Просмотреть только это сообщение
Старые 30-12-2009, 01:14   #210
Alexander
 
На форуме с: Jan 2005
Сообщений: 3,873
Re: Александр Градский. Юбилей и опера

Цитата:
Автор Mimonot
Главная-то моя мысль была, что нет четкой границы между авангардом и мейнстримом. И что нет никакой обязанности бояться авангарда как чумы. Ну, как нет границы у атмосферы, например. Что договоримся считать границей, то ею и будет.

Ха, у атмосферы есть граница, и очень чёткая - там, где человек перестаёт нормально дышать, там она и кончается. Ну, это я "ультрирую", как у нас капитан в армии говорил. То же и с искусством. Но тут не получается так, конечно, потому что нет действительно чётких критериев. За критерий можно было бы взять некий "усреднённый" вариант слушателя - в меру подготовленного, в меру искушённого -но думаю, Вы с этим не согласитесь.
Авангарда не то чтобы боятся... Он не вызывает у широких масс интереса. Кто тут виноват, авангард или широкие массы - неизвестно. Никто. Каждый идёт своей дорогой.
Вот могу сказать такую честную вещь про себя. Это, возможно, показывает меня не с лучшей стороны но всё же. Когда я слушаю,допустим, прославленную оперу "Воццек", классику и всё прочее, это вызвано у меня чисто познавательным интересом. Ну ещё отчасти и профессиональным - в гораздо меньшей степени, потому что лично мне почерпнуть там особо нечего. Эстетического удовольствия, такого, какое я испытываю от слушания музыки вообще, всякой такой, какую я люблю, я от этого произведения не имею.
Я прекрасно понимаю, что для того, чтобы это произошло, мне необходимо довольно сильно "напрячься". Перестроить - мозги там, восприятие и пр. Начать видеть и понимать музыку по-новому. Это большая и серьёзная работа над собой, требующая усилий и "внедрения". Очевидно, это возможно - начать "въезжать" в музыку Берга и, допусти, нововенских классиков.
Но я этого не хочу. Я не хочу этих усилий. Почему? отчасти из вполне объяснимой духовной лени. Но главная причина, думаю, не в этом. А в том, что тогда это уже буду не я - тот, к которому я привык, и тот, которым мне быть удобно и хорошо. А какой-то другой я. А мне так хорошо. Мне не хочется глобальных потрясений в восприятии искусства. Да это и непросто - перестраивать мировозрение в сорок лет.
Но это не значит, что мне ничего неинтересно кроме того, что я люблю, и я не хочу развиваться. Хочу, конечно. Я не хочу ГЛОБАЛЬНЫХ перемен - а они в таком случае неизбежны. Если они должны быть - то пусть это произойдёт естественным путём.
Могу привести весьма грубый, но всё же пример, сравнив музыку с едой. Допустим, человек привык к многообразию европейской кухни: итальянская там, французская и пр. И многообразие это таково, что можно спокойно себе жить и питаться, не заботясь о бедности вкусовых ощущений, ибо еды разной много, и скучать не придётся.
Но человеку говорят: а попробуй-ка, к примеру, вьетнамскую кухню. Жаренную змею.
Человек любопытный, разумеется, попробует. Но одно дело - попробовать из интереса. Другое дело - потреблять постоянно, перейти на совершенно иную пищу. Человек, если его не "торкнуло" от жаренной змеи с первого куска (а такое бывает, согласимся, редко), вправе задать себе вопрос: а надо оно мне? Ну да, экзотика. Ну попробовал. Но перестраивать организм, вкусовые ощущения - надо ли при том многообразии, которое и так уже было?
Ну это грубо, конечно, но думаю, люди, которые не хотят "потреблять" авангард, рассуждают примерно так же. На кой мне "напрягаться" на Шёнберга, когда у меня Шопен с Шубертом есть, и мне кайфово от них, а от Шёнберга не кайфово? Ведь если от Шёнберга будет кайфово, то Шуберта с Шопеном, очевидно, придётся похерить. А жалко.
Вы ведь сами, Дмитрий, где-то писали кажется, что слушаете авангард, а романтиков уже слушать практически не можете - вот не то ли это, что я имею ввиду?
А за ссылку спасибо, качаем.
__________________
"Хуже порчи и лишая мыслей западных зараза;
пой, гармошка, заглушая саксофон - исчадье джаза!"

Отредактировано Alexander : 30-12-2009 at 01:16.
Alexander оффлайн   Ответить с цитированием