Воскресенье, 17 октября
20.00 - телеканал
РЕН Петербург
(повтор -
понедельник, 18 октября, 17.00)
ЛЮДИ РАССВЕТА (Daybreakers)
(под названием "Воины света")
Австралия - США. 2009. 98 минут. Цветной.
Язык оригинала: Английский.
Вампирская экшн-драма по оригинальной идее
братьев Спиригов.
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Отлично (6 из 7)
В 2019 году самый ценный природный ресурс... это мы.
Битва между бессмертием и человечеством началась.
Битва за кровь начинается.
В 2019 году всё, что они хотят, - это наша кровь.
Мир, где властвуют вампиры, а люди скрываются.
Лицо человечества изменится навсегда.
"Би-плюс". Сорокапятипроцентная чистая, богатая кислородом, насыщенная тромбоцитами человеческая кровь.
БУДЬ В ПОЗИТИВЕ. Сорокапятипроцентная чистая человеческая кровь. Доступна всюду, где продается кровь.
Всё еще подается двадцатипроцентная кровь.
В 2019 году самым ценным природным ресурсом будут... люди.
В последнее время в мировом кинематографе всё усиливается тенденция "поверять алгеброй гармонию" - в смысле стремления подводить научную базу под любую чертовщину. С одной стороны, это огорчает меня как поклонника старой доброй готической мистики, которая ощутимо сдает позиции. С другой стороны, иногда это дает почву для оригинальных решений и интересных размышлений о природе человека и окружающего мира...
Итак, в 2009 году с одного укуса летучей мыши на Земле началась глобальная пандемия таинственного вируса, превращающего людей в самых настоящих вампиров! В результате к 2019 году планету населяют почти сплошь одни вампиры. Думаете, это означает, что на Земле царят хаос и опустошение, а от цивилизации остались одни руины, населенные чудовищными тварями, - подобно тому, что мы видели в фильме "Я - легенда"? Да ничуть не бывало! Вампиры просто-напросто заменили людей во всех областях жизни и всего за несколько лет с успехом перестроили мир в соответствии с новыми реалиями. Желтые глаза и вампирские клыки давно стали привычными атрибутами внешности, и только потребность в человеческой крови да уязвимость от солнечных лучей составляют определенные проблемы. И если проблема солнечного света с успехом решена переселением в закрытые коммуникации и созданием специального транспорта, то ситуация с кровью значительно сложнее: количество людей неумолимо сокращается, а кровь животных вампирам не подходит. В преддверии "продовольственного кризиса" вампир-ученый Эдвард Долтон, работающий в крупной корпорации, торгующей кровью, не оставляет попыток создать искусственный кровезаменитель, в котором Эд видит спасение и для вампиров, и для людей, которым он симпатизирует. Однако вскоре Эд понимает, что глава корпорации Чарльз Бромли, для которого превращение в вампира когда-то стало благодатью, вовсе не озабочен спасением человеческой расы и лелеет свои коварные планы. Не разделяет взгляды Эда и его собственный брат Фрэнки, служащий в вампирской армии и ведущий охоту на людей. Тем временем поиски Эда сводят его с таинственным Лайонелом Кормаком по прозвищу Элвис, который уверяет, что тоже был вампиром, но благодаря случаю смог вновь стать человеком. Теперь задача Эда - понять, как такое могло случиться и научиться управлять этим процессом...
Что ж - братьев Спиригов можно поздравить. Конечно, вампиризм как смертельная болезнь, передающаяся кровяным путем, - тема далеко не новая. Но вот представить себе не отдельную тайную популяцию, а целую цивилизацию вампиров - такого, кажется, никому в голову еще не приходило (если, конечно, не считать нелепых и карикатурных вампиров с планеты Дракулон из идиотского кинокомикса "Вампирелла"). На сей раз вампирско-постапокалиптическая картина мира впечатляет отлично проработанными деталями (чего стоят одни только бистро, в которых подают кофе с кровью!), а дизайн местами чем-то приятно напоминает готик-комикс-хоррор-рок-киношедевр "Рипо! Генетическая опера". Крепкая режиссура, достаточно умело сочетающая драматические эпизоды, пулеметный экшн и кровавый хоррор, вполне на высоте. Что же касается актерских работ, то в фильме уверенно солирует замечательное трио Хоука, Нилла и Дэфо. Особенно приятно видеть отличную игру Уиллема Дэфо - позорный Зеленый Гоблин, слава богу, забыт! Порадовал и новозеландский актер Сэм Нилл, спец по отрицательным ролям и довольно редкий гость на отечественных киноэкранах, мастерски создавший узнаваемый образ кровопийцы-олигарха.
