Обсуждение: Cinemateka
Просмотреть только это сообщение
Старые 16-03-2010, 18:45   #1219
Эрик
Loathsome gargoyle!
 
Аватар пользователя Эрик
 
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
Суббота, 20 марта

0.15 - Пятый канал


СИНЕКДОХА, НЬЮ-ЙОРК (Synecdoche, New York)

(под названием "Нью-Йорк, Нью-Йорк")

США. 2008. 124 минуты. Цветной.

Языки оригинала: Английский, немецкий.

Сюрреалистическая трагикомедия/притча по оригинальной идее Чарли Кауфмана.

МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Отлично (6 из 7)

Есть один на свете город,
сердцу моему он дорог,
там всегда сияет солнце -
он Скенектади зовется...


Любите ли вы Чарли Кауфмана так, как люблю его я? Увы, что-то мне подсказывает, что по большей части вы о нем и не слыхали. Что ж - я с удовольствием вам его представлю. Американский сценарист Чарли Кауфман, прозванный "главным голливудским шизофреником", после культового успеха шизоидных трагикомедий "Быть Джоном Малковичем" (1999) и "Адаптация." (2002), принесших ему номинации на "Оскар", и совсем уж психоделического "Вечного сияния чистого разума" (2004), увенчанного долгожданным "Оскаром" за сценарий, решил больше не отдавать своих творений в другие руки и сам уселся в режиссерское кресло. И хотя мой псевдоним лишь наполовину или даже на треть взят в честь Чарли Кауфмана, я особенно рад представить вам его режиссерский дебют - сюрреалистическую притчу "Синекдоха, Нью-Йорк".

И вновь я должен начать с поклона нашим "мудрым" прокатчикам, которые решили не заморачивать зрителя тонкостями оригинального названия, содержащего метонимический смысл и игру слов, а попросту взяли и переименовали его в "Нью-Йорк, Нью-Йорк", разом лишив заглавие всякого смысла и вызвав совершенно ненужные ассоциации с классическим киномюзиклом Мартина Скорсезе. Очередная пятерка по сбиванию публики с толку!

Итак, в городе Скенектади, штат Нью-Йорк, живет и творит театральный режиссер Кейден Котар. Его одержимость искусством и страх прожить бессмысленную жизнь медленно, но верно перерастают в манию, усугубленную развивающимся психическим расстройством - синдромом Котара. Успех новой постановки и полученный призовой грант ничего не меняют: жизнь его бьет ключом, и всё по голове - в самом буквальном смысле этих слов! Жена Адель заводит любовницу Марию и уезжает с нею и с дочерью в Германию, а любовь рыжей улыбчивой кассирши Хейзел только усугубляет положение, добавив к нему еще и провал на мужском фронте. И тогда Кейден решает осуществить грандиозный замысел - создать идеальный спектакль, который будет максимально точным отражением реальной жизни. А для пущей достоверности Кейден возводит декорации Нью-Йорка в натуральную величину и нанимает актеров на роли себя самого и всего своего окружения! И грань между жизнью и искусством окончательно стирается...

Столь буквально воспроизвести шекспировскую формулу "весь мир - театр, а люди в нем - актеры" мог, конечно, только Чарли Кауфман. Приходится признать, что ему еще предстоит поучиться искусству постановки - за два с лишним часа экранного времени его неспешные интонации иногда становятся слишком уж убаюкивающими... Но лично я в него верю. Потому что в целом перед нами очередной стопроцентный фирменный "вынос мозга" от главного голливудского шизофреника! Блистательный, сносящий "крышу" сценарий являет собой шедевр бытового сюрреализма, в лучших традициях Франца Кафки - и не без прямых к нему отсылок - раскрывающий абсурд повседневности. Достаточно привести два самых ярких примера сногшибательного применения гротеска (помимо постановки спектакля): рассказ о гении-самородке, который в 4 года написал гениальный роман о жизни, а в 5 лет покончил с собой, и покупка героиней горящего дома, в подвале которого, к тому же, живет сын прежней хозяйки!

