Просмотреть только это сообщение
Старые 21-11-2009, 13:32   #1146
Эрик
Loathsome gargoyle!
 
Аватар пользователя Эрик
 
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
Четверг, 26 ноября

3.10
- телеканал Петербург

ПРИЗРАК "РАЯ" (Phantom of the Paradise)

США. 1974. 92 минуты. Цветной.

Язык оригинала: Английский.

Иронический хоррор-рок-мюзикл - вольный римейк фильма Артура Любина "Призрак Оперы" (1943), снятого по мотивам классического одноименного романа Гастона Леру.

Музыка заставила его сделать это!

Он был изуродован и изувечен, избит, ограблен и искалечен. Но никто не может отвратить его от женщины, которую он любит.

Наиболее успешная хоррор-фантазия нашего времени.

Он продал свою душу за рок-н-ролл.


Молодой композитор Уинслоу Лич обвинен в краже своего собственного музыкального произведения, брошен в тюрьму и оклеветан бессовестным продюсером Своном, который продал душу дьяволу в обмен на бессмертие и успех. Свон превращает музыку Уинслоу в рок-оперу, которая сводит композитора с ума. Ему удается выбраться из тюрьмы. Теперь Уинслоу становится Призраком и пытается вырвать из когтей Свона молодую певицу Феникс...

Пародийная глэм-рок-версия "Призрака Оперы" от классика саспенса Брайана Де Пальмы.

Заявленный бюджет фильма - $1,300,000.

Производство - "Прессман Уильямс".
Заказчик - "Харбор Продакшнс".
Дистрибьютор - кинокорпорация "Двадцатый век Фокс".
Права - "Харбор Продакшнс Инк.".

Натурные съемки - поместье Грейстоун-Парк и особняк Грейстоун-Мэншн (Беверли-Хиллс, штат Калифорния, США) и театр "Мажестик" (Даллас, штат Техас, США).
Павильонные съемки - студия "Метро-Голдвин-Майер" (Калвер-сити, штат Калифорния, США).

Специальные съемки для эпизоды свадьбы - Роберт Эльфстром и Джеймс Синьорелли.
Специальные эффекты - Грег Ауэр.
Грим - Рольф Миллер.
Дизайн грима - Джон Чемберс.

Костюмы - Розанна Нортон.
Художник - Джек Фиск.
Оператор - Ларри Пайзер.
Монтаж - Пол Хирш.

Музыка и стихи - Пол Уильямс.

Композиция "Жизнь наконец (Life at Last)": исполнение - Рэй Кеннеди.

Дополнительная музыка: композитор и дирижер - Джордж Элиссон Типтон.
Музыкальный продюсер - Пол Уильямс.
Музыкальные супервайзеры - Майкл Аркиага и Джулс Чайкин.
Хореограф - Гарольд Облонг.
Хореограф свадьбы - Уильям Шепард.

Исполнительный продюсер - Густав Берни.
Продюсер - Эдвард Ар Прессман.

Сценарист и режиссер - Брайан Де Пальма.

В главных pолях: Пол Уильямс в роли Свона и Уильям Финли в роли Уинслоу/Призрака.

В ролях: Арчи Хан, Джеффри Команор и Гарольд Облонг в ролях групп "Джусифрутс", "Бич Бамс" и "Андедс", Джордж Меммоли в роли Филбина, Джеррит Грэм в роли Бифа и впервые на экране Джессика Харпер в роли Феникс.

Озвучание (без указания в титрах): Род Сеpлинг (вступительное слово), Пол Уильямс (Уинслоу Лич - вокал), Рэй Кеннеди (Биф - вокал).


Награды

Гран-при на МКФ фантастики, пpиключений и хоppоpа в Авориазе (Фpанция).


Номинации

Номинация на премию "Оскар" (США) за песенную музыку (Пол Уильямс и Джордж Элиссон Типтон - уступили Нельсону Риддлу за фильм "Великий Гэтсби").

