Обсуждение: Кинопремьеры
Просмотреть только это сообщение
Старые 01-04-2011, 20:53   #114
Эрик
Loathsome gargoyle!
 
Аватар пользователя Эрик
 
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
"В СУББОТУ"

ФИЛЬМ В РУКУ, или ЗАТЕРЯННЫЙ В ПРИПЯТИ

Воистину, жизнь бывает удивительнее любого кино. И совпадения бывают такие, что только диву даешься! В апреле этого года исполнится 25 лет с трагического дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. Именно к этой дате известный драматург Александр Миндадзе снимал свой второй режиссерский проект — драму "В субботу". Кто же мог знать, что фильм окажется "в руку" и что тема станет вновь так остро актуальной?

Ядерная заря

Итак, действие разворачивается в атомограде Припять (а не в Чернобыле, что бы там ни писали на постерах!) на протяжении одного дня — субботы 26 апреля 1986 года. Этой ночью на расположенной в трех км от города Чернобыльской АЭС взорвался "безаварийный" четвертый энергоблок. Об этом знает только начальство и молодой, но ушлый партфункционер Валера (Антон Шагин), побывавший на месте аварии, но поклявшийся партбилетом "не сеять панику".

Схватив под мышку свою девушку Веру (Светлана Смирнова-Марцинкевич), Валера пытается уехать из города, но сломанный каблук туфельки, подобно тому потерянному гвоздю, запускает цепь событий, приводящую героя вместо вокзала в ресторан. Здесь на свадьбах играет группа под руководством Гитариста (Станислав Рядинский) — бывшие друзья Валеры, которых он когда-то предал. Заняв место упившегося ударника Карабаса (Вячеслав Петкун), Валера понимает, что вырваться из этой круговерти будет непросто. А тем временем медленно, но верно дает о себе знать схваченная на АЭС лошадиная доза радиации...

Черная суббота, красное вино

Начинается фильм очень многообещающе: озаренная огненными всполохами ночь, истерические базары начальников, сумасшедшая поездка на легковушке в самое атомное пекло, потрясающе снятые апокалиптические картины разрушенной АЭС, шизоидные разговоры с "большой шишкой" и безумный кросс героя обратно в город — всё это заставляет ждать рассказа о "падении звезды Полынь", увиденном глазами маленького человека, волей случая ставшего очевидцем большой беды. Увы, наступает утро — и сюжет уносится совсем в другую сторону, сосредотачиваясь исключительно на полупьяных разборках Валеры с бывшими корешами и явно неадекватной девушкой под песни дурными голосами и красное вино из горла.

Мысль автора вроде бы понятна: герой, раздавленный грузом ответственности даже больше, чем радиацией, не может покинуть обреченный город, потому что даже при самой смертельной угрозе от себя не убежишь... Проблема в том, что мысль-то понятна где-то на 30-й минуте — а оставшийся час смотреть уже практически невозможно. Драматургически не происходит вообще ничего, а "закос под Германа" — трясущаяся ручная камера и невнятные диалоги — тоже работает только первые минут 20, и то напрягает, а потом начинает уже откровенно раздражать. Да и решение показать последние дни атомограда исключительно через пьянки-гулянки выглядит крайне сомнительным.

Да, в потрясающе живых глазах героя можно увидеть тот ужас, который остается за кадром. И все-таки жаль, что интересная задумка и отличная актерская работа Антона Шагина потонули в нагромождении совершенно бесполезных эпизодов, не несущих ни сюжетной, ни смысловой нагрузки.
Эрик оффлайн   Ответить с цитированием