Саша, существует столько толкований романа, что углубляться в эту область не имеет, по-моему, никакого смысла. Лучше продолжать придерживаться музыкальной направленности форума и оценивать убедительность той или иной авторской (композиторской) трактовки, исходя именно из музыкального материала. Тем более, не правомерно, на мой взгляд, говорить, что ни у Бортко, ни у Градского нет и в помине некоего определенного понимания романа, учитывая, что эти авторы, на мой взгляд, как раз сознательно самоустранились от любого толкования "МиМ", дабы не вставать посредниками между Булгаковым и зрителем (слушателем). И такая позиция вполне понятна, хотя и вызывает реакцию, типа: лучше книжку перечитать - но ведь так можно сказать практически о любой музыкальной версиии любого известного литературного произведения. Что касается высказывания Бродского, то оно хлесткое, но не больше. Думаю, это чересчур поверхностный взгляд на столь неоднозначное произведение. Насчет Кураева - его чисто инквизиторский подход к роману меня просто пугает.