Номинация на премию "Золотой глобус" (США) за музыку (Пол Уильямс - уступил Фредерику Лоу и Алану Джею Лернеру за фильм "Маленький принц").

Номинация на премию "Золотой свиток" (США) за лучший фильм в жанре хоррор (уступил фильму Мела Брукса "Молодой Франкенштейн").

Номинация на премию "Хьюго" (международная) за драматическое представление (уступил фильму Мела Брукса "Молодой Франкенштейн").

Номинация на премию Гильдии сценаристов Америки (США) за оригинальный сценарий комедии (Брайан Де Пальма - уступил Мелу Бруксу, Норману Штейнбергу, Эндрю Бергману, Ричарду Прайору и Алану Агеру за фильм "Сверкающие седла").


Актер и режиссер

Роль Уинслоу Лича Брайан Де Пальма написал специально в расчете на своего приятеля, актера Уильяма Финли.

Режиссер Брайан Де Пальма и актер Уильям Финли знакомы с ранней юности - они вместе учились в нью-йоркском колледже Сары Лоуренс.

Кинодебют Уильяма Финли состоялся в третьей короткометражке Брайана Де Пальмы "Пробуждение Уотона" (1962), в которой актер сыграл главную роль. Интересно, что в этой короткометражке имела место отсылка к знаменитому фильму Руперта Джулиана "Призрак Оперы" (1925), первой официальной экранизации классического романа Гастона Леру.

В конце 1960-х - начале 1970-х годов Финли еще несколько раз снимался у Де Пальмы, но всегда в ролях второго плана. Режиссер хотел дать своему приятелю, которого всегда считал очень талантливым и универсальным актером, главную роль, но никак не мог придумать или подобрать главного героя, подходящего под незаурядную фактуру почти двухметрового и склонного к эксцентрике артиста. В конце концов, взявшись за осовремененную рок-адаптацию романа Гастона Леру "Призрак Оперы", Брайан Де Пальма решил, что роль Призрака - это как раз то, что нужно.

Всего Уильям Финли снялся в 9 фильмах Брайана Де Пальмы: "Пробуждение Уотона" (1962), "Убийство а-ля Мод" (1967, вып. 1968), "Свадебная вечеринка" (1963, вып. 1969, поставлен совместно с Уилфордом Личем и Синтией Мунро), "Дионис" (1970, поставлен совместно с Ричардом Шехнером), "Сестры" (1973), "Призрак "Рая" (1974), "Ярость" (1978), "Одежда для убийцы" (1980) и "Черная Орхидея" (2006).


Интересные факты

Несмотря на то что роль Уинслоу Лича была написана специально для Уильяма Финли, студийные продюсеры, руководившие кастингом, первоначально отклонили его кандидатуру. Продюсеры хотели, чтобы роль Уинслоу исполнил Пол Уильямс, Свона - Джеррит Грэм, а Бифа - Питер Бойл.

Однако Пол Уильямс наотрез отказался играть Уинслоу - и тому было две главные причины. Во-первых, Уильямс считал, что с его небезупречными физическими данными и ростом всего в 1 м 57 см он просто не подходит для этой роли, так как не справится со всеми необходимыми нагрузками, да и выглядеть будет скорее смешно, чем угрожающе. А во-вторых, будучи профессиональным композитором и автором песен, Пол Уильямс опасался, что исполнение им роли Уинслоу может быть расценено как своеобразное послание, направленное против индустрии звукозаписи.

Между тем выяснилось, что Питер Бойл в данное время уже занят в другом проекте, и продюсеры отдали роль Бифа Джерриту Грэму, роль Свона - Полу Уильямсу, а роль Уинслоу в конце концов получил Уильям Финли.

В качестве кандидата на роль Свона также рассматривался Джон Войт.

Картотека студии "Смерть Рекордс" включает в себя досье на рок-звезду Элиса Купера, продюсера Дэвида Джиффена, актрису Бетт Мидлер, актера, телепродюсера и телеведущего Дика Кларка и актеров Питера Фонду и Криса Кристофферсона.

