Суббота, 5 февраля
2.00 - 1 канал
ЭДВАРД РУКИ-НОЖНИЦЫ (Edward Scissorhands)
США. 1990. 105 минут. Цветной.
Язык оригинала: Английский.
Романтический комикс по оригинальной идее
Тима Бёртона.
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Потрясающе (7 из 7)
Его шрамы глубоки.
История необыкновенно нежного человека.
Невинность - то, что знает. Красота - то, что он видит.
Здесь был Эдвард...
Его история тронет вас, несмотря на то что он этого сделать не может.
Режиссер "Бэтмена" и "Битлджюса" приглашает вас познакомиться с его новейшим созданием.
Эдвард жил один - там, где он не мог повредить никому и где никто не мог повредить ему. До того дня, когда в его дверь позвонила леди из компании "Эйвон"...
Эта "рождественская сказка со стрихнином" начинается с того, что маленькая внучка перед сном спрашивает бабушку, отчего идет снег. И бабушка рассказывает малышке потрясающую историю об искусственном человеке по имени Эдвард, создатель которого умер, не успев сделать ему человеческие руки - вместо них остались острые ножницы...
Потрясающе красивая, печальная и щемящая история об одиночестве и отверженности, рассказанная в виде своебразного "рождественского комикса" в фирменном макабрическом стиле великого и ужасного Тима Бёртона.
Заявленный бюджет фильма -
$20,000,000.
Кассовые сборы в мировом кинопрокате -
$83,400,000.
Из них в США -
$56,362,352.
Производство -
"Твенти Сенчери Фокс".
Права -
"Твенти Сенчери Фокс Филм Корпорейшн".
Съемочный период:
26 марта 1990 - 19 июля 1990.
Натурные съемки -
Дейд-Сити,
Лэнд О'Лейкс,
Лутц и
Уэсли-Чейпл (штат Флорида, США) и торговый центр
"Южные ворота" (Лейкленд, штат Калифорния, США).
Постановщик трюков -
Гленн Ар Уайлдер.
Супервайзер визуальных эффектов -
Питер Кёран.
Дизайн заглавных титров -
Роберт Доусон.
Главный скульптор -
Ярослав Дж. Альфер.
Специальные эффекты -
Майкл Вуд.
Специальные макетные эффекты -
Терри Кинг.
Специальный грим и эффекты рук-ножниц -
Стэн Уинстон.
Грим -
Ви Нилл.
Композитор -
Дэнни Эльфман.
Органная музыка -
О-Лан Джонс.
Исполнительный продюсер -
Ричард Хасимото.
Продюсеры -
Дениз Ди Нови и
Тим Бёртон.
Сюжет -
Тим Бёртон и
Кэролайн Томпсон.
Сценарист -
Кэролайн Томпсон.
Режиссер -
Тим Бёртон.
В главных ролях:
Джонни Депп (Эдвард Руки-ножницы),
Вайнона Райдер (Ким),
Дайанн Уист (Пег),
Энтони Майкл Холл (Джим),
Кэти Бейкер (Джойс),
Роберт Оливери (Кевин),
Винсент Прайс в роли Изобретателя и
Алан Аркин (Билл).
В ролях:
Кончата Феррелл (Хелен),
Кэролайн Аарон (Мардж),
Дик Энтони Уильямс (офицер Аллен),
О-Лан Джонс (Эсмеральда).
Награды
Премия
"Сатурн" (США) за фильм в жанре сказки или фэнтези.
Премия
BAFTA (Великобритания) за работу художника (
Бо Уэлч).
2 премии
"Сан-Хорди" (Испания): иностранный фильм и иностранная актриса (
Вайнона Райдер - также за фильм
"Русалки").
Номинации
Номинация на премию
"Оскар" (США) за грим (
Ви Нилл и
Стэн Уинстон - уступили Джону Кальоне-младшему и Дагу Дрекслеру за фильм
"Дик Трейси").
Номинация на премию
"Золотой глобус" (США) за мужскую роль по разделу кино в жанре комедии или мюзикла (
Джонни Депп - уступил Жерару Депардье за фильм
"Зеленая карта" ("Вид на жительство")).
5 номинаций на премию
"Сатурн" (США): актриса (
Вайнона Райдер - уступила Линде Хэмилтон за фильм
"Ликвидатор-2: Судный день"); актер второго плана (
Алан Аркин - уступил Уильяму Садлеру за фильм
"Фиктивная поездка Билла и Теда"); актриса второго плана (
Дайанн Уист - уступила Мерседес Руэль фильм
"Король-рыбак"); композитор (
Дэнни Эльфман - уступил Луку Диккеру за фильм
"Части тела") и костюмы (
Коллин Этвуд - уступила Мэрилин Вэнс за фильм
"Ракетчик").
