Loathsome gargoyle!
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
|
Воскресенье, 6 марта
22.40 — телеканал Россия-К
ДАНТОН (Danton)
Фpанция — ПНР — ФРГ. 1982. 136 минут. Цветной.
Языки оригинала: Французский/польский.
Биографическая драма по пьесе Станиславы Пшибышевской "Дело Дантона" с использованием мотивов пьесы Георга Бюхнера "Смерть Дантона".
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Отлично (6 из 7)
Действие фильма начинается весной 1794 года (II года Свободы), в разгар драматических событий Великой французской буржуазной революции. Жорж-Жак Дантон, один из вождей революции, возвращается в Париж. Уверенный в том, что любовь и поддержка народа гарантируют ему, народному герою и любимцу санкюлотов, полную безопасность, Дантон начинает открыто критиковать своего прежнего союзника Робеспьера за проводимую им политику террора и диктатуры...
Один из лучших фильмов на тему Французской революции с мастерской режиссурой и великолепными актерскими работами. Отличная игра Жерара Депардье в заглавной роли — несмотря на практически полное отсутствие внешнего сходства с реальным Дантоном.
Производство — "Ле Фильм Дю Лозань" в сотрудничестве с "Груп Де Продюксьон Экс" (Варшава).
Заказчики — "Гомон", "ТФ1 Фильм Продюксьон"", "С.Ф.П.Ц." и "Т.М." при участии Министерства культуры (Париж) и "Фильм Польски".
Права — "Гомон", "Фильм Польски", "ТФ1 Ф.П." и "С.Ф.П.Ц.".
Натурные съемки — Шато-де-Жермант (департамент Сена-и-Марна, Франция), Версаль (департамент Ивелин, Франция) и Санлис (департамент Уаза, Франция).
Исторические консультанты — профессор Ян Баскевич и профессор Стефан Меллер.
Грим — Жаки Рейналь, Жаки Бубан и Рената Буковска.
Костюмы — Ивонн Сассино де Нель.
Пошив костюмов — модный дом "Тирелли".
Художник — Аллан Старский.
Сохудожник — Жиль Васте.
Декораторы — Мария Осечка-Куминек, Анри Лакост, Жан Каромель и Барбара Новак.
Оператор — Игорь Лютер.
Монтаж — Галина Пругар-Кетлинг.
Композитор — Жан Продромид.
Исполнение музыки: оркестр Варшавской филармонии под руководством Яна Прусака и хор Варшавского музыкального общества под руководством Мацея Яскевича.
Делегированный продюсер — Эммануэль Шлумбергер.
Продюсеры — Маргарет Менего и Барбара Пек-Шлесицка.
Сценарист — Жан-Клод Карьер.
Сосценаристы — Анджей Вайда, Агнешка Холланд, Болеслав Михалек и Яцек Гасиоровский.
Режиссер — Анджей Вайда.
В главных ролях: Жеpаp Депаpдье (Дантон) и Войцех Пшоняк (Робеспьер).
Впервые на экране Анна Альваро в роли Элеоноры.
В фильме также снимались: Ролан Бланш (Лакруа), Патpис Шеpо (Демулен), Эммануэль Дебеве (Луизон), Кшиштоф Глобиш (Амар), Рональд Гуттман (Эрман), Жерар Арди (Тальен), Тадеуш Хук (Кутон), Стефан Жобер (Пани), Марьян Кочиняк (Ленде), Марек Кондрат (Барер де Вьезак), Богуслав Линда (Сен-Жюст), Ален Маке (Эрон), Бернар Мэтр (Лежандр), Люсьен Мельки (Фабр д'Энглантин), Серж Мерлен (Филиппо), Эрвин Новьяшак (Колло д'Эрбуа), Леонард Петрашак (Карно), Роже Планшон (Фуке-Тенвиль), Энджел Седжвик (брат Элеоноры), Анджей Северин (Бурдон), Ежи Трела (Билло-Варенн), Жак Вийере (Вестерманн), Анджела Уинклер (Люсиль Демулен), Жан-Лу Вольфф (Эро де Сешель), Чеслав Валлейко (Вадье), Владимир Йорданофф (начальник стражи), Малгожата Заячковска (служанка Дюплэ), Шимон Залесский (Леба) и другие.
