Вторник, 8 марта
4.00 — телеканал
100ТВ
"МУЛЕН РУЖ" (Moulin Rouge)
Великобритания. 1952. 119 минут. Цветной.
Язык оригинала: Английский.
Биографическая фантазия по одноименному роману
Пьера Ла Мюра о судьбе легендарного французского художника
Анри де Тулуз-Лотрека, ставшего одним из героев киномюзикла
База Лурманна "Мулен Руж!" (2002).
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Отлично (6 из 7)
Дикий, злой, удивительный Париж... Все его любови, женщины и чувственные легенды!
Самая потрясающая и дерзкая история любви из всех, когда-либо рассказанных!
"Краски на его палитре затвердели, кисти высохли, но гений Анри де Тулуз-Лотрека такой же свежий и живой, как в день, когда он их нанес. Сейчас на короткий миг они вернутся в его руки, и он, и его любимый город, и его время вновь оживут".
Париж, 1890 год. Молодой художник Анри Тулуз-Лотрек проводит целые дни в "злачном месте" — кабаре "Мулен Руж", рисуя девушек, танцующих канкан. Но, несмотря на богатство и принадлежность к старинному графскому роду, Анри глубоко несчастлив. Он — калека, жалкий коротышка, и лишь в объятиях уличной проститутки Мари забывает об этом. Но вскоре Анри понимает, что легкомысленную девицу интересуют только его деньги. Пытаясь облегчить свое горе, художник рисует для кафе серию афиш. Наутро он просыпается знаменитым, а "Мулен Руж" навсегда входит в историю…
Красочная и трогательная, очень незаурядная биографическая фантазия, удостоенная двух "Оскаров".
Заявленный бюджет фильма —
$1,500,000.
Производство —
"Ромулус".
Заказчик —
"Метро-Голдвин-Майер".
Дистрибьютор —
"Индепендент Филм Дистрибьюторс".
Права —
"Ромулус Филмз Лтд.".
Съемочный период:
23 июня 1952 — 10 сентября 1952.
Натурные съемки —
Париж (Франция) и
Лондон (Англия).
Павильонные съемки — студия
"Шеппертон" (Шеппертон, графство Суррей, Англия).
Специальный монтажный эпизод —
Роберт Хессенс.
Комбинированные съемки (без указания в титрах): художник —
Джуди Джордан, оператор —
Уолли Виверс.
Грим —
Констанс Рив.
Декорации и костюмы —
Верте.
Дизайн и изготовление костюмов Жа Жа Габор —
Скиапарелли.
Художник —
Пол Шерифф.
Оператор —
Освальд Моррис.
Специальный консультант по цвету —
Элиот Элисофон.
Монтаж —
Ральф Кемплен.
Композитор —
Жорж Орик.
Адаптация стихов —
Пол Ден.
Оригинальные французские стихи песни
"Опять апрель" (It's April Again) —
Жак Ларю.
"Опять апрель" (It's April Again) (на основе песни
"Вдоль Сены" (Le long de la Seine)): музыка —
Жорж Орик, стихи —
Жак Ларю, перевод с французского на английский —
Пол Ден, исполнение —
Жа Жа Габор, дубляж —
Мюриэль Смит.
"Канкан" (Can-Can) из оперетты
"Орфей в аду" (Orphée aux enfers): музыка —
Жак Оффенбах.
Музыкальный руководитель —
Ламберт Уильямсон.
Хореограф —
Уильям Чаппелл.
Продюсеры —
Джон Хьюстон и
Джон Вулф (без указания в титрах).
Сценаристы —
Энтони Виллер и
Джон Хьюстон.
Режиссер —
Джон Хьюстон.
В главной роли —
Хосе Феррер (Анри де Тулуз-Лотрек / граф Альфонс де Тулуз-Лотрек).
В ролях:
Жа Жа Габор (Жанна Авриль),
Сюзанна Флон (Мирьямм Хайам),
Клод Нолье (графиня де Тулуз-Лотрек),
Катрин Кат (Ла Гулю),
Мюриэль Смит (Айша),
Мэри Клейр (мадам Луэ) и впервые на экране
Колетт Маршан (Мари Шарле).