При том, что вампиризм как метафора эксплуатации человека человеком - тема тоже не новая (еще революционные массы в начале прошлого века в "Рабочей Марсельезе" затягивали: "Царь-вампир пьет народную кровь!"), использовать ее так буквально, кажется, никому еще не приходило в голову. А ведь получилось, несмотря на всю "влобность", вполне удачно: за всем этим антиутопическим антуражем четко просматривается мощная сатира на общество потребления, на цивилизацию "рожденных жрать". Особенно хороши эпизоды кризиса, мигом вызывающие в памяти параллели с реалиями продовольственных проблем в России конца 1980-х - начала 1990-х: закрытые пункты питания, озлобленные очереди, не больше 3-х кубиков крови в одни руки, локальные бунты и стремительная люмпенизация малоимущих слоев. Во времена глобального экономического кризиса, фильм смотрится не только как захватывающая антиутопия, но и как серьезное предупреждение. Его создатели с горькой иронией спрашивают нас: сможем ли мы, несмотря на все трудности, остаться людьми? Или мутируем в кровожадных вампиров, любыми путями стремящихся к личному обогащению, замешанному на крови других? Ответ за нами.
Заявленный бюджет фильма -
$20,000,000.
Кассовые сборы в мировом кинопрокате -
$50,125,809.
Кассовые сборы в кинопрокате США -
$30,101,577.
Кассовые сборы в кинопрокате России -
$1,172,482.
Производство -
"Лайонсгейт" и
"Парадайз" в ассоциации с
"Пасифик Филм энд Телевижн Комишн" и
"Фарст Филмз".
Заказчики -
"Лайонсгейт" и финансовая кинокорпорация
"Австралия".
Права -
"Лайонсгейт",
"Парадайз Пи-ти-ай Лимитед", финансовая кинокорпорация
"Австралия Лимитед" и
"Телевижн Комишн Пи-ти-ай Лимитед".
Съемочный период:
16 июля 2007 - 10 сентября 2007.
Натурные съемки -
Австралия.
Павильонные съемки - студия
"Уорнер Бразерс Мувиуорлд" (Оксенфорд, штат Квинсленд, Австралия) и студия
"Уорнер Роудшоу" (Гол-Кост, штат Квинсленд, Австралия).
Постановщик трюков -
Крис Андерсон.
Координатор автовождения -
Стив Тэйлор.
Дизайн заглавных титров -
Наоми Андерлини.
Визуальные эффекты - студия
"Постмодерн", студия
"Канука" и
братья Спириги.
Супервайзер визуальных эффектов на площадке -
Рэнди Веллакотт.
Цифровые визуальные эффекты - студия
"Постмодерн Сидни": супервайзер -
Джеймс Роджерс.
Цифровые визуальные эффекты - студия
"Канука": супервайзер -
Ранджи Саттон.
Цифровые визуальные эффекты -
братья Спириги: 3D-композитинг и 3D-мультипликация -
Питер Спириг; 2D-композитинг и 2D-мультипликация -
Майкл Спириг.
Супервайзер специальных эффектов -
Клинт Ингрэм.
Координатор специальных эффектов -
Дэн Хаувелинг.
Специальные гримэффекты -
Стив Бойл.
Грим, прически и пластический грим -
Ким Сэнсбери.
Специальные гримэффекты и пластический грим - студия
"Вета Уоркшоп Лтд." (Новая Зеландия).
Креативный дизайнер проекта и супервайзер -
Стив Бойл.
Со-супервайзер и координатор пластического грима -
Саманта Литтл.
Супервайзер дизайна и эффектов -
Ричард Тэйлор.
Арт-директор -
Джино Ачеведо.
Глава отдела гримэффектов -
Фрэнсис Ричардсон.
Ключевые гримы и грим Итана Хоука -
Карла Виченцино.