Идею привнести в костюм и маску Призрака птичьи мотивы предложил исполнитель этой роли Уильям Финли.

Пресс, который по сюжету фильма наносит увечье Уинслоу Личу, был самый настоящий - литьевой пресс завода компании "Айдиэл Той Ко.". Перед началом съемок эпизода с прессом актер Уильям Финли, которому надлежало засунуть свою голову в машину, очень волновался по поводу того, будет ли это безопасно. Вся съемочная группа во главе с командой техников долго уверяла актера, что его безопасность гарантирована: вместо твердых литейных форм машина была оснащена специальными подушками из пенорезины, а в центр пресса были вставлены специальные подставки, которые не позволяли ему сомкнуться до конца. Убедившись в своей безопасности, актер согласился приступить к работе, и съемки начались. Тут-то и выяснилось, что техники, обеспечивавшие безопасность пресса, сильно его недооценили: машина оказалась достаточно мощной, чтобы сокрушить вставленные подставки. Только благодаря мгновенной реакции Уильяма Финли, а также тому, что пресс смыкался не очень быстро, актеру удалось в последний момент извлечь из машины свою голову и избежать гибели. Так что крик Уильяма Финли в этом эпизоде - не актерская игра, а вполне естественная реакция.

Когда продюсер Свон восстанавливает голос Уинслоу Лича, звучит вокал не Уильяма Финли, игравшего Уинслоу, а Пола Уильямса, игравшего Свона. Таким образом, возникает забавный момент: оценивая этот голос как "совершенство", Уильямс фактически хвалит самого себя!

"Электронная комната", в которой Уинслоу сочинает свою кантату и где Свон восстанавливает его голос, - это не декорация, а самая настоящая студия звукозаписи под названием "Рекорд Плант".

Клавишный инструмент, на котором играет Уинслоу (включая расположенные полукругом огромные деревянные панели и щиты, покрытые всевозможными кнопками и ручками), - это гигантский электронный синтезатор, известный как TONTO (аббревиатура от The Original New Timbral Orchestra - "оригинальный новый тембральный оркестр"). Это первый в мире мультитембральный полифонический аналоговый синтезатор, разработанный и созданный Малкольмом Сесилом, одним из пионеров электронной музыки начала 70-х годов прошлого века. Вместе с Робертом Маргулеффом они составляли легендарный дуэт "Тонтос Эксплэндинг Хед Бэнд", чье творчество оказало огромное влияние на развитие эстрадной музыки. Синтезатор TONTO звучит на двух альбомах дуэта "Тонтос Эксплэндинг Хед Бэнд", а также в альбомах многих других звезд 1970-х - 1980-х годов. Этот инструмент существует и исправно работает до сих пор - в настоящее время он размещается в специально выстроенной студии в провинциальных областях штата Нью-Йорк неподалеку от Вудстока.

"В роли" "Рая", нового грандиозного рок-дворца Свона, выступил театр "Мажестик" в Далласе (штат Техас, США), расположенный по адресу улица Вязов, 1925.

Массовку для эпизода представления рок-оперы "Фауст" в "Раю" набрали из жителей Далласа, откликнувшихся на открытое объявление.

Во время съемок эпизода зонга "Жизнь наконец (Life at Last)" Джеррит Грэм был настолько сильно болен, что едва держался на ногах.

Помощницей декоратора фильма была Сисси Спейсек - на тот момент уже довольно известная актриса, сыгравшая ряд заметных ролей в кино и на ТВ, в том числе Холли Сэргис в легендарном фильме Терренса Малика "Пустоши" (1973). Актриса взялась за эту работу просто чтобы поработать вместе со своим бойфрендом Джеком Фиском, который был художником-постановщиком фильма.

Впоследствии Сисси Спейсек сыграла заглавную роль в фильме Брайана Де Пальмы "Кэрри" (1976), принесшего ей огромный успех и первую номинацию на премию "Оскар".

