Loathsome gargoyle!
На форуме с: Aug 2003
Место жительства: питерский трюм
Сообщений: 7,692
|
"МАСТЕР И МАРГАРИТА"
ОСЕТРИНА ВТОРОЙ СВЕЖЕСТИ
В "лихие 90-е" в российском кинематографе творилась такая чертовщина, что никакому Воланду и не снилось! Как в "нехорошей квартире", бесследно исчезали не только люди, но и целые фильмы. Вот это был настоящий сюрреализм в духе Бунюэля: я видел репортажи со съемок, знал режиссеров и исполнителей, ждал картины в прокате и... не дожидался. И вот, спустя 17 лет, один из тех "фильмов-призраков" обрел наконец экранную плоть: в прокат таки вышла экранизация романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", снятая Юрием Карой еще в далеком 1994 году.
Возвращение живых мертвецов
Когда лента не вышла в прокат из-за разногласий между режиссером и продюсером, многие из участников съемок облегченно вздохнули. Даже кое-кто из исполнителей главных ролей нашел в себе силы признать, что фильм не получился. Понемногу страсти улеглись — и первая отечественная экранизация легендарного романа обрела статус где-то между легендой и курьезом. Но в 2005 году вышел телесериал Владимира Бортко — и недовольные новой версией вдруг вспомнили о картине Кары, которая, разумеется, сразу стала хорошей. После этого выход фильма на экраны был только делом времени. И вот — свершилось.
Теперь можно с уверенностью сказать: единственным достоинстом картины являются работы отдельных актеров. Дьявольски ироничен и обаятелен Валентин Гафт (Воланд), потрясает глубиной психологизма Михаил Ульянов (Понтий Пилат), отдельное шоу в каждом кадре устраивает Александр Филиппенко (Коровьев), мрачен и саркастичен Владимир Стеклов (Азазелло), мягок и трогателен Михаил Данилов (Берлиоз), нежиданен и убедителен Лев Дуров (Левий Матвей). Да и целое созвездие отличных актеров в эпизодах смотрится неплохо — было бы им что играть.
Можно отметить короткие, но яркие соло Сергея Никоненко (Степа Лиходеев), Леонида Куравлева (Никанор Иванович Босой), Вячеслава Шалевича (Каифа), Юрия Шерстнева (Афраний), Евгения Весника (психиатр), Борислава Брондукова (Варенуха), Владимира Кашпура (буфетчик Соков). Одна из "эротических звезд постсоветского кино" Александра Захарова неплохо смотрится в роли Геллы — наверно, единственный образ, который получился однозначно лучше, чем в сериале Бортко. К сожалению, фактически в ролях "мебели" оказались такие мастера, как Спартак Мишулин (Арчибальд Арчибальдович), Роман Ткачук (швейцар Николай), Виктор Сергачев (Римский), Мария Виноградова (Аннушка). Все-таки жаль, что многие так и не дожили до премьеры.
Масло и маргарин
В общем, на этом "масло" заканчивается и начинается прогорьклый "маргарин". Виктор Раков (Мастер) сам по себе неплох, но попытка состарить героя плохим гримом сводит его старания на нет. Анастасия Вертинская (Маргарита), наоборот, пытается молодиться и в результате вовсе гробит всю любовную линию, выглядя озабоченной дурой-перестарком. Сергей Гармаш (Иван Бездомный) отчаянно переигрывает, превращая трагический образ в нелепую карикатуру. Ну а те, кого так ужасал аниматронный Бегемот в сериале, — получите Виктора Павлова, косящего под Толстофера Джонса из мюзикла "КЭТС". Что, сильно лучше?
Конечно, без потерь умять 3 с лишним часа отснятого материала в двухчасовую киноверсию нереально... Но можно же хоть как-то согласовать оставшиеся эпизоды, чтобы "швы" не торчали? И без того китчевая манера режиссуры Кары в таком формате достигает чудовищной концентрации. В диалогах нет ни одной паузы — зато чуть не 2 минуты уделено дурацкому танцу Маргариты перед зеркалом. Чертовски оригинальное решение запустить Маргариту на метле под "Полет валькирий" вызывает кривую усмешку. И особенно раздражет педалирование религиозной составляющей — вплоть до неуместного использования ранних версий романа и разочаровывающе «влобной» трактовки образа Иешуа (Николай Бурляев). Кстати, о произношениях слов Иешуа и Ершалаим еще можно спорить, но поверьте моему слову: в свите Воланда знают, как произносится шотландская фамилия Макбет!
Возможно, тогда, в "лихие 90-е", такой фильм попал бы в струю. Но сейчас, при всем уважении к мастерству отдельных актеров, он выглядит залежалым и просроченным. Настоящая "осетрина второй свежести".
|