Интересные факты
Это — первый кинофильм о Бэтмене, в названии которого нет слова "Бэтмэн".
Как это часто бывает с ожидаемыми проектами, во время съемок фильма по документам он проходил под кодовым названием —
"Первый поцелуй Рори". Это делается, чтобы сбить с толку "охотников за сенсациями". По центру Чикаго, где проходили съемки, даже были расклеены специально изготовленные постеры с фальшивым названием и логотипом.
Из тех же соображений впоследствии в некоторые кинотеатры коробки с фильмом были отправлены под названием
"Армия Оливера".
Кристофер Нолан предлагал Кэти Холмс вновь сыграть Рейчел Доус, но актриса отказалась. Причной отказа была не только номинация на "Золотую малину", полученная за роль Рейчел в фильме
"Бэтмен: Начало" (2005), но и возможность сыграть одну из главных ролей в криминальной комедии
Кэлли Кхури "Шальные деньги" (2008) вместе с
Дайан Китон и
Куин Латифой, которую в результате Кэти Холмс и предпочла.
На место Кэти Холмс была выбрана Мэгги Гилленхааль, немного схожая с Кэти внешне.
Также на роль Рейчел Доус пробовались
Айла Фишер,
Эмили Блант и
Рейчел Макадамс.
В
"Темном рыцаре" (2008), как и в фильме
"Бэтмен: Начало" (2005), в одной из отрицательных ролей снялся актер, который когда-то был звездой, но впоследствии "вышел в тираж": в предыдущем фильме это был
Рутгер Хауэр (Эрл), а в этом —
Эрик Робертс (Сальваторе Марони).
В массовке готэмских полицейских играли настоящие свободные от работы копы из Чикаго (штат Иллинойс), Буффало-Гроува (штат Иллинойс), Джольета (штат Иллинойс), Элирии (штат Огайо) и Хэммонда (штат Индиана).
В День благодарения 2007 года на различных общественных мероприятиях в США были распространены специально изготовленные 4-страничные газеты "Готэм Таймс" таблоидного формата. На первой полосе красовался большой заголовок: "ГОРОД В СОСТОЯНИИ ВОЙНЫ: Бэтмен спасает всю семью!", статьи обыгрывали различные события сюжета фильма, а все остальные материалы тоже так или иначе рекламировали будущий фильм — включая прогноз погоды ("Сумрачно и пасмурно..."), рекламу Готэмского Национального банка и "Готэмского справочника для девочек", а также объявления о наборе в Готэмский департамент полиции.
В течение нескольких месяцев до премьеры фильма было проведено несколько тщательно продуманных интерактивных рекламных акций.
Одна из самых крупных рекламных акций прошла на знаменитом международном фестивале комиксов и сопредельных элементов поп-культуры в Сан-Диего (штат Калифорния, США), известном как "Комик-Кон". Акция называлась "Чего такой серьезный?" и представляла из себя реалити-квест: поклонникам комиксов о Бэтмене вообще и Джокера в частности было предложено искать различные подсказки, спрятанные по всему по городу. В результате этой игры легионы поклонников, одевшихся и загримировавшихся под Джокера, собрались на улице напротив гордоского конференц-центра. Всем участникам в процессе акции были присвоены номера, и победитель игры был торжественно приглашен в неизвестно откуда подъехавший внедорожник "Кадиллак-Эскалада". За игроком захлопнулась дверь, а через мгновение все услышали его отчаянный крик, машина рванулась с места и умчалась. Позже в этот же день в городе была распространена газета "Готэм Таймс" со статьей под заголовком "Джокер убит?" В статье сообщалось о том, что найден забитым до смерти мужчина, который, как полагают, был загадочным Джокером. К статье прилагались фотографии с места преступления, и в пострадавшем участники акции узнали того самого поклонника, которого увезла таинственная "Эскалада". В газете упоминалось, что в руке несчастного была игральная карта — джокер, — на которой было написано: "Увидимся в декабре!"
Во время съемок этого фильма впервые в истории кинопроизводства использовались IMAX-камеры.
Кристофер Нолан несколько лет хотел снимать кино в формате IMAX — и наконец-то получил такую возможность.
Специально для IMAX-версии фильма было отснято шесть больших экшн-эпизодов, включая несколько высотных панорам, в высоком разрешении формата IMAX. Эти эпизоды вошли в дополнительные материалы на двухдисковом DVD-релизе.
Так же как и во время съемок предыдущего фильма
"Бэтмен: Начало" (2005), режиссер Кристофер Нолан лично руководил всеми съемками — никакой второй группы не было.
