Просмотреть только это сообщение
Старые 17-11-2009, 00:55   #78
Alexander
 
На форуме с: Jan 2005
Сообщений: 3,873
Re: Александр Градский. Юбилей и опера

[quote=Mimonot]У
Цитата:
Рыбникова есть хороший материал в Юноне — все молитвенные темы, танец матросов, вступительное басовое соло (я не про шлягеры). Но Рыбников — песенник-киношник (больше песенник), возомнивший себя композитором крупной формы. Именно возомнивший, потому что если бы знал хорошо, как опера устроена, то не взял бы за основу поэму Вознесенского: потому что драмы там нет — нет такого, что персонаж(и) был(и) в одном состоянии, потом что-то начало случаться, случилось, и он(и) стал(и) другими. Даже формального действия там нет: приплыл, влюбились, уплыл, 20 лет ждала, алилуйя любви
.

Это всё верно, но в защиту Рыбникова должен сказать вот что. Идея с поэмой "Авось" и превращением её в оперу была инициативой не Рыбникова, а именно Захарова. Рыбников сначала хотел "Слово о полку Игореве", обратились к Вознесенскому, чтоб стихи сочинил, а тот им предложил свою поэму. И Захаров сказал Рыбникову: давай. И тут, конечно, первую скрипку Захаров играл, потому что это его был театр и идея, и откажись Рыбников - ничего бы и не было. Тут театр всегда банкует - хотим вот ЭТО, и всё. Другое дело, что они спектакль сделали, на котором аншлаги до сих пор, но речь не об этом. Так что у Рыбникова выбор был такой: или за это браться, или вообще уходить.
И он написал первую версию, которая называлась "Авось". А Захаров её забраковал, сказал, что ему шлягеры нужны. И был прав вообще-то, потому что "Ленком" - это не ГАБДТ. Ну, это известная история.
То, что они называют это "оперой" - вопрос сугубо формальный. У них шли "Королевские игры" Ш. Каллоша, названные "оперой для драматического театра". Я их смотрел, и всё ждал, когда же петь начнут... опера ведь... а это был спектакль, где всё время говорят (стихами) и немножко кое-где поют.

Цитата:
Только Марку Захарову удалось «поставить» это отсутствие действия — с танцем матросов на 6 минут, с хороводами бессмысленными, с рвущим жилы от начала и до конца Караченцовым.

Да, Захарову удалось. Один раз такое может получиться. Он потому, видимо, и не рвался повторять этот опыт, что понимал, что второй раз так не выстрелит. Думаю, когда он за это брался, он не очень понимал, что получится, это был эксперимент чистой воды. Но я уже неоднократно писал, что "Юнона и авось" - это в первую очередь творение Марка Захарова как главного идеолога, а уж потом - Рыбникова и Вознесенского.
Кстати, недавно попалась мне на глаза поэма "Авось". Я там нашёл буквально два четверостишия, вошедших в спектакль, всё остальное не имеет никакого отношения...
__________________
"Хуже порчи и лишая мыслей западных зараза;
пой, гармошка, заглушая саксофон - исчадье джаза!"
Alexander оффлайн   Ответить с цитированием