одним тембром, например, два кларнета), разносились мной на отдельные дорожки — так потом будет в партитуре и лучше это сделать сразу. Струнные я еще на этапе аранжировки... простите, на этапе толмачества старался писать «как будет в партитуре», но и их приходилось чистить. Все длительности нот на этом этапе квантуются, то есть четверти делаются идеальными четвертями, как бы приблизительно и «драйвово» они не были сыграны в аранжировке. Иначе то, что покажет нотный редактор, будет сущим кошмаром.
На следующем этапе вся информация переносится в нотный редактор (в моем случае Finale), через миди-файл или новый формат MusicXML. Перенос этот — процедура неприятная, очень много неточностей образуется. Поскольку графическое написание музыки очень сильно отличается от исполнения (например, восьмушки стаккато пишутся восьмушками с точечками над нотой, а звучат шестнадцатыми или даже тридцать-вторыми с паузами), здесь начинается муторнейший этап выверения текста. На этом этапе делается расстановка всех штрихов и динамических оттенков, которых в Кубейсе в виде значков просто нет (там изменения громкости и тембра делались компьютерными командами семплерам). В это же время ставятся все нужные удвоения и утроения у духовых (когда две трубы играют одно и то же, в унисон, меняется тембр и сила; в кубейсе в таких случаях обходятся обычно громкостью, так как память компьютера не резиновая, семплы удвоенной трубы в нее могут и не поместиться; о семплерах см. ниже). После всей этой корректуры и заполнения дыр в инструментовке (вот не могу объяснить: смотришь на партитуру, и понимаешь, что она выглядит «неправильно»), после исправления всех ошибок и нахождения самого лучшего способа записи (иногда возможны варианты), верстается нотный текст — располагается по страницам (это чисто издательская операция). Текст еще раз выверяется на ошибки, уже «глазами дирижера», и только после этого изготавливаются партии. Да, партии делаются достаточно быстро (но только из готовой партитуры!), хотя вынесенные в отдельный файл ноты каждого инструмента тоже нужно расположить по страницам грамотно, чтобы не было переворотов листов во время игры.
Вот на эти «несколько нажатий кнопок» у меня ушло несколько месяцев (два с небольшим месяца, но я сидел по 12 часов в день, а то и больше).
Цитата:
Автор АГ
Семплеры ударных - тоже от безысходности - у нас не умеют играть качественно и ровно, не говоря уже о том, что бы чисто записать ударные.
Пропускаю. Вот придут ударники, пусть расскажут, кто что умеет. Или не придут...
Цитата:
Автор АГ
И еще аранжировка... Я - аранжировщик "Мастера", и всех моих сочинений тоже, потому, что именно аранжировщик решает: а) какой стиль, б) какими инструментами в) в каком темпе г) где кульминация, где спад в оркестре д) каков состав инструменталистов в каждом номере и т. д.
Все пункты от а) до д) всегда оговариваются с заказчиком, кто бы он ни был. Певец ли заказчик с чужой музыкой, режиссер ли он с театральным, концертным или кинопроектом, композитор ли самодеятельный... Кто-то заказывает подробнее, кто-то почти ничего не знает о том, чего сам хочет — с такими даже сложнее (стараешься подсказать, какие могут быть варианты, чтобы не нарваться потом на непринятие уже готовой работы). В случае с АГ это не аранжировщик в лице АГ решает, а автор в лице АГ решает. То, что компьютеры дали возможность автору сидеть за спиной «верстальщика» и «подсказывать» — это да. Иногда не только подсказывать, но и полностью управлять — тоже да. «Писателю нот» не сильно-то подскажешь, если не разбираешься в партитурах. А разбираешься, так проще самому сделать. Но я, кажется, и говорил о том, что мое пожелание, чтобы были указаны или два аранжировщика, либо я как соаранжировщик. На композиторство Градского никто и не покушался.
Цитата:
Автор АГ
А работу Димы переоценить невозможно, это он "причесывал" все мои "фантазии", это он делал все голосоведения струнных и гениально "впихивал" мои каноны и подголоски в общую партитуру, которую потом дирижировал Володя Симкин - мы с Симкиным на записи уже все окончательно решали: КАК и что оставить в оркестре, а что выкинуть, так-как наши оркестранты играли "с листа", без репетиций - на "разучивание" никаких денег не наберешь. Без Димы, как и без Вити Глазкова, с которым уже на сведении и мастеринге мы опять чистили оркестр и выбрасывали и выбрасывали, и добавляли и добавляли...
Похвалил меня АГ, да...
«...впихивал мои каноны» — это просто песня. «Я придумал: я здесь хочу канон!», — заявляет Градский, и напевает ТОЛЬКО ВСТУПЛЕНИЯ голосов, где они ему слышатся: «трам-папапам» (в верхнем регистре), «трам-папапам» (в среднем), «трам-папапам» (в нижнем). А что, клёво! Очень даже уместная придумка, я только «за». Но написать канон — это написать продолжение голосов, когда вступивший раньше голос начинает мешать вступившим позже (или наоборот). Вот разрулить эти все голоса, избежеть фальшивых нот и ритмической монотонности и значит написать канон. И канон всегда был частью письменной культуры, а не устной. Нужно мозг Гарри Каспарова иметь, чтобы в уме все комбинации прокрутить, и все равно принадлежать к устной культуре канон от этого не станет. Ну, так кто написал канон — Градский? Щаз! Олег Петухов, вот если бы Вы сказали, что канон говно, уж простите за прямоту, я бы не стал спорить. Честно. Расстроился бы — да, очень, поплакал бы недельку или две, маме бы пожаловался, но спорить не стал. В нашем же случае я просто возвращаю свое. В учебном курсе полифонии я и все мои однокурсники эти каноны десятками обязаны были писать, всех возможных типов, и ничего непостижимого здесь нет — это вполне технологичный навык.

