Цитата:
Автор Alexander
Но уж во всяком случае, в 20-м веке поменялся тип композитора, который сам оркеструет/аранжирует свои произведения, верно?
|
Нет, не так или не совсем так. Опять же, есть композиторы, и есть композиторы. Разделю их теперь также, как науку делят — по поставленным задачам. Есть фундаментальные композиторы, а есть прикладные. Фундаментальным композитором был, например, Моцарт. Моцарт никого не изображал, и никому не пытался соответствовать (в смысле «быть не хуже»). Он сам ставил себе задачи по инструментовке, по построению крупной формы, по мелодизму и полифонии, и сам их решал. До того, как он поставил эти задачи, самих этих задач и не было. То же самое с Бахом, Бетховеном, Шуманом, Берлиозом...
А есть «прикладники». Их еще называют «музыкальные оформители», «музыкальные дизайнеры». Их задача не изобрести новое, а вписаться в проекты других жанров (театр, кино) и дополнить их до целого, используя уже имеющийся багаж композиторских достижений. Те из прикладников, у кого с головой и самооценкой все в порядке, как правило и не претендуют на лавры фундаментальщиков. И поскольку труд их вторичен (по определению вторичен), то и вторичные инструменты (вроде семплеров) картину не испортят.
Цитата:
Автор Alexander
Шопен (...)
|
Шопен как раз был беспомощным оркестратором, но он и не писал для оркестра. Два концерта для фортепиано с оркестром (оркестрованных самостоятельно, разумеется, но оркестровая часть этих концертов не выходит за рамки аккомпанемента для фортепиано; Шопен ничего не изобрел в оркестре), и все. Шопен, пожалуй, единственный из крупнейших композиторов, отметившийся только в одной области (фортепианной музыки) и нигде больше.
Цитата:
Автор Alexander
ну чья вина, если бюджет фильма не предполагает оркестр?
|
Вина попильщиков и откатчиков. Минимум 10% любого фильма уходит на откаты, и это в самом лучшем случае. (Знаю пример, когда тендер на фильм выиграла кинокомпания, согласившаяся снять фильм за 50% бюджета. Это означает, что вторые 50% были проведены по сметам, обналичены и «вёрнуты взад» заказчикам.) Вот этого отката вполне хватило бы на оркестр.
Что, кстати, мешает обойтись ансамблем небольшим? Пафос не тот? Фильм «Москва» с музыкой Десятникова — там человек 10 всего играет.
Цитата:
Автор Alexander
Есть ведь там кудесники, учитывая их гонорары... так сделают -не отличишь, о чём свидетельствуют, например, всякие демки к "Венским оркестрам" и "Иствестам"
|
Отличишь, если сравнивать, не жульничая. «Vienna Symphonic Orchestra» звучит, конечно, получше остальных электронных оркестров, изображая классику. Пока рядом живую запись не поставишь (того же сочинения), можно обманываться. А в East/West'е жульничество наглейшее при изготовлении демок. Мало того, что они очень специфический род музыки берут (голливудщину), так еще и барабанами перекрывают все мощными (все та же голливудщина).
Надо бы еще осторожно заметить, что и сам симфонический оркестр уже немного мертв. Мертв — в том смысле, что основные тембровые композиторские поиски (я, конечно же, про «авангард», а не про попсу) сместились к концу XX века в сторону большого ансамбля солистов. Само мышление в рамках «баланса оркестровых групп» уже исчерпало себя, там ничего не изобретешь.