В американском прокате фильм с треском провалился. Единственным местом в Северной Америке, где фильм имел кассовый успех, был город Виннипег (провинция Манитоба, Канада) - канадская столица рок-н-ролла, в которой картина шла непрерывно в течение более чем 4-х месяцев, а отдельные показы продолжались еще более года.

Кроме того, в одном только Виннипеге было продано 20.000 компакт-дисков с оригинальным саундтреком фильма, чего было достаточно, чтобы альбом завоевал золотой статус на территории Канады.

Реакция кинокритиков на фильм была крайне противоречива. Большинство критиков разругали картину, упрекая ее в чрезмерной эксцентричности и безвкусице. Вместе с тем фильм был воспринят на ура на самом престижном из жанровых кинофестивалей - МКФ фантастики, приключений и хоррора в Авориазе (Франция), где картина получила Гран-при. Кроме того, определенный успех снискал саундтрек фильма - песенная музыка Пола Уильямса была номинирована на престижнейшие кинопремии "Оскар" и "Золотой глобус". Впоследствии отношение критики к фильму было пересмотрено, и сейчас "Призрак "Рая" считается признанной киноклассикой жанров хоррора и киномюзикла.

В конце 80-х годов прошлого века Брайан Де Пальма предпринимал попытки создать сценический мюзикл на основе фильма, однако ни один бродвейский продюсер не взялся поднимать проект, основанный на провальном кино.

В 90-е годы прошлого века была создана IMAX-версия фильма, с успехом показанная в IMAX-кинотеатрах.

В 2006 году поклонниками был организован фестиваль под названием "Призракпалуза", на котором фильм демонстрировался одновременно с концертом Пола Уильямса и выступлениями оригинального состава актеров.


Интересные изменения и сокращения

Первоначально режиссер Брайан Де Пальма хотел назвать свой фильм просто "Призрак" (The Phantom), однако синдикат "Кинг Фичерс", производящий популярные комиксы "Фантом" (The Phantom), потребовал, чтобы у фильма было более длинное название.

Первоначально студия звукозаписи продюсера Свона называлась "Лебединая песня" (Swan Song) - таким образом, название обыгрывало фамилию владельца (Swan). Был разработан оригинальный логотип, который был изображен на трибуне в эпизоде пресс-конференции в аэропорту и появлялся еще в нескольких эпизодах фильма. Однако незадолго до выпуска фильма реальная студия звукозаписи "Лебединая песня" ("Свон Сонг"), основанная легендарной группой "Лед Зеппелин", выдвинула судебный иск - и хотя продюсеры картины были уверены, что они выиграют дело, так как словосочетание "лебединая песня" было широко известно до того, как стало лейблом, было решено сменить название, чтобы быстрее закончить фильм, а не дожидаться окончания судебного процесса. В результате название студии Свона было заменено на "Смерть Рекордс" (Death Records), и был разработан новый логотип в виде мертвой птицы. Поскольку фильм был уже отснят, все реплики, в которых звучало название студии, были переозвучены, а все логотипы студии, появляющиеся в кадре, были заменены при помощи оптического наложения. Если приглядеться, в некоторых кадрах (например в том самом эпизоде пресс-конференции в аэропорту) это можно заметить.

Первоначально эпизод, в котором Уинслоу Лич попадает в печатный пресс, был несколько длиннее: мы могли видеть, как Уинслоу высвобождается из пресса с уже изуродованным лицом, а затем следовал момент, в котором Уинслоу убивал копа, который успевал выстрелить ему в ногу. Версия фильма с таким вариантом этого эпизода была представлена на предварительных показах, однако впоследствии эпизод был сокращен, так как было решено, что будет лучше, если изуродованное лицо Уинслоу будет показано только в самом конце картины.


Интересные цитаты, реминисценции и совпадения

Несмотря на странное отсутствие в титрах каких-либо упоминаний об этом, фильм безусловно является вариацией на тему классического романа Гастона Леру "Призрак Оперы", а точнее - вольным римейком его второй классической экранизации, одноименного фильма Артура Любина 1943 года.