«Добавляли и выбрасывали» — здесь это не про сочинение, а про струнные, которые писались с 15 или 20 микрофонов да в несколько дублей наложением. Я ведь и партитуру могу открыть и сверить, что там без меня добавили (кроме оговоренных заранее живых гитар, соло сакса и губной гармошки). А ничего. И убрали по громкости только «дерево», ибо «все играют фальшиво».

Далее по тексту АГ про певцов, про деньги и прочее — это я комментировать не буду. Не мое дело.


Про семплеры. В чем еще страшная опасность компьютерной оркестровки. Дело в том, что семплеры (от англ. sample — образец, в данном случае, образец звука) используют живые звуки инструментов, когда-то записанные в студии хорошими музыкантами через хорошие микрофоны и поставленные компьютером в зависимость от нажатия клавиш. Когда используешь семпл, то, играя, повторяешь звук, когда-то бывший живым — поэтому есть некая относительная реалистичность звучания семплеров.
Но есть и неприятное следствие. У каждого музыкального инструмента есть в арсенале десятки разнообразных штрихов и способов игры. Скрипач, например, может добавлять и убирать вибрацию уже после начала звука, может плавно переносить смычок ближе или дальше от подставки, меняя тембр. Записать все эти «образцы» (и тем самым подготовить к использованию в семплерах) абсолютно не представляется возможным. Размер этой библиотеки стал бы просто чудовищным, и никакая батарея компьютеров такую библиотеку не потянула бы. Да и пользователь семплера вынужден был бы тратить страшное количество времени на всего лишь поиск нужного штриха.
Выход, разумеется, в разумном ограничении. Скрипки в моем семплере представлены пятью или шестью способами звукоизвлечения. А все остальные надо допредставлять в голове.
Что происходит с человеком, партитуры писать непривыкшим и/или необученным. Такой человек неизбежно начинает ориентироваться на звук семплера. И вот хочется, например, такому семплерщику стаккато тромбонов в своей пьесе, придумал он так. Пробует — а не то. Слишком жесткое, агрессивное стаккато в семплере, так записали на фабрике, а хочется мягкого, настороженного. Крутит такой музыкант ручки, громкостью пытается подправить — все не то. (Кстати, то еще жульничество! Все великие умели добиваться хорошего баланса инструментов в оркестре без всяких ручек громкости. И наступление компьютерной эпохи никак не является оправданием этому жульничеству.) Не звучит, хоть ты, автор, об стену убейся.
В таких случаях автор-семплерщик часто (и почти всегда, увы, незаметно для себя, без должной рефлексии) отказывается от первоначальной, возможно, гениальной задумки использовать стаккато тромбонов. И придумывает что-то еще.
Это ерунда, думаете? Нет, это начало смерти автора — ни много, ни мало. Компьютер НАЧАЛ диктовать автору, что тот может, и что не может. Несколько лет такой работы — и человек как оркестровый мастер дисквалифицируется. Он уже не знает настоящей флейты, у него есть в голове только «правильные» семплы самой правильной флейты, всегда чисто строящие и всегда играющие вовремя. Да и какая мощь у флейты: слайдер громкости подвинул, и вот она уже три тромбона, играющих в унисон, перекрывает. Чудо, а не флейта! Честное слово, довольно часто слышно из зала, что партитура делалась «на семплерах». Но «лечить» такого автора обычно бесполезно: он передовой человек, использующий самые современные технологии.
К чему это я все? Да так. Не знаю, само как-то написалось.

Будет продолжение, я еще не все сказал. «В зоопарке тиграм не докладывают мяса!..» (©)

Отредактировано Mimonot : 21-10-2009 at 19:41.
Mimonot оффлайн   Ответить с цитированием