Также в ролях:
Уолтер Кришем (Валентен Дессосс),
Гарольд Каскет (Цидлер),
Джим Жераль (отец Котель),
Жорж Ланн (сержант полиции Пату),
Ли Монтегю (Морис Жоян),
Морин Свэнсон (Дениз де Фронтьяк),
Тутте Лемков (партнер Айши),
Джилл Беннетт (Сара),
Теодор Бикель (король Мило IV Сербский),
Питер Кашинг (Марсель де Ла Вуазье),
Чарльз Карсон (мсье Пакин),
Уолтер Кросс (Бабар).
В фильме также снимались (без указания в титрах):
Кристофер Ли (Жорж Сера),
Эрик Польманн (Пикар),
Майкл Бэлфур (Додо),
Фрэнсис Де Вулфф (Виктор),
Сюзи Юзен (Лоретта),
Жан Ландье (Анкетен),
Робер Ле Фор (Гози),
Жан Озанн (Феликс) и другие.
Награды
2 премии
"Оскар" (США) по разряду цветного фильма: художники (
Пол Шерифф и
Верте) и костюмы (
Верте).
Премия
"Золотой глобус" (США) в номинации "наиболее обещающая актриса-новичок" (
Колетт Маршан).
Премия
"Серебряный лев" на МКФ в Венеции (Италия).
Премия Британского Общества кинооператоров (Великобритания) за работу оператора.
Номинации
5 номинаций на премию
"Оскар" (США): фильм (уступил фильму Сесила Би Де Милля
"Величайшее шоу на Земле"), режиссер (
Джон Хьюстон — уступил Джону Форду за фильм
"Тихий человек"), актер (
Хосе Феррер — уступил Гэри Куперу за фильм
"Ровно в полдень"), актриса второго плана (
Колетт Маршан — уступила Глории Грэм за фильм
"Плохой и прекрасная") и монтаж (
Ральф Кемплен — уступил Эльмо Уильямсу и Гарри Даблъю Герштаду за фильм
"Ровно в полдень").
3 номинации на премию
BAFTA (Великобритания): фильм вообще (уступил фильму Рене Клемана
"Запрещенные игры"), британский фильм (уступил фильму Генри Корнелиуса
"Женевьева") и наиболее обещающий новичок в кино (
Колетт Маршан — уступила Норману Уиздому за фильм
"Неприятности в лавке").
Номинация на премию Гильдии сценаристов Америки (США) за сценарий американской драмы (
Энтони Виллер и
Джон Хьюстон — уступили Карлу Форману за фильм
"Ровно в полдень").
Интересные факты
Чрезвычайно сложной задачей было превратить актера
Хосе Феррера, обычного человека ростом 1 м 76 см, в непропорционального коротышку
Анри де Тулуз-Лотрека. Для этого использовались особые ракурсы съемок, специальные костюмы и гримы, потайные люки и платформы, а также дублеры маленького роста.
Кроме того, Хосе Феррер сам разработал набор специальных наколенников, используя которые, он мог передвигаться на коленях с голенями, накрепко прикрученными к бедрам. При этом актер испытывал чудовищную боль, и потому мог сниматься в наколенниках только очень короткое время. При этом трость, которой Хосе Феррер пользовался в большинстве эпизодов, была совершенно необходима.
Правда, при такой ходьбе на коленях рост Хосе Феррера получался на 6 дюймов (примерно 15 см) ниже реального Анри де Тулуз-Лотрека, рост которого составлял 5 футов 1 дюйм (примерно 1 м 54 см).
При этом в другом гриме и костюме и, так сказать, на своих ногах тот же Хосе Феррер в фильме сыграл и отца художника, графа
Альфонса де Тулуз-Лотрека.
Когда в кадре мы видим руки Тулуз-Лотрека, рисующие картины, это руки не актера Хосе Феррера, а художника фильма
Верте.
Чтобы успеть получить возможные номинации на премию "Оскар", режиссер
Джон Хьюстон завершил окончательный монтаж фильма всего за несколько часов до декабрьской премьеры картины.