Эпизод взрыва снимался в знаменитом здании бывшей
теплоэлектростанции в Баттерси (Battersea Power Station) (Лондон, Англия). После закрытия электростанции в 1983 году это циклопическое сооружение на берегу Темзы стало одним из самых известных ориентиров в Лондоне благодаря
обложке альбома
"Скот" (Animals) группы
"Пинк Флойд" и
буклету для альбома
"Квадрофения" (Quadrophenia) группы
"Ху", а также появлению в таких фильмах, как
"На помощь!" (1965),
"Смысл жизни по Монти Пайтону" (1983),
"1984" (1984),
"Ричард III" (1995) и других.
Яркая вспышка во время съемок взрыва привела к многочисленным звонкам в полицию местных жителей, решивших, что на бывшей электростанции совершен теракт.
Во время съемок в чикагском почтовом офисе, где параллельно снимались эпизоды в банке и в полицейском управлении, в одном из верхних этажей здания вспыхнул никак не связанный со съемочным процессом пожар. Однако некоторое время никто не вызывал пожарных, так как все решили, что дым и огонь — всего лишь эффекты, созданные для съемок.
Тема Бэтмена звучит в фильме всего дважды, так как композиторы
Ганс Циммер и
Джеймс Ньютон Хауард не хотели, чтобы зрители после фильма напевали эту героическую тему, вместо того чтобы оценить сложность, глубину и мрачность героя. То, что мелодия звучит всего дважды за весь длинный фильм, создало то, что Ганс Циммер называет "музыкальным предзнаменованием".
Хит Леджер в роли Джокера
Кристофер Нолан и его соавторы по созданию сценария Дэвид С. Гойер и Джонатан Нолан с самого начала договорились не раскрывать в фильме происхождение и истинную личность Джокера — это давало возможность представить героя как Абсолютное Зло.
По задумке Кристофера Нолана, Джокер в фильме должен был предстать таким, каким он
был в первых двух комиксах с его участием. Поэтому в качестве консультанта по вопросам сюжета и образа был специально нанят
Джерри Робинсон — один из создателей образа Джокера, автор концепции персонажа.
Несмотря на бесконечные догадки и предположения о критериях, по которым был выбран актер на роль Джокера, Кристофер Нолан с самого начала решил, что будет снимать в этой роли только Хита Леджера. Позже режиссер признался, что он и Леджер встретились и договорились еще до того, как был разработан синопсис фильма.
Когда Кристофера Нолана спрашивали в интервью, почему он выбрал Хита Леджера, режиссер неизменно отвечал: "Потому что он бесстрашен".
Готовясь к роли Джокера, Хит Леджер почти 6 недель жил один в номере мотеля, чтобы внимательнейшим образом разобраться в психологии своего героя. Актер скрупулезно продумал все нюансы образа Джокера — особенно голос и маниакальный садистский смех. По признанию самого Хита Леджера, самой сложной задачей были голос и смех: цель была в том, чтобы они были непохожи на голос и смех Джокера в исполнении
Джека Николсона в фильме
Тима Бёртона "Бэтмен" (1989).
Узнав, что роль Джокера будет играть Хит Леджер, художник по костюмам
Линди Хемминг решила отказаться от привычной эклектичной концепции одеяния этого героя и придать ему "более молодой и модный вид", чтобы представить поколение Леджера.
Пластический грим Джокера состоял из трех особых суперпрочных накладок из штампованного силикона, которые крепились специальными косметическими средствами: две к щекам, а третья под нижней челюстью.
Это была совершенно новая, усовершенствованная технология пластического грима, которая значительно облегчила и ускорила весь процесс: наложение грима каждый раз занимало менее часа, и, по словам Хита Леджера, он вообще не ощущал наложенного грима.
Поверх пластического грима на лицо Джокера наносился клоунский грим, дизайн которого разработал сам Хит Леджер, который использовал для этого обычный белый грим и косметику, купленную в аптеке. Дизайн грима был одобрен режиссером, и после этого команда гримеров отвечала за то, чтобы воспроизводить этот грим для съемок каждый день.
Грим на губах выполнен с помощью специальной помады и силиконовых средств, способных придать лицу эффект растянутого рта. Такое соединение в сочетании с гримом позволяет получить эффект разорванного от уха до уха рта и пост-травматического келоидного рубца на нижней губе и правой щеке, чтобы ещё больше устрашить лицо актёра, и к тому же придать образу некие внешние уродства. Кроме этого на лицо также нанесён специальный грим, позволяющий придать лицу крайне бледный оттенок, и поэтому герой Хита выглядит как оживший мертвец. Весь грим, не считая накладок, положен небрежно и неаккуратно, чтобы у зрителя отпали все сомнения, что перед ними настоящий псих. Ежедневный грим Хита Леджера занимал чуть менее часа.