Ключевые гримэффекты и грим Уиллема Дэфо -
Саманта Литтл.
Парики -
Далия Фернандес.
Контактные линзы - студии
"Фокус Оптикс" и
"Вижн Кэр".
Графический концепт дизайна и производство линз -
Деннис Масгроув и
Билл Перриман.
Дизайн и создание вампирских клыков -
Джак Чарльтон и
Роберт Чарльтон.
Художник-постановщик и художник по костюмам -
Джордж Лиддл.
Декоратор -
Мэтт Путленд.
Оператор -
Бен Нотт.
Монтаж -
Мэтт Вилья.
Дополнительный монтаж -
Ричард Фрэнсис-Брюс.
Композитор -
Кристофер Гордон.
"Пылающая любовь" (Burning Love): музыка и текст -
Деннис Линди.
Исполнительные продюсеры -
Джейсон Константайн и
Питер Блок.
Продюсеры -
Шон Фарст,
Брайан Фарст и
Крис Браун.
Сценаристы и режиссеры -
братья Спириги.
В главных ролях:
Итан Хоук (Эдвард Далтон),
Уиллем Дэфо (Лайонел "Элвис" Кормак),
Клодия Карван (Одри Беннет),
Майкл Доpман (Фрэнки Далтон),
Винс Колозимо (Кристофер Карузо),
Изабель Лукас (Элисон Бромли) и
Сэм Нилл (Чарльз Бромли).
В фильме также снимались:
Гарриет Минто-Дэй (Лиса Барретт),
Джей Лага'айя (сенатор Тёрнер),
Дэмиен Гарви (сенатор Уэстлейк),
Сахадж Дамплтон (вампир-бомж),
Аллан Тодд (бизнесмен),
Габриэлла Ди Лабио (бизнесвумен),
Карл Раш (Аль Уокер),
Пол Сонккила (генерал Уильямс),
Тодд Леви (комиссар Тёрнбулл),
Кристофер Кирби (Джарвис Бэйом) и другие.
Интересные факты
Вызывающее недоумение у многих прокатное название фильма
"Воины света" - результат творчества наших прокатчиков. Оригинальное название
Daybreakers (буквально -
"Рассветники") скорее имело смысл перевести как
"Люди рассвета" или
"Рассвет несущие".
Сценарий фильма, написанный
братьями Спиригами, был куплен компанией
"Лайонсгейт" еще в ноябре 2004 года. Однако финансирование проекта удалось найти только в сентябре 2006 года.
Братья Спириги изначально хотели, чтобы вампиры в фильме были представлены в традиционной классической эстетике - без влияния современных интерпретаций.
Первоначально предполагалось, что у вампиров будет более эксцентричная внешность, однако после ряда экспериментов со сложными дизайнами гримэффектов было решено, что минималистичная концепция вампирских гримов производит более сильное впечатление.
В Интернете на популярном сайте фотосоревнований
Worth1000 создателями фильма был организован специальный фотоконкурс на лучшее изображение цивилизации вампиров. Работы победителей были использованы для разработки визуальной концепции фильма.
Корпорация "Бромли Маркс" названа в честь
Патриции Бромли Маркс, жены
Дика Маркса - австралийской легенды рекламного бизнеса и учителя братьев Спиригов.
На главную роль Эдварда Долтона пробовались 12 актеров, среди которых -
Джейсон Коуп,
Кристофер Экклстон и
Кристоф Вальтц.
Мировая премьера фильма состоялась 11 сентября 2009 года на МКФ в Торонто (Канада).
Одним из первых появлений на киноэкране замечательного актера
Уиллема Дэфо была эпизодическая роль в знаменитой вампирской драме
Тони Скотта "Голод" (1983)
Кроме того, одной из лучших ролей Дэфо, принесшей ему премию "Сатурн", а также номинации на премии "Оскар" и "Золотой глобус", стала роль вампира Макса Шрека в культовом кинофэнфике
Э. Элиаса Мериджа "Тень вампира" (2000).
Оператору фильма
Бену Нотту тоже уже доводилось принимать участие в создании фильма о вампирах: он был оператором телевизионной хоррор-драмы
Микаэля Саломона "Салимов Удел" (2004) - повторной экранизации одноименного вампирского романа
Стивена Кинга.