3 номинации на премию
BAFTA (Великобритания): костюмы (
Коллин Этвуд - уступила Франке Скварчапино за фильм
"Сирано де Бержерак"); грим (
Ве Нилл - уступила Жан-Пьеру Эйшенну и Мишель Бурке за фильм
"Сирано де Бержерак") и специальные эффекты (
Стэн Уинстон - уступил себе самому, а также Деннису Мёрену, Джин Уоррену-младшему и Роберту Скотаку за фильм
"Ликвидатор-2: Судный день").
Номинация на премию
"Грэмми" (США) за инструментальный саундтрек (
Дэнни Эльфман - уступил Джону Барри за фильм
"Танцы с волками").
Интересные факты
Этот фильм стал первой совместной работой режиссера
Тима Бёртона и актера
Джонни Деппа, составивших весьма плодотворный творческий тандем, на данный момент создавший уже семь незаурядных кинопроектов:
"Эдвард Руки-ножницы" (1990),
"Эд Вуд" (1994),
"Сонная Лощина" (1999),
"Чарли и Шоколадная фабрика" (2005),
"Труп невесты Тима Бёртона" (2005),
"Суини Тодд: Демон-брадобрей с Флит-стрит" (2007) и
"Алиса в Стране Чудес" (2010).
Тим Бёртон считает фильм
"Эдвард Руки-ножницы" (1990) своим самым любимым и самым личным проектом. Режиссер заявил, что никогда не сделает сам и не позволит никому другому делать сиквел - потому что это только отнимет у фильма его первозданную чистоту.
Идея фильма возникла из рисунка Тима Бёртона, который он нарисовал, когда был подростком, и на котором было изображено печальное человекоподобное существо с ножницами вместо рук.
Первоначально фильм задумывался как мюзикл.
Несмотря на то что ни мюзиклом, ни комедией получившийся в результате фильм очевидно не является, на премии "Золотой глобус" он проходил по разряду кино в жанре комедии или мюзикла.
Райского вида городок, запечатленный в фильме, - это вполне реальная община в городе Лутце, штат Флорида. Все дома остались практически такими, какими они были на самом деле, - их только немного подраскрасили.
Чтобы сыграть Эдварда Руки-ножницы, Джонни Деппу пришлось сбросить 25 фунтов (примерно 11.36 килограмма) веса.
В качестве претендентов на роль Эдварда Руки-ножницы рассматривались также
Джим Кэрри,
Роберт Дауни-младший и
Том Круз.
Какой-то счетовод не поленился подсчитать, что за весь фильм Джонни Депп произносит всего 169 слов.
На съемочной площадке Джонни Депп был почти постоянно затянут в чуть ли не герметичный кожаный костюм, не снабженный, в отличие от космических скафандров, системой охлаждения или вентиляции. В результате Джонни испытывал серьезные страдания от перегрева, закончившиеся тяжелым тепловым ударом, постигшим актера во время затянувшихся съемок сцены, когда Эдвард убегает из городка обратно в свой замок.
Во время съемок фильма Джонни Депп и
Вайнона Райдер не только играли любовь на экране - их реальный роман был в самом разгаре.
Вайнону Райдер все привыкли видеть брюнеткой. Ничего не скажешь - этот цвет волос ей действительно очень к лицу. Однако мало кто знает, что в данном случае имеет место, как говорится в известной шутке, "искусственный интеллект": на самом деле Вайнона - блондинка! Этот фильм - редкий случай увидеть ее с натуральным цветом волос.
Эпизод, в котором Вайнона Райдер красиво кружится в летящих хлопьях снега, Тим Бёртон впоследствии сам же и то ли процитировал, то ли спародировал в своем фильме
"Сонная Лощина" (1999), где точно так же кружится в белых хлопьях - только не снега, а пуха! - актриса
Лиса Мэри.
Еще один "привет" фильму
"Эдвард Руки-ножницы" можно увидеть в картине
"Чарли и Шоколадная фабрика" (2005) - во флэшбэке, когда Вилли Вонка, открывая свою фабрику, перерезает ленточку огромными ножницами.