Точный выбор актеров позволил Чарли Кауфману создать в фильме настоящий искусственный мир, все метафоры и тайные смыслы которого, вероятно, не будут исчерпаны и после десятого просмотра. Филип Симор Хоффман очередной раз потрясает мастерством перевоплощения, проживая на экране долгую жизнь героя, постепенно в буквальном смысле теряющего себя самого. Не отстает и состав звезд второго плана - помимо названных, необходимо упомянуть изумительные работы Тома Нунана, Мишель Уильямс, Хоуп Дэвис, Эмили Уотсон и Дайанн Уист.

Ценители кафкианского юмора и прустовских интонаций - не пропустите!

Заявленный бюджет фильма - $20,000,000 (по другим данным - $21,000,000).
Кассовые сборы в мировом кинопрокате - $4,313,816.
Кассовые сборы в США (ограниченный прокат) - $3,083,538.
Кассовые сборы в России (ограниченный прокат) - $56,742.

Производство - "Лайкли Стори", "Проджектив Тестинг Сервис" и "Раша, Инк.".
Заказчик - "Сидни Киммель Энтертэйнмент".
Права - "Киммель Дистрибьюшн".

Съемочный период: 21 мая 2007 - август 2007.
Натурные съемки - Скенектади, Вудлоун, Йокерс и Нью-Йорк-Сити (штат Нью-Йорк, США).

Постановщик трюков - Брайан Смыж.

Картины Адель - Алекс Каневский.

Супервайзер визуальных эффектов - Марк Расселл.
Координатор визуальных эффектов - Паркер Чехак.
Мультипликационные телевизионные эпизоды - Катрина Уэйлен.
Координатор специальных эффектов - Дрю Джиритано.
Художник по гриму - Наоми Донни.
Художник по пластическому гриму - Майк Марино.
Глава отдела грима - Джуди Чин.
Дизайн татуировок Олив - Тим Керн.
Парики - Машел Корнвилл, Пол Хантли и Питер Оуэн.

Костюмы - Мелисса Тот.
Художник - Марк Фридберг.
Декоратор - Лидия Маркс.
Оператор - Фред Элмс.
Монтаж - Роберт Фрейзен.

Композитор - Джон Брайон.

Оркестровки - Джон Брайон и Стив Бартек.
Музыкальный супервайзер - Бонни Гринберг.
Исполнение песнопений - Джим Гилстрап.

"Песня о Синекдохе" (Synecdoche Song): музыка и текст - Чарли Кауфман и Джон Брайон, исполнение - Сэди Гольдштейн.
"Тяжесть" (Gravity): музыка и текст - Чарли Кауфман и Дианна Стоури, исполнение - Дианна Стоури.
"Я всего лишь маленький человек" (I'm Just A Little Person): музыка и текст - Чарли Кауфман и Джон Брайон, исполнение - Дианна Стоури.
"Песня для Кейдена" (Song for Caden): музыка и текст - Чарли Кауфман и Джон Брайон, исполнение - Дианна Стоури.

Исполнительные продюсеры - Уильям Хорберг, Брюс Толл и Рэй Анджелик.
Продюсеры - Энтони Брегман, Чарли Кауфман, Спайк Джонц и Сидни Киммель.

Сценарист и режиссер - Чарли Кауфман.

В главных ролях: Филип Симоp Хоффман (Кейден Котар), Саманта Мортон (Хейзел), Мишель Уильямс (Клэр Кин), Кэтpин Кинеp (Адель Лэк), Эмили Уотсон (Тамми), Дайанн Уист (Эллен Баскомб / Миллисент Уимс), Дженнифеp Джейсон Ли (Мария), Хоуп Дэвис (Мэделин Грэвис), Том Нунан (Сэмми Барнейтан).