Интересные цитаты, реминисценции и совпадения
Большая часть оформления, антуража, костюмов и гримов фильма стилизованы под плакаты
Анри де Тулуз-Лотрека.
Когда художник фильма
Верте в юности учился в художественной школе, ему не всегда хватало денег, чтобы оплачивать обучение. Чтобы добыть деньги, Верте создавал и продавал поддельные картины Тулуз-Лотрека.
Фильм
Джона Хьюстона "Мулен Руж" (1952) и киномюзикл
База Лурманна "Мулен Руж!" (2001), где действие также происходит в легендарном парижском кабаре и одним из героев которого также является Анри де Тулуз-Лотрек, получили по 2 премии "Оскар" в одних и тех же номинациях: за работу художников и за костюмы.
АНРИ-МАРИ-РАЙМОН ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК-МОНФА (1864 — 1901)
Анри де Тулуз-Лотрек по рождению был аристократом — он был последним по мужской линии представителем древнейшего аристократического рода графов Тулузских. Его ждало блестящее будущее, но всё перечеркнула трагедия. В 14 лет Лотрек сломал обе ноги и навсегда остался калекой — из-за генетического заболевания (его отец и мать приходились друг другу двоюродными братом и сестрой) его ноги перестали расти. В результате красивый одаренный мальчик превратился в коротышку с маленькими ножками и большим торсом, при этом деформировалась не только фигура, но и черты лица.
Благодаря усилиям матери Лотрек получил прекрасное (в основном домашнее) образование, знал несколько языков, получил степень бакалавра. Художественные способности проявились у Лотрека еще в раннем детстве, и в сознательном возрасте он решил посвятить себя живописи. Вдохновлялся искусством импрессионистов и японскими гравюрами. В 1882 г. приехал в Париж, а в 1884 г. обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней.
В мастерских Парижа Лотрек быстро приобрел славу острослова и всегда первым смеялся над своим уродством. Умение подметить смешные стороны происходящего сделали его душой братства молодых художников. По произведениям Лотрека можно почувствовать атмосферу Парижа конца XIX века, воссозданную художником насмешливого, саркастического склада, не боящегося опускаться до самого дна, открывающего двери искусства сонму новых причудливых персонажей — то шумных и развязных, то усталых и опустошенных, то жалких и одиноких. Лотрека не волновали исторические и мифологические сюжеты — его привлекал мир ночных кабаре и театров, певичек и проституток, цирка и балаганов, скачек и велосипедных гонок и т.п.
Несчастье не сломило Лотрека, но глубоко уязвило его гордость, и искусство стало единственным средством, с помощью которого он мог утвердить себя. Однако его взгляд на мир был нередко насмешлив и исполнен горечи. Художник изображал своих героев (и себя среди них) хлестко, шаржируя натуру — впрочем, никого и ничего не осуждая и не разоблачая. Он — гений гротеска. Его дерзкая энергичная линия обладает магической силой, выхватывая мгновения из пестрого водоворота ночного Монмартра и заставляя их жить. Важное место в его картинах занимают танцовщицы
Ля Гулю (Обжора) и
Жанна Авриль, клоунесса
Ша-Ю-Као, певица
Иветт Гильбер.
В зрелые годы Лотрек много работал в плакате, делал афиши и рекламы. Это было закономерно: тяга к монументализации образа, свободный рисунок, стремительные ритмы, динамика и асимметрия композиции, контрастные сочетания локальных цветовых пятен — всё порождало особую экспрессию форм, которым становилось тесно в рамках станкового искусства. Лотрек одним из первых поднял плакат на уровень подлинного искусства.
Личная жизнь Лотрека не сложилась: пережив несколько сокрушительных любовных разочарований, он с головой окунулся в беспутный образ жизни, заливая физическую и душевную боль алкоголем и всеми доступными излишествами.
Анри де Тулуз-Лотрек умер на руках у матери в родовом замке Мальроме от нейросифилиса, не дожив до 37 лет. Он так и не дождался признания, которое, как это часто случается, пришло к нему лишь после смерти.