Обсуждение: Cinemateka
Просмотреть только это сообщение
Старые 09-11-2009, 23:17   #1028
Эрик
Loathsome gargoyle!
 
Аватар пользователя Эрик
 
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
Кинопремьера: "ЦАРЬ"

ОЧЕНЬ ПРИЯТНО - ЦАРЬ, или НАРОД БЕЗМОЛВСТВУЕТ

Признаюсь сразу: триумф в 2006 году фильма Павла Лунгина "Остров" привел меня в замешательство и недоумение. Ну никак, никак я не мог поверить, что далеко не лучший советский сценарист, переквалифицировавшийся в режиссеры, создатель амбициозных и профанационных картин "Луна-парк", "Свадьба" и "Олигарх", а также совершенно несусветного телесериала "Дело о "мертвых душах" вдруг резко стал мастером и чуть ли не живым классиком, достойным всех мыслимых и немыслимых наград. При этом религиозная тематика "Острова" не позволяла мне, убежденному агностику и антиклерикалу, адекватно оценить достоинства фильма. Но теперь уж, как говорится, сам бог велел мне пойти и составить свое мнение о новом громком проекте Лунгина - историко-биографической драме "Царь".

Инок и царь
Сюжетную основу фильма составляют взаимоотношения царя Ивана Грозного (Петр Мамонов) и митрополита Филиппа (Олег Янковский), призванного им возглавить русскую церковь в годину лихолетья. Грозный царь надеялся получить от нового митрополита поддержку и благословение своей жестокой политики кровавых репрессий, в которой он видел единственное спасение от предателей и заговорщиков, которые мерещились государю-параноику на каждом шагу. Однако владыка Филипп с самого начала отказывается благославлять топор и дыбу и выступает против тотального террора, развернутого царскими опричниками. Убедившись в невозможности остановить беззакония беседами с царем и просьбами о помиловании опальных, митрополит Филипп вступает в открытую конфронтацию с полубезумным тираном... Ничего не скажешь - два очень разных и по внешности, и по психофизике актера, очень разными путями пришедшие на стезю лицедейства, составляют яркий и уникальный дуэт. Игра Петра Мамонова в роли царя Ивана завораживает каким-то языческим шаманством, не поддающимся критической оценке. А Олег Янковский, уже заглянувший в глаза Смерти, наоборот, выстраивает образ целиком на внутренних ощущениях при полном минимализме внешних выразительных средств, не повышая голоса даже в кульминационной сцене обличения государя. Оба актера достойны самых высоких оценок своих работ - но, как это часто бывает у Лунгина, это не относится к фильму в целом.

Что хотел сказать поэт?
Можете вздергивать меня на дыбу - но я остаюсь при своем мнении: Лунгин - профанатор киноискусства. И всё происходящее на экране с самого начала вызывает стойкое недоумение. Нет, конечно, известно, что в 50 лет Иван Грозный выглядел стариком - но что-то я сильно сомневаюсь, что так было уже в 35 лет. А ведь именно столько было царю Ивану в 1765 году, когда начинается действие фильма... И как можно называть Филиппа другом детства Ивана Грозного, если на момент рождения будущего царя будущему митрополиту было уже 23 года? Ничего, кроме недоумения, не вызвал и явно претендующий на символику образ "блаженной" девочки Маши (Анастасия Донцова). Поначалу она кажется "приветом" "Андрею Рублеву" Тарковского, а потом вдруг оказывается, что она и говорить умеет, и всё соображает! В чем же тогда ее "блаженность"? В том, что она верит в силу иконы? Так тогда у нас добрую половину населения надо записывать в блаженные... А царский шут Вассиан (отец Иоанн Охлобыстин) и немецкий инженер Генрих Штаден (Вилле Хаапасало) своей откровенной карикатурностью вызывают уже не недоумение, а раздражение. И очень обидно за действительно интересные заявки образов Малюты Скуратова (Юрий Кузнецов) и Алексея Басманова (Александр Домогаров), так и не получивших достойного развития. Да и тягучая режиссура Лунгина притупляет восприятие и к невразумительному финалу уже просто вгоняет в сон... Но это всё, в конце концов, не главное. А главное - о чем фильм? О том, что Иван Грозный был тираном? Так это мы и так знаем. А те, кто более-менее интересуется историей, знают и то, что в сравнении с воистину кровавыми тиранами, которые в те же времена правили и в Европе, и в Азии, наш Иван Васильевич сразу теряет весь усиленно нагнетаемый имидж массового убийцы... Если же речь о противостоянии духовной и светской власти, так это сейчас, в эпоху расцвета самого махрового клерикализма на государственном уровне, крайне неактуально.

Однако профанация нынче в моде - и я уже не удивлюсь, если клерикалы от кино объявят "Царя" великим произведением искусства и начнут осыпать его незаслуженными призами... И народ, как ему и положено, опять будет безмолвствовать.


Интересные факты

Рабочее название фильма было "Иван Грозный и митрополит Филипп".

Съемки проходили в городе Суздале.

Для фильма были выстроены масштабные декорации опричного дворца. По окончании съемок разразился скандал: выяснилось, что никто не собирается брать на себя затраты по демонтажу декораций.

Заглавная роль была специально предназначена для Петра Мамонова: Павел Лунгин увидел в нем Ивана Грозного еще на съемках фильма "Остров".

Другие знаменитые исполнители роли Ивана Грозного в кино: Конрад Фейдт ("Кабинет восковых фигур", 1924), Леонид Леонидов ("Крылья холопа", 1924), Николай Черкасов ("Иван Грозный", 1944, и "Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор", 1945), Юрий Яковлев ("Иван Васильевич меняет профессию", 1973), Олег Борисов ("Князь Серебряный", 1991), Кахи Кавсадзе ("Царь Иван Грозный", 1991), Алексей Жарков ("Кремлевские тайны XVI века", 1991), Евгений Евстигнеев ("Ермак", 1996).
Эрик оффлайн   Ответить с цитированием