Главное отличие сюжета фильма Любина от сюжета романа Леру - личность самого Призрака. В оригинальном романе Призрак - уродливый от рождения гений музыки, живущий в подземельях Парижской Оперы и прячущий лицо за маской. В фильме Призрак - изначально обычный человек, талантливый композитор, изуродованный в процессе попытки помешать украсть его музыку.

Кроме того, фильм содержит мотивы, взятые из трагедии Йоганна Вольфганга Гёте "Фауст".

Помимо этих двух основных сюжетообразующих мотивов, фильм содержит реминисценции к таким классическим произведениям хоррор-литературы, как роман Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей", повесть Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" и рассказ Эдгара По "Бочонок амонтильядо".

В фильме многократно обыгрывается тема птиц: начало с изображением птицы, имя Феникс (мифическая птица Феникс), фамилия Свон (Swan (англ.) - лебедь), скульптура птицы на крыше, птицеподобные костюм и маска Призрака, платье Феникс после ее первого выступления, перьевой жакет Феникс, птичий хвост Бифа во время его сольного номера и, конечно, логотип студии "Смерть Рекордс".

В этом преобладании птичьей тематики можно усмотреть дань уважения Брайана Де Пальмы к своему кумиру и творческому учителю Альфреду Хичкоку и одному из его самых знаменитых фильмов - "Птицы" (1963).

Начало фильма - вращающееся изображение мертвой птицы - это отсылка к классическому триллеру Альфреда Хичкока "Головокружение" (1958).

Имя Уинслоу Лича - это отсылка к имени знаменитого режиссера Уилфорда Лича (1929 - 1988), лауреата двух премий "Тони" за режиссуру бродвейских мюзиклов "Пираты Пензэнса" (1981) и "Тайна Эдвина Друда" (1985), который вел уроки кино и театра в колледже Сары Лоуренс, где учились Брайан Де Пальма и Уильям Финли.

Имя главного прихвостня злодея Свона - Филбин - это отсылка к имени Мэри Филбин, исполнительницы роли Кристин Даэ в фильме Руперта Джулиана "Призрак Оперы" (1925), первой официальной экранизации классического романа Гастона Леру.

Кадры с несколькими женщинами, лежащими на круглой постели, напоминают промо-кадр комедийного триллера Расса Майера "За пределами Долины Кукол" (1970).

Эпизод, в котором Уинслоу Лич в тюрьме получает дурные вести, поставлен как отсылка к аналогичному эпизоду в фильме Франуса Трюффо "Такая красотка, как я" ("Красавица, как и я") (1972).

Эпизод с часовой бомбой в багажнике автомобиля - это отсылка к знаменитому началу фильма Орсона Уэллса "Прикосновение зла" (1958).

Фамилия одного из журналистов в эпизоде пресс-конференции в аэропорту - мистер Пайзер - это отсылка к фамилии оператора-постановщика фильма Ларри Пайзера.

Эпизод нападения Призрака на Бифа в душе - пародия на знаменитый эпизод убийства в душе из классического хоррора Альфреда Хичкока "Психоз" (1960).

Декорации рок-оперы "Фауст" - это отсылка к легендарному экспрессионисткому фильму Роберта Вине "Кабинет доктора Калигари" (1919).

После концерта, сделавшего Феникс звездой, на ее зеркале появляется журнал с заголовком: "Я - безумный фанат арфиста" (I'm a Harper's Freak). В этом заголовке - отсылка к фамилии Джессики Харпер (Harper), исполнительницы роли Феникс.

Эпизод убийства - это цитата из классического политического триллера Джона Франкенхаймера "Маньчжурский кандидат" (1962).

Впоследствии исполнитель роли Призрака Уильям Финли снялся в хорроре "Ночные кошмары Тоба Хупера" (1993) вместе с Робертом Энглундом - исполнителем роли Призрака в фильме Дуайта Эйч Литтла "Призрак Оперы" (1989), еще одной вольной киноадаптации романа Гастона Леру.

Отредактировано Эрик : 02-12-2009 at 11:10.
Эрик оффлайн   Ответить с цитированием