В фильме также снимались: Сэди Гольдштейн (Олив - 4 года), Джош Пэйс (доктор Айзенберг, офтальмолог), Дэниел Лондон (Том), Роберт Сии (Дэвид), Стивен Эдли Гирджис (Дэвис), Фрэнк Жирардо (водопроводчик), Эми Райт (риэлтор горящего дома), Пол Спаркс (Дерек), Джерри Адлер (отец Кейдена), Линн Коэн (мать Кейдена), Дирдре О'Коннелл (мать Эллен), Кэт Питерс (Эллен - 10 лет), Робин Вайгерт (взрослая Олив), Тим Гвини (актер-Нидлман), Стэнли Краевский (актер в роли Кейдена) и другие.


Награды

2 пpемии "Независимый дух" (США): кинодебют и пpемия имени Робеpта Альтмана.

Премия "Готэм" (США) за актерский ансамбль (пополам с фильмом Вуди Аллена "Вики Кристина Барселона").

Премия Лос-анджелесской Ассоциации кинокритиков (США) за работу художника.

Премия Остинской Ассоциации кинокритиков (США) за оригинальный сценарий.


Номинации

Номинация на Гран-при "Золотая пальмовая ветвь" (уступил фильму Лорана Канте "Между стен" ("Класс")) на МКФ в Каннах (Франция).

Номинация на премию "Независимый дух" (США) за оригинальный сценарий (Чарли Кауфман - уступил Вуди Аллену за фильм "Вики Кристина Барселона").

Номинация на премию "Готэм" (США) за фильм (уступил фильму Кортни Ханта "Замерзшая река").

3 номинации на премию Общества визуальных эффектов (США) по разделу полнометражного кинофильма: компьютерное окружение (Бретт Миллер, Тэд Гаррет Итон и Мэтью Коннер - уступили Питу Беббу, Дэвиду Викери Филиппу Лепринсу и Эндрю Локли за фильм "Темный рыцарь"), дорисовки (Бретт Миллер, Тэд Гаррет Итон и Мэтью Коннер - уступили Ромэну Бэйли, Абелю Миланесу, Ли Аллану и Деборе Данфи за фильм "Подмена") и визуальные эффекты второго плана (Марк Расселл, Ричард Фридлэндер, Эрик Джей Робертсон и Бретт Миллер - уступили Майклу Оуэнсу, Джеффри Хэнкоку, Джинни Пак и Деннису Хоффману за фильм "Подмена").

2 номинации на премию Общества онлайновых кинокритиков (США): оригинальный сценарий (Чарли Кауфман - уступил Эндрю Стэнтону и Джиму Риэрдону за фильм "ВАЛЛ·И") и режиссерский прорыв (Чарли Кауфман - уступил Томасу Альфредсону за фильм "Впусти меня").

Номинация на премию Чикагской Ассоциации кинокритиков (США) за оригинальный сценарий (Чарли Кауфман - уступил Эндрю Стэнтону и Джиму Риэрдону за фильм "ВАЛЛ·И").


Интересные цитаты и реминисценции

Оригинальное название фильма содержит каламбур, основанный на созвучии названия городка Скенектади (Schenectady), штат Нью-Йорк, где происходит действие и где проходили съемки, и слова "синекдоха" (synecdoche).

Сине́кдоха (др.-греч. συνεκδοχή, буквально - соперенимание) - стилистический прием, своебразная игра словами, состоящая в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного сходства между ними. Иными словами - фигура речи, заключающаяся в употреблении части вместо целого ("лицо кавказской национальности" вместо "человек кавказской национальности"), целого вместо части ("пресса" вместо "журналисты"), частного вместо общего ("головорез" вместо "убийца"), общего вместо частного ("преступник" вместо "убийца"), а также в употреблении названия материала вместо предмета, которого из него сделан ("сталь" вместо "стальной клинок").

В контексте фильма имеется в виду, что Нью-Йорк (целое) воссоздается в пределах большого склада (часть), в то время как Кейден (часть) - олицетворение человечества (целое).

Отредактировано Эрик : 16-03-2010 at 18:59.
Эрик оффлайн   Ответить с цитированием