Камео
Известный польский художник Франтишек Старовейский — в роли "живописца революции", знаменитого французского художника Жака-Луи Давида.
Награды
Премия "Сезар" (Франция) за режиссуру.
Приз Луи Делюка (Франция).
Премия BAFTA (Великобритания) за иноязычный фильм.
Премия за мужскую роль (на двоих — Жерар Депардье и Войцех Пшоняк) на МКФ в Монреале (Канада).
Премия критиков на КФ польских фильмов в Гдыне (ПНР).
Премия Национального Общества кинокритиков (США) за мужскую роль (Жерар Депардье — также за фильм "Возвращение Мартена Герра").
Премия Лондонского Круга кинокритиков (Великобритания) в номинации "режиссер года" (Анджей Вайда).
Номинации
4 номинации на премию "Сезар" (Франция): фильм (уступил фильму Боба Суэйма "Баланс" ("Наркобарон")), актер (Жерар Депардье — уступил Филиппу Леотару за фильм "Баланс" ("Наркобарон")), адаптированный сценарий (Жан-Клод Карьер — уступил Жану Ореншу, Мишелю Гризолья и Пьеру Гранье-Деферру за фильм "Северная звезда") и звук (Петр Завадский, Доминик Аннекин и Жан-Пьер Ру — уступили Вильям-Роберу Сивелю и Клоду Виллану за фильм "Прохожая из Сан-Суси").
Интересные факты
После выхода фильма на экраны французы были несколько задеты тем, что польский режиссер Анджей Вайда попытался иначе взглянуть на события Великой французской буржуазной революции, очевидно переоценивая роль некоторых исторических личностей. Это относится прежде всего к Дантону, который показан в картине идейным бунтарем против нарождающейся диктатуры якобинцев во главе с Робеспьером, идеалистом-романтиком, который в одиночку бросается на устранение несправедливостей мира, зовет людей к борьбе за духовное освобождение и получает в ответ предательство единомышленников и неминуемую смерть, а самое главное — извращение своих идей. Примирение и даже высокая оценка ленты (включая высшую кинопремию Франции "Сезар" за режиссуру) возникли на почве соотнесения фильма со сложной политической ситуацией в тогдашней Польше.
Интересные цитаты, реминисценции и совпадения
Несмотря на то что реконструкция событий выполнена довольно тщательно, в фильме ясно просматриваются прямые аллюзии, отражающие политическую ситуацию в Польше 1982 года: это было время сразу после разгона антикоммунистического профсоюзного объединения "Солидарность" и интернирования ее лидеров, в том числе ее создателя Леха Валенсы. У польского зрителя тех времен выступающий против тирании Дантон явственно ассоциировался с Лехом Валенсой, а превращающийся помимо своей воли в тирана Робеспьер — с главой социалистической Польши Войцехом Ярузельским.
У российского зрителя вполне правомерно могут возникать ассоциации с фигурантами политических процессов эпохи сталинских репрессий. Еще и до фильма Анджея Вайды многие историки и писатели сравнивали, например, Николая Бухарина с Дантоном, Льва Троцкого — с Эбером, а Владимира Ленина — с Маратом (печально знаменитую Фанни Каплан в прессе не раз называли "русской Шарлоттой Корде").
В популярном американском издании-справочнике "Видеокиногид" (Video Movie Guide) можно прочитать следующее объяснение смысла фильма: "Борьба между главным персонажем и Робеспьером — не что иное, как противостояние Америки и СССР". Однако это объяснение очевидно грешит примитивизмом восприятия и скорее относится к области курьезов.
Актер Анджей Северин (Бурдон) впоследствии блистательно сыграл Робеспьера в фильме Робера Энрико и Ричарда Ти Хеффрона "Французская революция" (1989).
|