Обсуждение: Cinemateka
Просмотреть только это сообщение
Старые 08-12-2009, 11:57   #1052
Эрик
Loathsome gargoyle!
 
Аватар пользователя Эрик
 
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
Кинопремьера: "ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ"

Я У БАБУШКИ ЖИВУ, или ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ - ГРУСТНЫЙ ПРАЗДНИК

Признаюсь сразу: я не читаю модных книг. Ну воротит меня от всего, вокруг чего поднимается нездоровый ажиотаж! И моя попытка сделать исключение только подтвердила правило - прочитанный несколько лет назад роман модного Пауло Коэльо оказался набором банальных истин, которые мне как-то удалось усвоить самому еще в юности. Поэтому мне и удалось дожить до выхода психодрамы Сергея Снежкина "Похороните меня за плинтусом", не прочитав литературный оригинал - одноименную автобиографическую повесть Павла Санаева. И я этому только рад - всегда предпочитал сначала посмотреть чью-то интерпретацию незнакомой книги, а потом уже читать оригинал!

Тяжело и неказисто
детство внука народного артиста

Итак, маленький Внук (Александр Дробитько) живет у родителей своей мамы. Мир забитого и болезненного мальчика сузился до размеров квартиры, в которой царит властная и истеричная Бабушка (Светлана Крючкова), перечить которой не решается даже Дедушка (Алексей Петренко) - между прочим, народный артист СССР. Наступает 28 января 1983 года - день день рожденья Внука. Но никаких торжеств не предвидится - Бабушка утверждает, что дни рожденья бывают только у здоровых детей. А мальчик вовсе и не ждет торта или подарков - для него день рожденья важен одним: его должна навестить Мама (Мария Шукшина). Но Бабушка с Дедушкой давно прокляли свою дочь, которую считают потаскухой, и не желают видеть ни ее, ни тем более ее нынешнего сожителя - бедного художника Толика (Константин Воробьев). Мальчику остаются только ненавистные тертые яблоки, таблетки и клизмы, да единственная отрада - тайник под кроватью. А еще - постепенно формирующееся желание отгородиться от всего мира, будучи похороненным где-нибудь за плинтусом - подобно мышонку, с безвинного убиения которого и начинается фильм...

Ниже плинтуса
Повесть позиционируется как автобиографическая. А раз так - вроде бы надо помнить, что народный Дед - это Всеволод Санаев, мама - Елена Санаева, а Толик - вроде как никто иной, как Ролан Быков. Не знаю, как там в книге, а вот касательно фильма об этом лучше забыть - иначе получится, что благодарный внук Санаев опустил свою родню, что называется, ниже плинтуса! Хотя ежику ясно, что детские впечатления, пропущенные через неизжитый юношеский максимализм (Павел Санаев написал свою повесть, когда ему было 26 лет), вряд ли можно воспринимать как достоверный источник информации. А вот если отвлечься от реальных людей, то перед нами - крепкая психодрама, слегка достающая ощутимым перебором с истеричными интонациями и предельно занудными эпизодами Мамы и Толика. Нет-нет, все претензии типа "почему эта красивая женщина живет с этим хмырем", я отметаю. Потому что, во-первых, не льстите себе: очень много красивых женщин живут с хмырями, и в большинстве случаев - совершенно непонятно, почему. А во-вторых, красивая женщина, как и хмырь, - понятие весьма и весьма относительное: вот лично я не увидел в фильме ни красивой женщины, ни хмыря... Мне как раз хотелось задать обратный вопрос: что этот явно небездарный свободный художник нашел в этой вполне заурядной и недалекой тетке? Но дело даже не в этом, а в том, что эти бесконечные и ничем не наполненные медитации, заканчивающиеся совсем уж нелепым танцем, в каком-то сюрреалистическом кафе, где на протяжении нескольких часов трое кавказцев сидят над одними и теми же бутылками и больше никто не появляется, не добавляют фильму ничего, кроме хронометража. Тем не менее, картину стоит посмотреть хотя бы ради сногсшибательной игры Светланы Крючковой, одной из лучших современных российских актрис. И надо заметить, при всей своей гротескности образ Бабушки получился на изумление точным! Честное слово, из-за этого шкафоподобного монстра, по сравнению с которым сама Домомучительница фрекен Бок - ангел с крылышками, пару раз вдруг так явственно выглянул призрак моей собственной бабушки Марии Алексеевны, что просто жуть брала... Думаю, те, кому в детстве приходилось жить у властной любящей бабушки, меня поймут. Жаль только, что на фоне потрясающей Крючковой и тонко подыгрывающего ей Петренко, несколькими штрихами легко и точно создающего весь бэкграунд образа народного подкаблучника, как-то потерялся сам Внук, который вроде как должен быть главным героем...

А еще - финальные титры фильма явно могут претендовать на рекорд как самые короткие в современном кино!
Эрик оффлайн   Ответить с цитированием