Внезапная смерть Хита Леджера 22 января 2008 тут же вызвала множество слухов, предположений и откровенных спекуляций на тему ситуации с фильмом — говорили о том, что фильм придется либо переснимать, либо вообще закрыть. Поэтому вскоре после известия о трагическом уходе актера студия "Уорнер Бразерс Пикчерс" выступила с заявлением, в котором официально подтверждалось, что Леджер успел завершить съемки в фильме — в том числе и озвучание, — и таким образом, роль Джокера полностью готова.
По мнению сэра Майкла Кэйна, исполнителя роли Альфреда, Хит Леджер своей игрой положил конец всем разногласиям и превзошел самого
Джека Николсона, игравшего Джокера в фильме
Тима Бёртона "Бэтмен" (1989). Майкл Кэйн сказал в интервью буквально следующее:
Джек был больше клоунской фигурой, мягкий, но злобный, такой пожилой дядюшка-убийца. Он мог быть забавным и заставить вас смеяться. Хит пошел в совершенно противоположным Джеку направлении, он выглядит реально страшным психопатом. Он — прекрасный парень, и его Джокер будет адским открытием в этой картине.
Такое мнение сложилось у Майкла Кэйна после съемок эпизода, в котором Джокер врывается на банкет в пентхаус Уэйна. Кэйн не присутствовал на репетициях и вообще не общался до того с Хитом Леджером, поэтому когда тот появился на съемочной площадке в обличии Джокера и начал свою речь, Кэйн по-настоящему испугался — да так, что даже забыл свои реплики!
Аарон Экхарт в роли Харви Двуликого
Режиссер Кристофер Нолан решил пригласить Аарона Экхарта на роль Харви Дента / Харви Двуликого, после того как увидел его игру в комедии/драме
Джейсона Райтмана "Здесь курят" (2005).
Аарон Экхарт описывал свое видение Харви Дента как человека, который является частью того же мира, что и Бэтмен, и одновременно не принадлежит этому миру (Дента называют Белым рыцарем Готэма — в противоположность Бэтмену, Темному рыцарю). Задачей актера было "искать подобие и напряженность между этими двумя; сначала найти сходство с Бэтменом, а затем — различия".
Готовясь к роли Харви Двуликого, Аарон Экхарт изучал реальные случаи раздвоения личности.
Кристиан Бейл в роли Бэтмена
В этом фильме Брюс Уэйн разрабатывает и носит новый костюм Бэтмена. Этот костюм был усовершенствован по сравнению с предыдущим фильмом
"Бэтмен: Начало" (2005), что дало Кристиану Бэйлу возможность чувствовать себя в нем более комфортно и быть более подвижным.
Костюм состоял из 200 уникальных частей, сделанных из резины, стекловолокна, металлической сетки и нейлона, производящих впечатление сложной технологии. Костюм был снабжен эластичной бандажировкой, чтобы лучше соответствовать телосложению Кристиана Бейла.
В краги Бэтмена действительно были встроены лезвия, способные выдвигаться и вылетать.
Капюшон был основан на мотоциклетном шлеме и не составлял единое целое с шеей, что позволяло Кристиану Бейлу двигать головой. Таким образом, это первый фильм "бэтманианы", в котором у костюма Бэтмена свободно поворачивается шея.
После окончания съемок Кристиан Бейл забрал себе маску Бэтмена. Актер хотел взять весь костюм, но понял, что ему будет негде его хранить.
Интересные цитаты и реминисценции
Изначальный образ Джокера основан на образе главного героя романа
Виктора Гюго "Человек, который смеется" (1869) — Гуинплена; а точнее — на внешнем облике
Гуинплена в исполнении легендарного немецкого актера Конрада Фейдта в классической американской экранизации
"Человек, который смеется" (1928). Джокер был придуман автором комиксов
Бобом Кейном и художниками
Джерри Робинсоном и
Биллом Фингером и
впервые появился в первом же комиксе о похождениях Бэтмена весной 1940 года. Следует отметить, что образ Гуинплена повлиял только на внешность Джокера — характер героя диаметрально изменился.
Джокер в исполнении Хита Леджера стал наиболее близким к образу Гуинплена из всех кинематографических и телевизионных воплощений Джокера. В фильме
"Темный рыцарь" (2008) улыбка Джокера впервые стала результатом разрезанного рта, а не воздействия химикатов, как это всегда было ранее.