Актриса
О-Лан Джонс, сыгравшая религиозную фанатичку Эсмеральду, сама написала и сама исполняла в кадре музыку, которую ее героиня играет на органе.
Эпизод в ресторане был снят в помещении, которое когда-то было реальным рестораном, относящимся к государственной сети ресторанов "У Маленького Черного Самбо". Он располагался в Лейкленде, штат Флорида, прямо напротив торгового центра "Золотые ворота", как это и показано в фильме. Ресторан, как и вся сеть, был закрыт в конце 1970-х - начале 1980-х по причине спорной природы названия и дизайна интерьера (детскую сказку "Маленький Черный Самбо" негры считают расистским произведением). Здание стояло заброшенным и заколоченным много лет - до тех пор пока в город не приехал Тим Бёртон и его съемочная группа.
В фильме засветился - в массовке и без указания в титрах -
Ник Картер, будущий участник популярной в свое время "мальчиковой" группы
"Бэкстрит-Бойз", которому тогда было 9 лет.
Дэнни Эльфман признавался, что из всех фильмов, к которым он написал музыку,
"Эдвард Руки-ножницы" - его самый любимый.
На основе фильма и музыки Дэнни Эльфмана режиссером и хореографом
Мэтью Борном был поставлен одноименный дэнс-мюзикл, отдельные видеофрагменты которого можно увидеть на "Ютубе":
интервью с Мэтью Борном,
нарезка,
"Ледяной танец",
"Свинговый танец",
"Танец среди подстриженных кустов",
поклоны.
Винсент Прайс в роли Изобретателя
Роль Изобретателя стала последним появлением на киноэкране легенды мирового кино, Короля гран-гиньоля и кумира Тима Бёртона - американского актера
Винсент Прайс (1911 - 1993).
В 1982 году Винсент Прайс озвучил 3-й мультфильм Тима Бёртона - 6-минутный шедевр
"Винсент". По словам самого Прайса, этот фильм "обеспечит бессмертие своим создателям лучше, чем звезда на Голливудском бульваре".
В истории мирового кинематографа имя Винсента Прайса стоит в одном ряду с именем
Белы Лугоши, ставшего персонажем байопик-комикса Тима Бёртона
"Эд Вуд" (1994).
Тем не менее, Винсент Прайс никогда не снимался вместе в Белой Лугоши - лишь однажды Прайс озвучил роль Человека-невидимки в комедии ужасов
"Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна" (1948), где Лугоши второй раз исполнил свою коронную роль графа Дракулы.
Именно Винсент Прайс положил начало знаменитой легенде о том, что, увидев на похоронах мертвого Белу Лугоши, лежащего в гробу в костюме графа Дракулы,
Питер Лорре (еще одна легенда мирового кинохоррора) не удержался от остроты: "Вы не думаете, что надо бы пронзить его сердце осиновым колом - на всякий случай?" На самом деле ни Винсент Прайс, ни Петер Лорре на похоронах Белы Лугоши не присутствовали.
Во время съемок Винсенту Прайсу было 78 лет, и он был давно и смертельно болен - у него был рак легкого. Когда снимали сцену смерти Изобретателя, Прайсу на самом деле стало плохо и он действительно потерял сознание прямо в кадре - всё это было снято и вошло в фильм.
Больше Винсент Прайс сниматься уже не мог. Таким образом, кадры смерти Изобретателя стали последними кадрами Короля гран-гиньоля.
Интересные цитаты и реминисценции
Создавая городок, в котором происхоит действие фильма,
Тим Бёртон вдохновлялся своим родным городом - Бурбанком (штат Калифорния, США).
Механическая разбивалка яиц, фигурирующая во флэшбэке, - это отсылка к сказочному киномюзиклу
Кена Хьюза "Пиф-паф, ой-ой-ой" ("Чух-чух, бах-бах") (1968). Одним из соавторов сценария этого фильма был
Роальд (Руэл) Даль, чью сказку
"Чарли и Шоколадная фабрика" Тим Бёртон экранизировал в 2005 году.
В финале фильма последняя ледяная статуя справа изображает
девочку Пенни - героиню диснейского мультфильма
"Спасатели" (1977).
В фильме также имеются визуальные и сюжетные реминисценции к фильмам
"Кабинет доктора Калигари" (1919)
Роберта Вине,
"Франкенштейн" (1931)
Джеймса Уэйла и
"Красавица и Чудовище" (1946)
Жана Кокто.
Фирменные "фишки" режиссера
Черно-белые полосы. Воротник рубашки Джима в эпизоде обеда.