Создавая образ Джокера, Хит Леджер основывал внешний вид героя на хаотическом, взъерошенном облике легедарного панк-рокера
Сида Вишеса, а манеру держаться и психотические особенности — на образе
Алекса де Ларжа в исполнении Малкольма Макдауэлла из фильма
Стэнли Кубрика "Заводной апельсин" (1971).
9-минутная сюита, составившая тему Джокера, основана на двух нотах — "ре" и "до". В латинской системе эти ноты обозначаются буквами D и C — таким образом, в теме Джокера зашифровано название издания
"Ди-Си Комикс" (DC Comics), издающего комиксы о Бэтмене.
Зазубренные края краг Бэтмена позаимствованы у героя пульповой литературы ("бульварного чтива") 1930-х годов
Энтони (Тони) Квинна по прозвищу Черная Летучая Мышь (The Black Bat).
Первые книжки издательства
"Триллинг Пабликейшнс" о похождениях Черной Летучей Мыши появились летом 1939 года почти одновременно с комиксами издательства "Ди-Си Комикс" о Бэтмене, что вызвало взаимные обвинения в плагиате и угрозы судебных исков. Конфликт, однако, удалось уладить без суда — благодаря посредничеству редактора "Ди-Си"
Уитни Эллсворта, ранее работавшего в "Триллинге", стороны пришли к соглашению, что позволило обоим персонажам сосуществовать мирно. Ныне считается, что образы обоих героев были частично основаны на образе более раннего героя пульповой литературы — крутого борца с преступностью, который первым носил прозвище
Черная Летучая Мышь. Создатель Бэтмена Боб Кейн всегда утверждал, что если кто и вдохновил его на создание супергероя в костюме летучей мыши — так это злодей из детективного триллера
Роланда Уэста "Шепот летучих мышей" (1930). Однако влияние Черной Летучей Мыши на мир Бэтмена несомненно: помимо уже упомянутых краг, оно выразилось также в появлении двух персонажей комиксов о Бэтмене. Во-первых, на образе героя книжек "Триллинг Пабликейшнс", который был окружным прокурором и стал Черной Летучей Мышью, после того как был ослеплен и изуродован кислотой, основан образ одного из самых популярных суперзлодеев вселенной Бэтмена —
Харви Двуликого, появившегося в 1942 году. А во-вторых, прозвище героя было частично позаимствовано (без артикля) для
Черной Летучей Мыши (Black Bat) — героини комиксов о Бэтмене, появившейся в 1996 году.
Бэтмэн просит Альфреда найти имена полицейских, члены семей которых лежат в больнице, и тот находит фамилию Рамирес-Берг.
Чарльз Рамирес-Берг — это знаменитый профессор Техасского университета в Остине, преподаватель радио-теле-кинодела, который, помимо других знаков почтения, упомянут в автобиографии культового режиссера
Роберта Родригеса как его любимый учитель.
Одна из фигурирующих в картине военных униформ носит название "Фило" — она названа в честь участницы съемочной группы, иллинойского ассистента режиссера по работе с массовкой
Джоан Фило.
В гражданской символике Готэм-Сити скомбинированы элементы муниципальных эмблем Нью-Йорка и Чикаго: например, номерные знаки готэмских автомобилей смоделированы на основе номерных знаков штата Иллинойс, а эмблемы на дверях готэмских мусоровозов воспроизводят старый логотип Санитарного департамента Нью-Йорка.
Нестор Карбонелл (мэр Энтони Гарсия) ранее играл Летучего Мыша (Бэтмануэля) — пародию на Бэтмена в комедийном комикс-телесериале
"Клещ" (The Tick) (2001-02).
Майкл Джей Уайт (бандит Попрыгунчик) ранее играл заглавную роль в черном комиксе
"Исчадье" ("Спаун") (1997), экранизации комиксов
Тодда Макфэрлейна, заглавный герой которых — восставший из мертвых мрачный супергерой Исчадье (Спаун) — встречается с Бэтменом в комиксе-кроссовере
"Исчадье/Бэтмен" (1994), созданном Тоддом Макфэрлейном совместно с
Фрэнком Миллером, автором нескольких комиксов о Бэтмене.
Сенатор
Патрик Лихи (пожилой джентльмен на вечеринке), большой поклонник комиксов о Бэтмене, ранее сыграл камео в фильме
Джоэла Шумахера "Бэтмен и Робин" (1997) и озвучил роль губернатора Территории Юта в эпизоде
"Решающее столкновение" (1995) — 12-й серии III сезона мультсериала
"Бэтмен" (1992-95).
Фальшивое название фильма —
"Первый поцелуй Рори" — было дано в честь сына режиссера Кристофера Нолана, которого зовут Рори.